Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство 1 Класс

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9

Павлово-Посадского муниципального района

Московской области

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОУ СОШ №9

__________________ Андрюхина Т.Е.

$

30. 08. 2013 г.

$Рабочая программа по внеурочной деятельности

«Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство

1 В класс

Составитель:

Климова Екатерина Алексеевна, учитель начальных классов

2013 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудесная мастерская»: Декоративно-прикладное искусство» для 1 «В» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,$ на основе примерной программы внеурочной деятельности художественно-эстетического направления «Декоративно-прикладное искусство».

Назначение программы. Содержание программы нацелено на формирование культуры творческой личности, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество, формирование активной деятельностной позиции.

$Актуальность программы обусловлена ее практической значимостью: человек рассматривается как создатель духовной культуры и творец рукотворного мира. Возможность проявить себя, раскрыть неповторимые индивидуальные способности, в процессе изготовления красивых вещей, очень важны для воспитания у обучающихся нравственного начала, любви и уважения к творческому труду.

Возрастная группа обучающихся, объем часов. Курс «Декоративно-прикладное искусство» представляет систему занятий для детей 1 класса.

Курс включает 66 занятий: два занятия в неделю, 33 учебных недели. Эти занятия отличаются тем, что имеют не учебный характер. Так серьезная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников.

Продолжительность занятия в 1 классе – 35-40 минут.

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентир$ование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи курса

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Освоение трудовых умений и навыков, овладение материалами и инструментами, осмыслени$е технологии процесса изготовления изделий из различных материалов в проектной деятельности.

5.Формирование умения решать творческие задачи.

6. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Методы работы:

- проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения);

- частично-поисковый (в форме игры, конкурса);

- исследовательский (расширение и углубление знаний и умений);

- беседы, диалоги;

- эвристический (дети сами формируют проблему и ищут способы ее решения);

$

- репродуктивный (воспроизводящий);

- иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала).

Формы проведения занятий:

- коллективное творчество (парное, микрогрупповое, групповое, межгрупповое взаимодействие)

- индивидуальная работа;

- экскурсии;

- праздники.

$

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

- развивать положительный мотив к деятельности в проблемной ситуации ("Хочу разобраться, хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию...),

- формировать положительные изменения в эмоционально-волевой сфере (" Испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно, могу усилием воли концентрировать свое внимание…"), переживание учащимися субъективного открытия: ("Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой…)

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

$ - учиться работать по предложенному учителем плану;

- учиться оценивать результат работы - отличать верно выполненное задание от неверно выполненного;

- учиться совместно с учителем и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

$Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя справочные источники, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы и задачи на основе предметных, рисунков, схематических рисунков, схем.

Коммуникативные УУД:

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

$ Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений:

- получение первоначальных представлений о видах декоративно-прикладного искусства;

- получение представлений о значении труда в жизни человека и общества и важности правильного выбора профессии;

- приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;

- использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.

Результативность курса.$ В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).$

Кроме того, осуществляется подготовка к третьему уровню результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Контроль и оценка планируемых результатов.

Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:

- $удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс;

- сформированность деятельности (правильность выполняемых действий; соблюдение правил техники безопасности);

степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;

результаты выполнения тестовых заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;

Способы выявления промежуточных и конечных результатов обучения учащихся:

  • тестирование;

  • анкетирование;

  • демонстрации;

- выставки творческих работ.

Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с др$угими детьми.

Способом организации накопительной системы оценки является портфель достижений обучающегося. Портфель достижений – сборник работ и результатов обучающегося, который демонстрирует его усилия, прогресс и достижения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Учебно-материальная база

Помещение для проведения занятий должно отвечать требованиям санитарии и противопожарной безопасности.

В соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями площадь помещения, обеспечивающая нормальные условия работы, должна быть не менее 2,5 м2 на человека. Температура воздуха в кабинете должна поддерживаться в пределах от +17 до +200С при влажности 40-60 %.

Общее освещение кабинета лучше обеспечивать люминесцентными лампами. Они создают освещение, близкое к естественному.

На окнах должны быть занавеси для защиты глаз от воздействия прямых солнечных лучей. Занавеси рекомендуются светлые, в тон стен.

Рекомендуется светлая окраска стен. Это благотворно действует на зрительный аппарат и, кроме того, способствует увеличению общей освещенно$сти кабинета.

При размещении рабочих столов необходимо учитывать направление дневного света и вечернего освещения, чтобы рабочие места были освещены с левой стороны и сверху.

Подвесная доска используется для показа наглядных пособий, чертежей. Окна должны быть оборудованы открывающимися форточками для периодического проветривания помещения.

Оформление:

- таблицы и плакаты постоянного пользования (по безопасности труда, производственной санитарии, материаловедению и т. д.);

- сменная экспозиция (наглядные пособия, дидактический материал);

- постоянно действующие выставки изделий.

Большое значение придается художественному оформлению помещения для занятий. В кабинете должны быть постоянные и сменные экспозиции.$ Украшением могут служить изделия, изготовленные обучающимися, с указанием кто, и когда изготовил выставочные экспонаты, которые могут являться отчасти и наглядным пособием.

Обеспечение программы:

$Материалы:

  • бумага цветная, бархатная, писчая, альбомная, картон, салфетки;

  • ткани различные по цвету, фактуре, видам;

  • нитки;

  • природный материал;

  • клей-карандаш, клей ПВА;

  • краски гуашь, акварель;

  • пластилин, глина.

Инструменты и приспособления:

Карандаши, фломастеры, линейки, иголки, ножницы, кисти, стеки, подкладная доска.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

В программу включены следующие разделы:

  1. Работа с природными материалами

  2. Работа с бумагой

  3. Работа с нитками

  4. Работа с тканью

  5. Выставки, экскурсии, праздники.

Изучение каждого раздела завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни

Содержание разделов построено по следующему алгоритму:

  1. Исторический аспект

  2. Связь с современностью

  3. $

    Освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий

  4. Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

Программой предусмотрено участие в выставках.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

    1. Вводное занятие 1 ч.

    Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

      1. Работа с природными материалами 11 ч.

      Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в парк. Сбор природных материалов. Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника $безопасности при работе с природными материалами.

      Практическая работа: сбор природного материала для работы над аппликациями. Гербарий «Деревья нашего края», «Картинки из листьев». Оформление панно. Поделки из желудей, каштанов.

      3. Работа с бумагой 18 ч.

      Аппликация: знакомство с различными видами аппликации, с техникой оригами. Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолетиков, лодок; объемные игрушки (конусные поделки): забавные звери. Проведение конкурса.

      Практическая работа: трансформация плоского листа бумаги, освоение его возможностей: скручивание, сгибание, складывание гармошкой, надрезание, склеивание, сминание. Выполнение творческих работ в технике аппликации, бумажной пластики.

      4. Лепка 10 ч.

      Выразительные возможности мягкого материала для лепки - глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.

      $ Практическая работа: лепка фруктов, ягод, овощей, насекомых; лепка и раскрашивание посуды; «Закликаем птиц весной!» - лепка фигурок птиц. Оформление выставки «Мы - скульпторы»

      5. Роспись 12 ч.

      Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.

      Практическая работа: создание эскизов образцов декоративно-прикладного искусства – дымковская игрушка, гжель, хохломская роспись, виды матрёшек, филимоновская игрушка.

      1. Работа с различными тканями и нитками 12 ч.

      Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью. Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.

      Практическая работа: изготовление поделок из ниток: «Кукла-мартиничка», «Шар из ниток (ажурный кокон)», «Аппликация из ниток»; поделки из ткани: «Аппликация из ткани».

      7. Отчетная выставка работ школьников 2 ч.

      Подведение итогов работы в учебном году. Подготовка итоговой выставки работ в классе. Награждение авторов наиболее интересных творческих работ.

      $ Практическая работа: проведение выставки работ.

      Учебно-тематический план

      $

      $

      п/п

      Тема

      Кол-во часов

      $Дата

      всего

      теория

      практика

      план

      факт

      I.

      Вводное занятие

      $1

      1

      1

      Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.

      1

      $

      II.

      Работа с природными материалами

      11

      2

      9

      $

      2

      Экскурсия в парк. Сбор природных материалов.

      1

      3.

      Правила заготовки и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок. Техника безопасности при работе с природными материалали

      1

      4.

      Оформление гербария «Деревья нашего края»

      $

      1

      5.

      Оформление гербария «Деревья нашего края»

      1

      $

      6.

      Знакомство с образцами изделий из природных материалов – дерево, лоза, береста, камень

      1

      7.

      Аппликация «Картинки из листьев»

      $1

      8.

      Аппликация «Картинки из листьев»

      $1

      9.

      Оформление панно из листьев, семян.

      1

      10.

      Оформление панно из листьев, семян.

      $1

      11.

      Поделки из желудей, каштанов

      1

      12.

      $Поделки из желудей, каштанов

      1

      III.

      Работа с бумагой

      18

      1

      17

      13.

      Аппликация: знакомство с различными видами аппликации. Техника безопасности при р$аботе с бумагой

      1

      $

      14.

      Аппликация: геометрический узор

      1

      $15.

      Аппликация: цветочный узор

      1

      16.

      Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени

      1

      17.

      Аппликация из кусочков бумаги: Дары осени

      1

      $

      18.

      Аппликация из рваной бумаги: Цыплята

      $1

      19.

      Аппликация из рваной бумаги: Букет

      1

      20.

      Объёмная аппликация: Цветы

      $

      1

      21.

      Объёмная аппликация: Цветы

      1

      $

      22.

      Оригами: Изготовление фигурок животных

      1

      23

      Оригами: Изготовление фигурок животных

      1

      24

      Изготовление модели самолёта

      $1

      25

      Изготовление моделей лодок

      1

      $

      26

      Игрушки из конуса

      1

      27

      Игрушки из конуса

      $

      1

      28

      Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги

      $

      1

      29

      Аппликация с элементами оригами: Оформление панно из бумаги

      1

      30

      Оформление выставки работ

      1

      IV$

      Лепка

      10

      1

      9

      31

      Выразительные возможности мягкого материала для лепки - глины и пластилина, солёного теста. Знакомство с изделиями из глины в народных промыслах.

      1

      32

      Лепка фруктов, ягод, овощей

      1

      33

      Оформление коллективной работы: «Корзина Осени»

      1

      34

      $Лепка фигурок насекомых

      1

      35

      Лепка фигурок животных

      $

      1

      36

      Лепка фигурок птиц

      1

      37

      Лепка посуды

      1

      $

      38

      Аппликация из пластилина

      1

      39

      Аппликация из пластилина

      $1

      40

      Выставка работ «Мы – скульпторы»

      1

      $V

      Роспись

      13

      1

      12

      41

      Знакомство с видами росписи в народном декоративно-прикладном искусстве.

      1

      42

      Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

      $

      1

      43

      Дымковская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

      1

      $

      44

      Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды

      1

      $

      45

      Гжель: Знакомство с особенностями росписи, создание эскизов посуды

      1

      46

      Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза

      1

      47

      $

      Хохломская роспись: Знакомство с особенностями, создание эскиза

      1

      48

      Филимоновская игрушка: Знакомство с особенностями, создание эскиза игрушки

      $

      1

      49

      Филимоновская игрушка: Знакомство с$ особенностями, создание эскиза игрушки

      1

      50

      Виды матрёшек. Семёновская матрёшка: Знакомство с особенностями, создание эскиза

      1

      51

      Виды матрёшек. Матрёшка из Сергиева Посада: Знакомство с особенностями, создание эскиза

      $1

      52

      Виды матрёшек. Матрёшка из Полховского Майдана: Знакомство с особенностями, создание эскиза

      1

      53

      Оформление выставки работ

      $

      1$

      VI

      Работа с различными нитками и тканями

      11

      2

      9

      54

      Знакомство с видами нитей и ткани, техника безопасности при работе с тканью.

      $

      1

      55

      Знакомство с образцами народного искусства – народный костюм, вышивка, кружево, вязание.

      1

      56

      «Кукла-мартиничка»: Знакомство с куклами-оберегами, изготовление кукол из ниток

      1

      $57

      «Кукла-мартиничка»: изготовление кукол из ниток

      $1

      58

      Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты

      1

      59

      Изготовление шара из ниток (ажурный кокон): Овощи, фрукты

      $

      1

      60

      Аппликация из ниток

      1

      61-62

      Аппликация из ткани

      1

      $

      63

      Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно

      1

      $

      64

      Аппликация из ткани и ниток: Изготовление панно

      1

      VII

      Подведение итогов работы за год. Выставка работ

      $2

      2

      65

      Подготовка выставки лучших работ

      1

      66

      Выставка работ. Выбор лучших работ, награждение победителей.

      $

      1

      Итого

      66

      8

      58

      $


      Литература

      1. Алексеева В.В. Что такое искусство/ В.В.Алексеева.-М.,1991.

      2. Алёхин А.Д. Когда начинается искусство / А.Д.Алёхин. – М.,1994.

      3. Горячева Н.А. Первые шаги в мире искусства / Н.А. Горячева. М., 1991.

      4. Дидактический материал для уроков труда.

      5. Клиентов А. « Народные промыслы» Издательство «Белый город» М. 2006

      6. Конышева Н.М. «Чудесная мастерская». М.: 2005г.

      7. $ Коротеева Е.И. Азбука аппликации./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

      8. Коротеева Е.И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков./ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

      9. Коротеева Е.И. Живопись. Первые шаги/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

      10. Коротеева Е.И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1-4 классов. / Е.И. Коротеева. –М., 2003.

      11. Коротеева Е.И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток/ Е.И. Коротеева. –М., 2009.

      12. Котаргинова Е. Н. «Квиллинг. Бумажная пластика»

      13. Неменский Б.М. Мудрость красоты/ Б.М. Неменский. – М., 1987.

      14. Петрова И. М. «Объемная аппликация»

      15. «Разноцветные поделки из природных материалов» С. Гардт. 2005г.

      16. « Природный материал и фантазия» автор - составитель Л. И. Трепетунова.2009 г.

      17. Журналы «Юный художник», «Мастерилка» и др.

      18. Сайт вектор-успеха.рф. Конкурс мастер-классов «Бумажное творчество», 2012 год

      Post Comment