Рабочая учебная программа по изобразительному искусству для 5-9 классов

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеоб$разовательная школа №1 г. Анива»

Сахалинской области.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по изобразит$ельному искусству

для 5-9 классов

разработала

учитель изобразительного искусства

Данилова Светлана Владимировна.

$

г. Анива

2010

$ РАБОЧАЯ программа

основного общего образования

по изобразительному искусству

I$. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

А) Рабочая учебная программа по изобразительному искусству составлена в соответствии с требованиями

  1. Закона РФ «Об образовании»

  2. Обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 30.06.99 №56)

  3. Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004г.№1089)

  4. Примерной образовательной программы по изобразительному искусству $для общеобразовательных школ, рекомендованной (допущенной) МО РФ, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 г.

  5. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МО и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях

  6. Регионального базисного учебного плана для ОУ Сахалинской области (приказ департамента образования Сахалинской обл. от 28 апреля 2006г. №332-ОД)

  7. $ Приказа Департамента образования Сахалинской области «О дополнительных критериях при лицензировании $образовательных учреждений» от 09.09.2008г. №703-ОД.

Б) Цели и задачи изучения предмета.

Цели художественного образования:

  1. Формирование духовной культуры личности.

  2. Овладение национальным культурным наследием.

  3. Приобщение к общечеловеческим ценностям.

При изучении изобразительного искусства на ступени основного общего образования должны быть необходимо решать следующие задачи:

  1. развивать художественно-творческие способности $учащихся, образное и ассоциативное мышление, фантазию, зрительно-образную память эмоционально-эстетическое восприятие действительности.

  2. воспитывать культуру восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  3. осваивать знания об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, ар$хитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  4. овладевать умениями и навыками художественной деятельности, разнообразными формами изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  5. формировать устойчивый$ интерес к изобразительному искусству, способность воспринимать его исторические и национальные особенности.

В) Срок реализации программы.

$ Программа рассчитана:

Всего – на 175 часов.

Срок реализации программы 1 год. Данная рабочая программа рассчитана на 35 часов (по 1 часу в неделю)

Форма промежуточной аттестации:

Аттестация (оценка) за четверть и год.

Г) Используемые формы и методы обучения.

Для успешной р$еализации данной рабочей программы основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Основными видами занятий являются:

- рисование с натуры (рисунок, живопись),

- рисование на темы и иллюстрирование (композиция),

- декоративная работа,

- аппликация с элементами дизайна,

- беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

$

Д) Используемые формы, способы и средства проверки и оценивания результатов обучения.

Для успешной реализации данной рабочей программы для проверки и оценивания знаний я использую:

- контроль выполнения упражнений,

- ответы на вопросы,

- контроль выполнения практической работ.

Ж) Для оптима$льной реализации данной рабочей программы используются следующие учебники:

1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразо$ват. учреждений/ Н. А. Горяева, о. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобраоват. учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

3. Питерских А. С. Изобразительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы6 учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

$

$

II. Тематический план.

5 класс

$

$

Название раздела

$

Количество часов

1

Язык изобразительного искусства и художественный образ. Опыт творческой деятельности

7

2

Декоративно-прикладное искусство. Истоки и современное развитие народных промыслов

$

4

3

Особенности анималистического и мультипликационного жанров

3

4

$

Изобразительное искусство. Его виды и жанры. Графика

5

5

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности

$3

6

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта

4

7

$

Изображение с натуры и по представлению различных предметов

3

8

Создание иллюстраций к литературным произведениям

3

9

Художественный образ и художественно-выразительные средства скульптуры. Портрет.

3

Итого

35

6 класс

$ №

Название раздела

Количество часов

1

Язык изобразительного искусства и художественный образ

$

4

2

$

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт.

2

3

Жанр изобразительного искусства. Особенности пейзажа.

1

4

Особенности анималистического жанра.

$

3

5

Изображ$ение с натуры и по памяти отдельных предметов и человека

5

6

Современная графика и ее разновидности

2

7

Особенности натюрморта

$

2

8

Изобразительное искусство, его виды и жанры. Дизайн и архитектура

2

9

Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства

$

3

10

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве

1

$

11

Орнамент как основа декоративного украшения

1

$ 12

Создание иллюстраций к литературным произведениям

2

13

Художественный образ и выразительные средства графики

$ 2

14

Символический язык в произведениях декоративно-прикладного и$скусства

1

15

Худож. образ и выразит. средства графики

1

16

$Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета

2

17

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта

1

$ Итого

7 класс

$

Название р$аздела

Количество часов

1

Многонациональное отечественное искусство (10 часов)

10

2

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры (15 часов)

15

3

Труд в изобразительном искусстве (10 часов)

1$0

Итого

35

8 класс

Название раздела

Количество часов

1

$

Искусство моего народа

9

$

2

Труд и искусство

7

3

В мире декоративно-прикладного искусства

10

$

4

Изобразительное искусство в жизни людей

9

Итого

$

35

9 класс

Название раздела

Количество часов по примерной программе

Количество часов

1

Синтез искусств

2

$

2

2

Синтез искусств в архитектуре

10

$

12

3

Синтез искусств в театре

4

4

$

4

Изображение в полиграфии

6

7

$ 5

Изображение в фотографии

2

3

$ 6

Синтетическая природа экранных искусств

4

5

7

$

Изображение на компьютере

2

2

Итого

35

35

$

III. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
5–9 классы (175 часов)

5 класс

Язык изобразительного искусства и художественный образ.

Опыт творческой деятельности (7 часов)

Основные теоретические сведения

Цветовой круг. Спектр. Основны$е и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контрастные и сближенные цвета.

Экскурсия в осенний парк. Наблюдение и словесное описание видимого мира. Цветовые сочетания в окружающем пейзаже. Перспектива.

Декоративный цветок. Условность декоративного изображения. Колорит.

Живописные упражнения, монотипия «Веселые кляксы». Монотипия как один из видов печатания. Заливка плоскости цветом. Цветовые переходы.

«Золотая осень»$. Рисунок осеннего дерева с натуры, по памяти. Живопись. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Очертания и форма дерева. Элементы воздушной и линейной перспективы. Освещенность.

Рисование фруктов и овощей. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в зависимости от освещения

Декоративно-прикладное искусство.

Истоки и современное развитие

народных промыслов (4 часа)

Основные теоретические сведения

$ Хохлома. Золотые узоры. Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и его элементах. Элементы хохломской росписи.

Рисуем отгадки к народным$ загадкам. Устное народное творчество. Средства художественной выразительности. Иллюстрация к книге.

Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда. Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец, ковроткачество, Скопин, Опошня и др. элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.

Особенности анималистического

и мультипликацион$ного жанров

(3 часа)

Основные теоретические сведения

Рыжий кот. Рисование с натуры домашних животных. Анималистический жанр. Изображение животных: анатомическое строение, пропорции, цветовой окрас

Мультипликационные герои. Мультипликация. Обучение приемам эффекта одушевления персонажей, анимации. Самостоятельная работа по созданию мультипликационного фильма.

Веселый Дед Мороз. Аппликация, средства выразительности и эмоционального воздействия (цвет: сочетание оттенков, фактура). Правила безопасной работы с нож$ницами.

Изобразительное искусство.

Его виды и жанры.

Графика (5 часов)

Основные теоретические сведения

Раппорт ткани Способы размножения изображений. Шаблоны и трафареты. Набивка узора.

Гравюра на картоне. Виды графики. Гравюра как вид графики. Выразительные средства графики. Творч$ество выдающихся художников-графиков. Техника изготовления гравюры на картоне.

Работа в технике граттажа Графика как вид изобразительного искусства. Штрих, линия и пятно – о$сновные средства художественной выразительности в графике. Техника штриха. Знакомство с произведениями художников-графиков. Правила безопасности труда.

Изображение с натуры и по памяти человека, отдельных предметов. Опыт творческой деятельности (3 часа).

Основные теоретические сведения

Наброски с натуры фигуры человека Портрет как жанр изобразительного искусства. Конструктивно-анатомическое строение фигуры человека. Пропорции фигуры человека. Тоновая разработка формы.

Русские богатыри Исторические традиции русского народа. Былины. Богатыри – защитники отечества. Архитектура старинных русских городов. Одежда древнерусского воина и его снаряжение.

Транспорт Современные ви$ды транспорта. Выразительность форм транспорта. Особенности формы современных машин.

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (4 часа)

$

Основные теоретические сведения

Натюрморт из геометрических тел Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы линейной перспективы.

Натюрморт из разнородных предметов: геометрических тел, овощей и фруктов Объемное изображение формы предмета. Модел$ировка светотенью и цветом. Знакомство с натюрмортами выдающихся мастеров живописи.

Изображение с натуры и по представлению различных предметов (3 часа)

Основные теоретические сведения

Наброски с натуры модели домика Основные конструктивные особенности строения дома. Закономерности линейной перспективы: линия горизонта, точка зрения, точка схода. Фронтальная и угловая перспектива.

Рисование по представлению. «Старинный терем» из геометрических фигур Знакомство с произведениями мастеров
живописи. Архитектура. Изображение архитектурных сооружений в картинах мастеров живописи. Архитектурный ансамбль Московского Кремля. Узорочье.

$

Создание иллюстраций к литературным произведениям (3 часа)

Основные теоретические сведения

Буквица История книгопечатания и роль художника в создании книги. Искусство каллиграфии. Принципы образования шрифта. Виды шрифтов.

Иллюстрирование сказки П. Ершова «Конек-Горбунок»Иллюстрация как один из видов графики. Произведения художников-иллюстраторов. Закономерности композиции. Основы цветоведения.

Художественный образ и

художественно-вырази$тельные средства скульптуры.

Портрет. (3 часа)

Основные теоретические сведения

Портрет в скульптуре История портрета в скульптуре. Выразительные возможности скульптуры. Пропорции лица человека. творчество скульпторов-портретистов. Приемы лепки головы человека.

$ Четыре разных портрета (по одной схеме)Пропорции и мимика лица. Координатные (опорные) точки лица. Произведения мастеров живописи с изображением людей разного возраста, с разным эмоциональным состоянием.

6 класс

Язык изобразительного искусства и художественный образ (4 часа)

Основные теоретические сведения

Что нуж$но знать для грамотного рисования. Летние впечатления Виды изобразительного искусства. Возможности художественных материалов. Законы композиции. Задачи урока ИЗО в учебном году. Правила безопасности труда.

$ Полный цветовой круг Основы цветоведения. Цвет и цветовой контраст. Теплые и холодные цвета. Смешение красок. Хроматические и ахроматические цвета.

Живописные и графические упражнения Техника работы акварелью. Приемы заливки плоскости цветом. Техника нанесения мазков. Основы рисунка (линия, точка, пятно). Техника работы карандашом.

Осенний лист, бабочка и фрукты Симметрия как принцип организации живой материи. Симметричная композиция в произведениях живопи$си.

Жанры изобразительного искусства. Натюрморт. (2 часа)

Основные теоретические сведения

Рисование натюрморта. Комнатный цветок и яблоко. Корзина с овощами Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Выразительные средства живописи. Форма сложных предметов. Законы линейной и воздушной перспективы. Светотень. Возможности цвета. Гризайль.

Жанр изобразительного искусства. Особенности пейзажа. (1 час)

Основные теоретические сведения

В осеннем лесу, парке. Пейзаж как жанр живописи. Строение деревьев и кустарников. Сюжетный центр композиции. Применение выразительных средств для реализации своего замысла в рисунке. Произведения живописи в жанре пей$зажа.

Особенности анималистического жанра. (3 часа)

Основные теоретичес$кие сведения

Наброски домашних животных (лошадь, корова, коза, собака, кошка) Анималистический жанр в живописи. Творчество художников-анималистов: Е. И. Чарушина, В. А. Ватагина, И. С. Ефимова и др. сравнительный анализ анатомии животных.

На морском дне Анатомическое строение, цветовая окраска. Пространственное положение тела морских животных.

Невиданный зверь Особенности внешнего вида животного в связи со средой обитания, особенностями образа жизни. Реальность и фантазия в творчестве художника.

$ Изображение с натуры и по памяти

отдельных предметов и человека (5 часов)

Основные теоретические сведения

Наброски с куклы-игрушки Пропорции и конструктивно-анатомическое строение объемной формы (повторяющей фигуру человека).

Наброски с фигуры человека, сидящего в профиль (в легкой одежде) Портрет как жанр живописи. Произведения выдающихся мастеров - портретистов. Конструктивно-анатомическое строение тела человека, его пропорции. Тоновая и цветовая разработка формы.

Фигура ч$еловека в движении. Спорт Анатомия и пропорции тела человека. техника аппликации, коллажа.

Современная графика и ее разновидности (2 часа)

Основные теоретические сведения

$ Две контрастные фигуры Контраст в изобразительном искусстве и его разновидности.

Новогодняя открытка Графика и ее разновидности. Язык графики. Разнообразие шрифтов. Сочетание разных техник при изготовлении открыток. Правила безопасной работы с ножницами и клеем.

$

Новогодняя открытка Комикс как разновидность современной книжной графики. Комикс и его связь с книгой и кино.

Особенности натюрморта (2 часа)

Основные теоретические сведения

Мы рисуем инструменты Конструкция предметов. Изображение предметов сложной формы с учетом законов линейной перспективы и светотени. Постановка натюрморта.

$ Изобразительное искусство, его виды и жанры.

Дизайн и архитектура (2 часа)

Основные теоретические сведения

Знаменитые архитектурные ансамбли Москвы и Санкт-Петербурга Архитектура как вид изобразительного искусства. Памятники Москвы и Санкт-Петербурга.

Наши новостройки Архитектурные памятники родного края. Современная архитектура. Пейзаж и бытовой жанр. Произведения живописи в жанре пейзажа и бытовом жанре.

Художественный образ и художественно-выразительные средства декоративно-прикладного искусства (3 часа)

$

Основные теоретические сведения

Красота народного костюма Красота традиционной народной одежды. Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды орнамента. Использование орнамента для украшения одежды.

Русский быт в прошлые века Изобразительное искусство как кладезь знаний об истории, прошлых веках. Творчество выдающихся художников XIX века. Выбор сюжета тематической композиции.

Тема, сюжет и содержание в изобразительном искусстве (1 час)

Основные теоретические сведения

Ма$теринство Тема воспевания материнства в изобразительном искусстве. Взаимопроникновение светской темы материнства и библейских сюжетов. Праздники, посвященные матери. Произведения художников, воспевающих женщину-мать.

Орнамент как основа декоративного украшения (1 час)

Основные теоретические сведения

Красота орнамента Виды орнамента. Орнамент и стиль эпохи. Орнамент в архитектуре. Леп$ные украшения. Различение функций древнего и современного орнамента.

$ Создание иллюстраций к литературным произведениям (2 часа)

Основные теоретические сведения

Иллюстрирование литературного произведения Деревянное и каменное зодчество России. Оформление интерьера избы, мелкой деревянной пластики (прялка, утварь и др.). Народные художественные промыслы.

Художественный образ и выразительные средства графики (2 часа)

Основные теоретические сведения

Космические$ дали Космический пейзаж: реальность и фантазия. Процесс макетирования (журнал, книга, марка).

Символический язык в произведениях

декоративно-прикладного искусства (1 час)

Основные теоретические сведения

Разработка герба Символический язык декоративного искусства. Гербы, флаги, эмблемы. Композиция герба. Герб Росс$ии. Типы орнаментальных композиций: геральдическая.

Художественный образ и выразительные средства графики (1 час)

Основные теоретические сведения

Афиша цирка Плакат как вид графики. Назначение и художественный язык плаката. Элементы композиции плаката.

Жанры изобразительного искусства. Особенности портрета (2 часа)

Основные теоретические сведения

Человек и профессия. Поясной портрет Портрет как жанр живописи. Пропорции лица. Мимика. Анатомическое строение тела человека. произведения живописи художников-портретистов.

Портрет-$шутка Фантазии в портрете. Карикатура и дружеский шарж.

Жанры изобразительного искусства. Особенности натюрморта (1 час)

Основные теоретические сведения

Весенний букет Произведения изобразительного искусства (натюрморты с цветами). Красота лесных и садовых цветов. Зрительное равновесие форм, цвета, ритма

7 класс

$

Многонациональное отечественное искусство (10 часов)

Основные теоретические сведения

Цветовое богатство окружающего мира. Видение прекрасного в предметах и явлениях. Требования к материалам и инструментам, необходимым на уроках ИЗО. Организация рабочего места рисовальщика. Декоративно-прикладное искусство России. Художественные промыслы России. Связь времен в народном искус$стве. Истоки и современное развитие народных промыслов. Отличительные особенности жанра натюрморта. Форма и пространственное положение предметов.

Цвет как средство художественной выразительности. Колорит. Красота и своеобразие архитектуры Древней Руси. Архитектурно-строительная культура русского Севера. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек деревянной архитектуры. Композиция дома. Декоративно-прикладное творчество народов России. Народные промыслы. Спец$ифика образно-символического языка и роль цвета в произведениях декоративно-прикладного искусства. Хроматические и ахроматические цвета. Светлота, насыщенность. Теплые и холодные цвета.

Народный костюм. Национальный орнамент и его ис$пользование в народном костюме. Виды орнамента и типы орнаментальных композиций. Мотивы традиционной одежды в современной моде. Связь времен в народном творчестве. Цвет и цветовой контраст. Смешение красок. Бытовой жанр в живописи. Передача художественными средствами своего отношения к изображаемому. Основные средства художественной выразительности графики: линия, пятно, точка. Пейзаж как жанр изобразительного искусства. Линейная и све$товоздушная перспектива. Колористическое построение пространства. Изменение цвета в зависимости от освещения.

Изобразительное искусство зарубежных стран – сокровище мировой культуры (15 часов)

Основные теоретические сведения

Творчество художников эпохи Возрождения: Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Дюрера. Вечные темы и исторические события в искусстве. Творчество художника Леонардо да Винчи. Вклад Леонардо да Винчи в развитие живописи. Знакомство с ансамблем афинского Акрополя. Ордер и его виды. Тональные отношения. Творчество художников Западно$й Европы
XVII века: П. П. Рубенса, А. ван Дейка, Ф. Снейдерса, Ф. Хальса, Д. Веласкеса. Жанры изобразительного искусства и их развитие художниками XVII века. Своеобразие рисунка Рембрандта. Вклад художника в развитие техники живописи. Колорит в произведениях Рембрандта.

Рисунок в натюрморте. Ритм пятен и цвет как средство передачи своего эмоционального состояния.

Образ человека – главная тема искусства. Закономерности в строении тела человека. Пропорции.

Наброски и зарисовки человека с натуры.

Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры. Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Элементы пластического языка. Передача движения в скульптуре$. Творчество художников Д. Рейнольдса, Т. Гейнсборо, Ф. Гойя, Ж. Давида, Э. Делакруа, Ж. О. Энгра, К. Коро, Г. Курбе, К. Моне, В. ва$н Гога, Э. Мане, П. Сезанна, О. Родена, Р. Кента. Течения в живописи конца XIX – начала XX века. Отличительные черты искусства Древней Греции. Стили греческой вазописи.

Орнаменты, характерные для греческой вазописи. Знакомство с произведениями художников: И. Аргунова, С. Чуйкова. А. Головина, Рембрандта и др.

изобразительное искусство как хранитель костюмов всех времен. Костюм как произведение искусства. Литературные герои в изобразительном $искусстве. Выразительное изображение действия сюжета, персонажей.

Труд в изобразительном искусстве (10 часов)

Основные теоретические сведения

Тема труда в произведениях изобразительного искусства. роль композиции в передаче своего отношения к изображаемому. Основы движения фигуры человека. Дизайн как область искусства пре$дметного мира. Критерии ценности дизайнерских разработок.

Знакомство с отдельными произведениями живописи художников М. Грекова, К. Петрова-Водкина и др. изображение животных в движении. Анатомическое строение лошади, пропорции.

Памятники истории и культуры, их сбережение.

Виды графики: станковая, книжная, плакат, промграфика. Использование языка графики в плакатном искусстве. Крупнейшие художественные музеи страны $и мира.

Лирический пейзаж, его отличие от других видов пейзажа. Тема весны в произведениях выдающихся художников. Тонально-цветовые отношения. Знакомство с отдельными произведениями живописи художников: П. Кончаловского, В. Дмитриевского, Д. Налбандяна, А. Герасимова и др.

Обобщение изученного.

8 класс

Искусство моего народа ( 9 часов)

Основные теоретические сведения

Понятие культуры. Национальное культурное наследие. Виды жанра. Композиция. Сюжет.

Деревянное зодчество России. Музеи народного деревянного зодчества. Характерные детали и фрагменты построек. Н$ародные промыслы России. Жостовские подносы. Особенности техники росписи.

Цветовая га$мма. Орнаменты. Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. произведения живописи русских художников. Выразительные средства визуальных искусств. Красота русского народного костюма. Одежда как художественный образ. Символика цвета. Декоративная отделка костюма.

Знакомство с творчеством художников: И. Крамского, А. Саврасова, В. Перова. Традиции русской реалистическ$ой художественной школы. Восприятие цветов человеком. Символика цвета. Зооморфные символы. Проектирование товарного знака.

Искусство и труд (7 часов)

Основные теоретические сведения

Интерьер – портрет хозяина. Угловая и фронтальная перспектива. Интерьер мастерской художника.

Портрет как жанр изобразительного искусства. передача объемно-пространственных свойств объектов. Пропорции тела и лица человека.

визирование как метод определения пропорций. Изобразительное искусство как способ познания и эмоционально-образного отр$ажения окружающего мира, мыслей и чувств человека.

Изображение предметного мира – натюрморт. Анализ формы изображаемых предметов. Цветовой тон. Светотень.

Профессии из сферы изобразительного искусства. характеристика человека как творца. $Тема труда в произведениях живописи.

История театра. Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сценография. Художники театра.

В мире декоративно-прикладного искусства (10 часов)

Основные теоретические сведения

Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Народные промыслы. Художественные традиции старинн$ых промыслов.

Гжельская керамика. Орнамент и изобразительные мотивы росписи. Приемы росписи.

Дымковская игрушка. История промысла. Характерные отличия в росписи игрушек. Тематика дымковских игрушек.

Хохломской промысел. «Золотая хохлома» – один из видов расписной деревянной посуды. Особенности хохломской росписи и специфика ее технологии. Приемы росписи.

Орнамент и изобразительные мотивы в хохломской росписи. Виды орнаментов. Орнамент как основа декоративного украшения архитектурных сооружений. Законы композиции при создании орнамента (ритм, симметр$ия). Символизм геометрических фигур (разнолучевых звезд).

Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги. Стилевое единство изображения и текста. Художники-иллюстраторы.

Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения прикладного и дизайнерского искусства. ногообразие форм дизайна. Законы дизайна. Художники-дизайнеры.

Обобщение изученного материала по разделу «В мире декоративно-прикладного искусства и дизайна».

Изобразительное искусство в жизни людей (8 часов)

Основные теоретические сведения

Портрет как жанр изобразительного искусства. виды портретов. Выдающиеся художники-портретисты и их лучшие произведения.

Система пропорций и пропорциональных отношений в изобраз$ительном искусстве. Новые течения, направления и особенности развития изобразительного искусства XX века.

Традиции и новаторство в искусстве. Вечные темы в зарубежном изобразительном искусстве конца XIX – начала XX века. Творчество художников: Э.$ Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега, В. ван Гога, П. Гогена, П. Сезанна и др. Авангардизм как течение в живописи XX века. Художники-авангардисты. Авангардистские направления в живописи и их отличительные особенности. Художественно-выразительные средства в произведениях авангардистов. Световоздушная перспектива.

Изменение цвета в зависимости от освещения. Законы воздушной перспективы. Основы изобразительной грамоты в работах с натуры на пленэре. Ознакомление с хранилищами мирового искусства – музеями. Крупнейшие художественные музеи страны и мира.

9 класс

Синтез искусств (2 ч). Общность жизненных истоков, художественных идей, образного строя произведений различных видов искусств. Роль $и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества. Общие выразительные средства визуальных искусств: тон, цвет, объем. Общность и специфика восприятия художественного образа в разных видах искусства.

Синтез искусств в архитектуре (12 ч). Виды архитектуры. Эстетическое содержание и выражение общественных идей в художественных образах архитектуры. Выразительные средст$ва архитектуры (композиция, тектоника, масштаб, пропорции, ритм, пластика объемов, фактура и цвет материалов). Бионика.

Стили в архитектуре (античность, готика, барокко, классицизм).

Связь архитектур$ы и дизайна (промышленный, рекламный, ландшафтный, дизайн интерьера и др.) в современной культуре. Композиция в дизайне (в объеме и на плоскости).

Опыт творческой деятельности. Зарисовки элементов архитектуры. Выполнение эскизов архитектурных композиций. Создание художественно-декоративных проектов, объединенных единой стилистикой.

Синтез искусств в театре (4 ч). Общие законы восприятия композиции картины и сцены. Сцено$графия. Художники театра (В. М. Васнецов, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, В. Ф. Рындин, Ф. Ф. Федоровский и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание эскиза и макета оформления сцены. Эскизы костюмов.

Изображение в полиграфии (7 ч). Множественность, массовость и общедоступность полиграфического изображения. Формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши, буклеты, открытки и др. Образ – символ – знак. Стилевое единство изображения и текста. Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, фотографическое, компьютерное). Художни$ки книги (Г. Доре, И. Я. Билибин, В. В. Лебедев, В. А. Фаворский, Т. А. Маврина и др.).

Опыт творческой деятельности. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки, экслибриса, $товарного знака, разворота журнала, сайта. Иллюстрирование литературных и музыкальных произведений.

Изображение в фотографии (3 ч). Изображение в фотографии и изобразительном искусстве. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Художественный образ в фотоискусстве. Фотохудожники (мастера российской, английской, польской, чешской и американской школы и др.).

Опыт творческой деятельности. Создание художественной фотографии, фотоколлажа.$

Синтетическая природа экранных искусств (5 ч). Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Средства эмоциональной выразительности в фильме (композиция, ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Фрагменты фильмов (по выбору). Мастера кино (С. М. Эйзенштейн, А. П. Довженко, Г. М. Козинцев, А. А. Тарковский и др.).

Телевизионное изображение, его особенности и возможности.

Опыт творческой деятельности. Создание мультфильма, видеофильма, раскадровки по теме. Выражение в творческой деятельности своего отношения к изображаемому.

Изображение на компь$ютере (2 ч). Компьютерная графика и ее использование в полиграфии, дизайне, архитектурных проектах.

Опыт творческой деятельности. Проектирование сайта.

$

IV. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате обучения изобразительному искусству в основной школе учащиеся получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их основных произведениях; наиболее крупных художественных музеях России$ и мира; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция); применяют художественно-выразительные средства графики, живописи, скульптуры, художественного конструирования в своем творчестве; определяют средства выразительности при восприятии произведений; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; ориентируются в основных явлениях русского и мирового искусства, узнают изученные произведения; объясняют роль и значение изобразительного искусства в синтетических видах творчества; эстетически оценивают явления окружающего мира, произведения искусства и высказывают сужд$ения о них; используют различные художественные материалы в своем творчестве (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности: рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать:

 основные виды и жанры изоб$разительных (пластических) искусств;

 основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиция);

 выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

 наиболее крупные художественные музеи России и мира;

 значение изобразительного искусства в художе$ственной культуре;

уметь:

 применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

 анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет$, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

 ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

 для восприятия и оценки произведений искусства;

 самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

$

V. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ$.

Контроль за выполнением Рабочей программы осуществляется по следующим параметрам качества:

  1. степень самостоятельности учащихся при выполнении заданий;

  2. характер деятельности (репродуктивная, творческая);

  3. качество выполняемых работ и итогового рисунка.

При оценке выполнения практических заданий учитель руководствуется следующими критериями:

Устный ответ:

«5» - учащийся полностью усвоил учебный материал, может изложить его своими словами, самостоятельно подтверждает ответ ко$нкретными примерами, правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«4» - учащийся в основном усвоил учебный материал, допускает незначительные ошибки в его изложении, подтверждает ответ конкретными примерами$, правильно отвечает на дополнительные вопросы.

«3» - учащийся не усвоил существенную часть учебного материала, допускает значительные ошибки в его изложении своими словами, затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами, слабо отвечает на дополнительные вопросы учителя.

«2» - учащийся полностью не усвоил учебный материал, не может изложить его своими словами, не может привести конкретные примеры, не может ответить на дополнительные вопросы учителя.

Практические работы оцениваются по следующим критериям:

$

  • качество выполнения изучаемых на уроке приемов рисования и работы в целом;

  • степень самостоятельности;

  • уровень творческой деятельности (репродуктивный, частич­но продуктивный, продуктивный).

Предпочтение следует отдавать качественной оценке дея­тельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам.

Нормы оценки практической ра$боты учащихся:

«5» - обучающийся может интегрировать знания из различных разделов для решения поставленной задачи; правильно применяет приемы и изученные техники рисования. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последов$ательности, качественно и творчески.

«4» - обучающийся допустил малозначительные ошибки, но может самостоятельно исправить ошибки с небольшой подсказкой учителя. Работа выполнена в заданное время, самостоятельно.

«3» - владеет знаниями из различных разделов, но испытывает затруднения в их практическом применении при выполнении рисунка; понимает последовательнос$ть создания рисунка, но допускает отдельные ошибки; работа не выполнена в заданное время, с нарушением технологической последовательности.

«2» - ученик не знает основных элементов процесса рисования; не умеет пользоваться дополнительным материалом; не владеет даже минимальными фактическими знаниями, умениями и навыками, определёнными в образовательном стандарте.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Горяева Н. А. Изобразительное искусство: декоративно-прикладное искусство в жизни человека: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений/ Н. А. Горяева, о. В. Островская; под ред. Б. М. Неменского. – 7-е изд.- М.: Просвещение, 2008.

$2. Неменская Л. А. Изобразительное искусство: искусство в жизни человека. 6 класс: учеб. для общеобраоват. учреждений/ Л. А. Неменская; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

3. Питерских А. С. Изобра$зительное искусство: дизайн и архитектура в жизни человека. 7-8 классы6 учеб. для общеобразоват. учреждений/ А. С. Питерских, Г. Е. Гуров; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Просвещение, 2008.

дополнительных пособий для учителя:

– Пономарев, А. М. Школа изобразительного искусства. – М.: Просвещение, 1998;

– Рылова, Л. Б. Изобразительное искусство в шко$ле. – Ижевск, 1998;

– Колокольников, В. В. Рисование в педагогическом училище. – М.: Просвещение, 1965;

$

– Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания ИЗО в школе. – М.: Агар, 1998;

Фомина, Н. Н. ИЗО и художественный труд. 5–8 классы. – М.: Просвещение, 1995;

дополнительных пособий для учащихся:

– Дорожкин, Ю. Г. Хохломская роспись. – М.: Мозайский, 1999,

– Жегалова, С. И. Росписи Хохломы. – М.: Детская литература, 1991,

$ – Вагьянц, А. М. Звучащее безмолвие, или Основы искусствознания. – М.: ООО «Фирма МХК», 2000;

– Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.

$В тематическом плане реализуется модифицированная программа «Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека», авторы Б. М. Неменский, Н. В. Гросул, 34 часа.

На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по ИЗО, и с учетом направленности классов реализуются программы следующих уровней: базисный – в 5 классах, профильный (продвинутый) – в 5 классах.

С учетом уровневой специфики классов в$ыстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

Тематический план предусматривает разные варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса. В частности: в 5 классах (базовый уровень) дидактико-т$ехнологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, медиатеку и т. п.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная энциклопедия, электронная версия музеев мира.

Post Comment