Разработка урока "Средства художественной выразительности.Графика" 6 класс

$Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Борисоглебская гимназия №1»

Воронежская область

Конспект урока по изобразительному искусству
в 6 классе

«Средства художественной выразительности.

$Графика»

подготовила

учитель изобразительного искусства первой категории

Пашинина Светлана Васильевна

$

$г Борисоглебск 2011г

Тема: «Средства художественной выразительности. Графика».

Цели: знакомить со средствами художественной выразительности в графике и правилами изображения; учить приемам работы карандашом; учить использовать приёмы, которые помогают выполнять динамичную композицию; развивать навыки решения композиционных задач; воспитывать художественный вкус; учить анализу картин художников, дать понятие реальности и фантазии в творческой деятельности художника, условности и правдоподобия в изобразительном и$скусстве;

Оборудование: Мультимедийное оборудование.

Ход урока.

  1. Организацио$нный момент: приветствие; проверка готовности класса к уроку (альбом для рисования, карандаши различной мягкости, ластик).

  2. Сообщение темы урока.

$ 1 слайд Тема урока

Сегодня мы с вами познакомимся с графическими произведениями таких художников, как А. Дюрер, Г. Доре. На примере их произведений мы с вами рассмотрим, как удалось художникам в своих произведениях показать движение и остановить его; показать неудержимый напор и сдержать его. Потом и мы с вами попробуем из простых элементов создать набросок своей динамичной композиции.

3. Рассмотрим гравюру А.Дюрера «Четыре всадника». Это иллюстрация к книге Библии: Откровение святого Иоанна Богослова (гл.6 ст.1 – 8). В этом отрывке описываются события конца света, суд над$ людьми, не примирившихся с Богом

Попробуйте представить описываемые события.

1. И я видел, что первый ангел снял первую из семи печа$тей, и я услышал одно из четырёх животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри.

2. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нём всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный, и чтобы победить.

3. И когда Он снял вторую печать, я слышал второе животное, говорящее: иди и смотри.

4. И вышел другой конь, рыжий; и сидящему $на нём дано было взять мир с земли, и чтобы убивали друг друга; и дан ему большой меч.

5. И когда Он снял третью печать, я слышал третье животное, говорящее: иди и смотри. Я взглянул и вот, конь вороной, и на нём всадник, имеющий меру в руке своей.

$6. И слышал я голос посреди четырёх животных, говорящий: хиникс пшеницы за динарий; елея же и вина не повреждай.

7. И когда он снял четвёртую печать, я слышал голос четвертого животного, говорящий: иди и смотри.

8. И я взглянул, и вот, конь бледный, и на нём всадник, которому имя смерть; и ад следовал за ним, и дана ему власть над четвертою частью земли - умерщвлять мечём и голодом, и мором и зверями земными.

Каждый из вас по-своему представил происходяще$е. А сейчас мы увидим, как это представи$л и нарисовал Альбрехт Дюрер.

2 слайд Автопортрет (1498)

3 слайд Репродукция с гравюры Дюрера «Четыре всадника»

Художник показал всадников, которые в Библии сменяют друг друга: 1-ый – лучник, победитель; 2-ой – с мечом – это война; 3-ий – с весами – голод, а последний - это смерть, ад следует за ним.

Это одна из 15-ти гр$авюр, которые Дюрер сделал для этой книги. К этому времени ему было 27 лет. Он был художником, искусствоведом, архитектором, математиком, инженером, поэтом. Годы жизни: 1471 – 1528.

Дюрер на своей гравюре решил сплотить всех всадников, сомкнуть их в единый строй. Может быть, им $не хватило места на гравюре. Может, автор не рассчитал величину фигур? Нет. Гравюра – это не набросок. Ее делают неспешно, осмотрительно. Похоже, что художник намеренно срезал рамкой лоб передней лошади, круп – задней и ряд других деталей на краях гравюры. Чтобы понять, зачем он это сделал, представьте себе, что могло бы получиться, если бы он попробовал обойтись без этих срезов.

4 слайд Гравюра с расширенными краями

5 слайд Оригинальная композиция

Шире гравюру сделать нельзя, это размер страницы книги. Ему оставалось или $еще сильнее надвинуть всадников друг на друга, или же уменьшить их. В первом случае каждый из всадников стал бы виден хуже, чем сейчас, и автор не хотел этого допустить. Значит, надо было уменьшить изображения, тогда казалось бы, что всадники проносятся вдалеке, и что люди, на которых они наскакивают, тоже далеки от нас. Такую картину зритель воспринял спокойнее, чем когда действие $твориться в двух шагах от нас. Событие никому не показалось бы ужасным, а Дюрера это не устраивало. Он хотел ошеломить зрителя. И вот он приближает всадников вплотную к нам и срезает фигуры рамкой. Теперь нам не трудно вообразить, что через миг кавалькада умчится, и останется только адское пламя, пожирающее людей, а через мгновение – только грозное небо и мрачная пустыня.

Итак, изображение оживает. Всадники угрожают зрительно. Должно быть, читатель Библии, кем бы он не был, убеждался, что не миновать ему расправы, если он не встанет на путь добрых дел. Ведь под копытами коней мы видим и монарха, и горожан, и монаха, и крестьянина. Всадники выделяются на темном фоне. Они выстроены по диагонали, восходящей от левого нижнего угла $в правый верхний угол. Таков был рисунок Дюрера, помещенный на доске.

6 слайд Репродукция в зеркальном отражении, затем

7 слайд Оригинальная композиция

Посмотрите на зеркальное отражение $репродукции. Наблюдается ли такое же стремление вверх? Стремление вверх исчезает. Всадники теряют стремительность. Это явление, подмеченное психологами, учел автор и выстроил свои фигуры в этом направлении. Длинные горизонтальные штрихи гравюры$ упруго изгибаются, как струи быстрого потока. Видно, что всадники преодолевают сопротивление сумеречного воздуха. Представьте их на чистом белом фоне и чистом черном фоне или на фоне штриховки, положенной не горизонтально, и, вместо стремительной и напряженной скачки, мы увидим застывшие изображения. Движение останавливается, группа всадников зависает в воздухе.

Слайд 8 Репродукция гравюры на черном фоне

Слайд 9 Оригинальная композиция

Слайд10 Репр$одукция гравюры на белом фоне

Слайд 11 Оригинальная композиция$

Придать кавалькаде нарастающую силу было для Дюрера очень важно, и он нарушил очередность, в которой появляются всадники согласно книге.

11 слайд Репродукция гравюры Дюрера.

Вся мощь сосредоточена на самой массивной фигуре в центре листа, - во всаднике с весами. Он сразу пр$иковывает к себе внимание. Весь лист наполнен его движением. Когда копыта его коня опустятся в толпу, рука с весами, наверное, поднимется выше. Тяжесть скакуна становится ощутимее, когда видишь, как спокойно струиться грива, как туго оттянут вниз ремень стремени, как тяжела свисающая попона. Но, взглянув назад, убеждаешься, что медлительность обманчива. Как при замедленном показе в кино, о его стремительности догадываешься по взметнувшемуся краю попоны, по трепещущему конскому хвосту.

А потом снова смотришь вперед и видишь, что кони меченосца и лучника усиливают его скачок, потому что все эти трое – это как бы один и тот же конь, но изображенный в трех разных моментах прыжка. Под всадником с весами он оттолкнулся от земли, под мечен$осцем – летит вперед, а под лучником начинает опускаться на землю. Точка опоры этого трехглавого коня остается далеко позади, а головы тянутся вперед и вперед, и всей этой чудовищной тяжестью это существо нависает над людьми.

Но вот происходит неожиданное. Стрела лучника втыкается в раму, не давая двигаться вп$еред и рухнуть вниз. Изображение так прочно срастается с рамой, что на наших глазах происходит чудо: вздыбленная громада, которую, казалось нам, ничто не остановит, вдруг замирает на месте, как изваяние. Стрела останется на натянутой тетиве. Меч никогда не опустится на головы грешников. Весы так и будут колебаться в высоко поднятой руке…

Как же может один $рисунок быть полон движения и одновременно быть неподвижным? Одновременно - вряд ли. Но рисунок может быть таков, что фигуры будут выглядеть то движущимися, то застывшими на месте, в зависимости от того, какие его особенности окажутся в центре нашего внимания. Дюрер сделал так, что движение всадников в момент наивысшего подъема само подводит наш взгляд к острию стрелы лучника, где и происходит внезапная остановка. Но зачем это понадобилось?

В стихотворении А. Ахматовой, посвященному Санкт - Петербургу, о знаменитом Медном всаднике сказано:

Стынет в грозном нетерпенье

$ Конь великого Петра.

Вот разгадка замысла! Дюрер не хотел, чтобы его всадники были похожи на вихрь, который несется, сметая с бессмысленной жестокостью, все живое с лица земли. Задача сложнее: внушить зрителю мысль, что будущее будет еще страшнее того, что изображено на гравюре. Как заставить зрителя обратиться от настоящего к будущему, встревожить его грядущим? Да, именно так, к$ак мы видим: распалить его зрелищем бешеной скачки, и вдруг поставить на ее пути прочную преграду. И тогда мы начинаем чувствовать, что кавалькада «стынет в грозном нетерпенье» и все сильнее упирается в обрамление, словно река в плотину, и, что наступит момент, когда венценос$ный победитель выпустит стрелу и сокрушит преграду на своем пути. И всадники неминуемо вторгнутся в человеческий мир – вот то будущее, которого с трепетом ждут люди, рассматривающие гравюру.

Но вот мы встречаемся, наконец, лицом к лицу с четвертым всадником – смертью. Почему он обособлен от всех остальных? Чтобы ответить на этот вопрос, представим себе, что изменилось бы в гравюре, если бы все четверо всадников скакали вместе.$

12 слайд Репродукция, где всадник приподнят, и ангел отодвинут назад.

Всадник с весами был бы закрыт и перестал бы притягивать наше внимание, и тогда вся кавалькада казалась бы обессиленной, потому что толчок ее движению дал бы не могучий конь, а жалкая кляча. Как много связано с одним решением: поместить фигуру последнего всадника ниже остальных.

13 слайд Репродукция в первоначальном виде.

От стройного, мерного, стремительного аллюра первых трех всадников движение четвертого$ отличается разнузданностью. Мы видим смерть в момент ее неистового упоения властью над обреченными людьми. Копыта коня и конечности старика так накладываются на ногу несчастной жертвы, что кажется, будто смерть свалила ее на землю. Упав, женщина еще пытается ползти, но $попытка становится жалкой, когда смотришь, как свободно и непринужденно парит вверху ангел. Касаясь пятки крестьянина, она заражает его предсмертным ужасом, и он теряет равновесие. Но рама поддерживает его. И тут два ряда фигур объединяются удивительной деталью: кончик копыта вклинивается между пальцами руки крестьянина, заслоняющего лицо от смерти. Благодаря этой детали, такой же тонкой и точной, как кончик стрелы, касающейся обрамления, движение снова замирает.

Вот так из черных линий, отпечатанных с деревянной доски, получается движение и ощущение тяжести и сокрушительной силы.

14 слайд Репродукция с гравюры Г. Доре «Четвертый всадник».

$А теперь давайте проанализируем гравюру Доре «Четвертый всадник». Какие впечатления производит она и, какие приемы для этого использовал художник.

Ответы учащихся$.

  1. Движение по нисходящей линии с левого верхнего угла в нижний правый угол.

  2. Черный фон и белые пятна рисунка увеличиваются книзу, отсюда ощущение тяжести.

  3. Движение всех фигур в одном направлении.

  4. $ Облака или деревья внизу расположены по косой нисходящей линии. Это подчеркивает стремительное движение вниз.

  5. Ангел прикрыт плащом, что вызывает ощущение таинственности.

  6. Сильное освещение фигуры переднего плана и слабое освещение фигур дальнего плана

  7. $Упругие, извилистые линии крыльев, тел ангелов тьмы гривы лошади и т. д.

  8. $Штриховка фона на переднем плане создаёт впечатления таинственности.

4. Практическое задание. Выполнить 1набросок или зарисовку (можно 2) динамичной композиции из геометрических тел и фигур или более сложных элементов. Повторяем признаки геометрических фигур и геометрических тел

На доске изображены геометрические тела и фигуры.

Показываю работы учащихся прошлого года.

5. Учащиеся выполняют задание$.

Учитель задаёт вопросы по теме прошлых уроков:

1. Что такое графика?

2. Что такое гравюра?

$ 3. Что такое набросок и зарисовка?

4. Что такое геометрическое тело и геометрическая фигура?

5. Что такое

6. Какие средства художественной выразите$льности использовал А. Дюрер в своей гравюре «4 всадника»?

7. Какие средства художественной выразительности использовал Г. Доре в своей гравюре «Четвёртый ангел»?

8. Какое свойство человеческого восприятия использовали художники в своих гравюрах?$

6. Анализ работ учащихся. В конце урока учащиеся анализируют свои работы (самоанализ), работы одноклассников (взаимоанализ), учитель анализирует работы учащихся.

Список использованной литерату$ры
Степанов А.« Четыре всадника» Альбрехта Дюрера журнал « Юный художник» №12 1983.

Использованные материалы Интернет-ресурсы

  • $АЛЬБРЕХТ ДЮРЕР автопортрет http://www.art-storona.ru/arc/2007/4/pic/2007-4-13-5m.jpg

  • Гюстав Доре «Четвертый всадник» http://imagecache6.allposters.com/LRG/%5C17%5C1733%5CW3C3D00Z.$jpg


Post Comment