Реализация программы художественно-эстетической направленности

МОБУ средняя общеобразовательная школа № 10

Имени Д.Г. Новопашина

Республика Саха (Якутия) г. Якутск

$

$

Реализация программы художественно-эстетической направленности

$«Разноцветная радуга» в условиях внеурочной деятельности младших школьников

подготовила

$учитель ИЗО Мохначевская Ирина Афанасьевна

$ г. Якутск-2014

Реализация программы художественно-эстетической направленности

«Разноцветная радуга» в условиях$ внеурочной деятельности младших школьников

Сущностью составляющей парадигму современного образования является ориентация на деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказалась от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, в новых стандартах указываются реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатом обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результ$атов.

Разработанная программа «Разноцветная радуга» имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для внеурочной деятельности младшего школьного возраста (1-4 класс), которая рассчитана на четыре года обучения (132 часа).

Актуальность программы заключается в необходимости в раннем возрасте заложить гармоничное представление о мире и правильное отношение к действительности, которое возможно только на основе нравственных и духовных ценностей. Детям важно раскрыть предназначение искусства, служащее, прежде всего духовной пищей, представляющей совокупность красоты и высоконравственного доброго смысла.

В изобразительной деятельности ребенок обогащает св$ои представления о мире, самовыражается, пробует свои силы и совершенствует способности. Именно поэтому необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей к экспериментированию с красками, бумагой, пастелью, сангиной, соусом, углем, а не просто механически выполнять то, что предлагает учитель.$

Задача учителя предоставить свободу в отражении своего видения мира, доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход раскрепощает ребенка, создается атмосфера свободного творчества.

Целью программы «Разноцветная радуга» является развитие художественно-эстетических, творческих способностей младших школьников посредством изобразительной деятельности.

  • $составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры, но памяти, тематическое рисование, иллюстрация цветными карандашами, акварелью, гуашью;

  • составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры и др. пластичным материалом путем намазывания цветного пластилина на ка$ртон;

  • составление свободных композиций на настроение, рисование с натуры и т.д., техники моз$аики;

Для достижения поставленной цели, определены следующие задачи

- развитие эстетического вкуса;

- формирование духовно-нравственной лично$сти ребенка;

- содействие в овладении элементарными навыками и умениями изобразительной деятельности;

- усвоению знаний о разнообразных материалах;

- ознакомление детей с нетрадиц$ионными техниками изображения, выразительными возможностями;

- содействие формированию изобразительной грамотности;

- создание условий для формирования творческой активности и художественного вкуса;

- развитие мелкой моторики, зр$ительной памяти, глазомера;

- формирование чувства цвета, формы;

- воспитание выдержки, волевого усилия, способности быстро переключать внимание;

Программа составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся, а также с учетом уровня развития детей. Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.

В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, пуантель техника по-сырому, рисование примакиванием, рисование ладошками и т.д.

$ Реализация программы основана на сотрудничестве с детьми, развитие активного интереса к изобразительному искусству. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста позволяют ставить перед ними посильно сложные изобразительные задачи: передавать в рисунках, аппликациях предметы разнообразных форм, величины, пропорци$и. Особое внимание уделено развитию у детей цветового восприятия, которое очень важно как для сюжетного, так и для декоративного рисования.

На занятиях дети научаются бережно относиться к художественным материалам, у них формируются навыки культуры трудовой деятельности: планирование будущей работы, самоконтроль за своими действиями в процессе выполнения работы. Стремление достичь качественных результатов говорит об их настойчивости, способности к преодолению трудности. При выполнении коллективных работ дети обучаются способам сотрудничества: договариваются об этапах работы над общей композицией рисунка. Экскурсии, прогулки и пленэр позволяют учащимся параллельно с обучением и оздоравливаться.

$ Программа состоит из четырех разделов:

Каждый раздел включает беседу, практическую работу учащихся, посещение музеев, экскурсии, пленэр, знакомство с музыкальными и литературными произведениями.

$Первый раздел - «Знакомство с волшебными красками» состоит из 8 тем посвященных изучению основам цветоведения: основные и дополнительные цвета, цветовой спектр и теплохолодность оттенков, параллельно учащиеся знакомятся с нетрадиционными техниками исполнения.

Раздел «Я и окружающий мир»

учащиеся знакомятся с жанрами и$скусства, с творчеством художников разных жанров, с красотой самой природы.

В разделе «В гостях у сказки» учащиеся знакомятся со сказочным жанром, как в литературе так и в живописи, с творчеством писателей и художников, закрепляют на знания цвета и отрабатывают навыки нетрадиционных техник исполнения, знакомятся с красотой зимнего времени. Состоит данный раздел из 10 тем.

$ Четвертый радел «Пробуждение красавицы Природы» состоит из 8 тем, где первоклассники знакомятся с весной, ее пробуждением: насекомыми, цветами, солнцем, весенней капелью, подводным миром и т.д., закрепляя полученные знания, умения и навыки в течение всего года обучения. Раздел включает итоговое выставочное занятие - праздник с родителями «Вот и лето пришло».

$Предполагаемые результаты реализации программы

В данной программе учитываются все уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности.

- взаимодействие первоклассника с учителем;

- взаимодействие учащихся в коллективе, малых группах;

$ - самостоятельное достижению результатов;

У учащихся формируются в результате благоприятной внеурочной деятельности коммуникативные, этические, социальные, гражданские компетентности.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- правила безопасности и личной гигиены;

$- название материалов и инструментов и их назначение;

- названия основных и составных цветов и элементарные правила их смешивания;

- основы декоративного искусства;

- основные виды и жанры изобразительного искусства;

- художников разных жанров, разного периода развития искусства.

Должны уметь:$

- правильно работать кисточкой, карандашом;

$- пользоваться различными изобразительными материалами;

- использовать в работе нетрадиционные техники рисования (монотипия, «по-сырому», мятая бумага, кляксография и т.д.)

- рисовать от руки простые формы, элементы, геометрические фигуры;

- рисовать предметы с натуры и по представлению;

- изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.

Для достижения высоких результатов по данной программе большое значение имеет работа с родителями воспитанников. Необходимо их заинт$ересованное участие в процессе ознакомления младших школьников: выступление педагога на родительских собраниях, консультации, анкетирование, организация совместных досугов, привлечение родителей к изготовлению материалов для оформления развлечений, мастер - классов, просмотр родителям$и открытых занятий, организация посещения галерей и музеев.

В программе используются различные формы контроля работы учащихся: творческие выставки работ, соревнования, конкурсы, анализ рисунков и т.д.

$ Как итог реализации программы в конце учебного года проводятся итоговые выставки детских работ, учащиеся принимают участие в разного уровня конкурсах, викторинах. Дети и их родители сравнивают работы, выполненные в начале учебного года, с теми, которые дети предоставили на выставку. Подробно анализируются достижения каждого ребёнка с пожеланием дальнейших успехов в творчестве и приглашением посещать занятия на следующий учебный год.

Важнейший показатель эффективности проведённой педагогической работы — изменения в поведении детей, неуверенный в себе, замкнутый ребёнок стал весёлым, с удовольствием рисует и доводит начатую работу до конца, выражает желание продемонстрировать её другим людям.

$ Большое значение в реализации программы имеет помещение, отводимое для занятий, которое должно отвечать всем санитарно-гигиеническим требованиям.

В достижение высоких результатов необходимо также и реализация рабочего места учащегося: мольберт, планшет, использование компьютера, мультимедийное и интерактивное оборудование, учебно-наглядный материал, муляжи, пособия, художественные инструменты и материалы, рабочие тетради и учебники.

$

Литература

Алехин А.Д. Когда начинается художник.- М.: Просвещение,1993.

Волков Н.Н Композиция в живописи.- М.: Искусство.1977.

Выготский Л.С. Психология искусства- М.: Педа$гогика 1987.

Изобразительное искусство. Основы декоротивно – прикладного искусства 1-4 класс Таблицы по методическим рекомендациям / Т.Я.Шпикалова, Н.М. Сокольникова- М.: Просвещение

Каменева Е.О. Какаго цвета радуга.- М.: Детская литература 2000.

$Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе.- М.: Просве$щение 2000.

Кузин В.С.,Кубышкина Э.И, Изобразительное искусство 1-4 класс.- М.:Дрофа, 1997.

Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Тетради творческих заданий 1-4 кл.-М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД»,1998.

Post Comment