Сюжетная композиция. Иллюстрация к сказкам, 6 класс

Предмет. Изобразительное искусство.

Учитель. Гордиченко М.А. МОУ «СОШ№2 г. Пугачёва Саратовской области»

Класс 6

$Тема урока: Сюжетная композиция. Иллюстрация к сказкам.

Цель урока: создать условия для знакомства учащихся с видом книжной графики – иллюстрацией.

Задачи.

Обучающая: организовать деятельность учащихся по изучению средств выразительности; созданию эскиза к сюжету сказки Г Х Андерсена с определением композиции, пространс$твенного расположения основной сюжетной группы в тематическом рисунке.

Развивающая: способствовать развитию графических навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка; развивать воображение и мышление, творческие способности учащихся .

Воспитательная: способствовать эмоциональному восприятию литературных произведений жанра сказок, выражать своё отношение к ним в графических этюдах.

$

Зрительный ряд: чёрно-белая фотография природы, схема работы над изображением животных в иллюстрации (учебник 4 класс). изображение сюжетных композиций (учебник 5 класс)

Тип урока:

Базовый учебник: Куревина О.А., Ковалевская Е.Д. Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). Учебник. 4-й класс. – М.: Баласс, 2011. Кашекова И.Э., Кашеков А.Л. Изобразительное искусство. Учебник. 5-й класс. – Москва.: Баласс, 2011.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.

Формы работы: работа в группах, индивидуальная.

$

Этапы урока

Содержание

$действия учителя

действия учеников

формирование УУД

Ι. Мотивация (самоопределение ) к учебной деятельности

Учитель обращает внимание детей на литературные источники находящиеся на рабочих столах н$апоминая что в них много тайн, читает высказывание Г.Х. Андерсена : «Жизнь сама по себе является прекрасной сказкой..Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым», просит детей просмотровым чтением прочитать тексты, определить жанр литературного произведения выделяя сюжет, главных героев, ознакомится с информацией в учебниках за 4 и 5 классы, вспомнить учебный материал и выделить опорные слова по темам «Композиция», «Иллюстрация», ответить на вопросы:

$Что вас удивляет в прочитанных текстах?

— Назовите литературный жанр текстов?

-Назовите автора сказок?

— Сказки знакомые с детства?

— Открытие сегодняшнего дня?

$Ученики отрабатывают технику беглого чтения, элементы продуктивного чтения ,выделяют главные аспекты текста, ищут ответы на поставленные учителем вопросы.

Составляют схемы опорных слов по теме «Композиция», «Иллюстрация».

Отвечают на поставленные учителем вопросы.

Познавательные действия

1. Находить информацию в учебнике (разворот, оглавление, словарь), отделять известное от неизвестного.

2. Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.

Регулятивные действия $

1. Самостоятельно определять цель действий, строить план действий, предлагать версии.

2. Работать по алгоритму построения сюжетной композиции.

3.Следить за реализацией замысла иллюстрации.

4.Контролировать свои действия при работе с графическими материалами.

5. Учиться оценивать успешность своего задания,$ признавать ошибки.

Коммуникативные действия

1. Высказывать свои мысли (предложение-текст), вступают в беседу.

2. Слушать и понимать других, в т.ч. договариваться о правилах общения; учиться выполнять роли в группе.

Личностные результаты

1. Оценивать однозначные поступки как «плохие» или «хорошие» с позиции $нравственных и эстетических ценностей.

2. В предложенных ситуациях делать моральный выбор поступка.

$3. Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

5. Воспитание уважительного отношения к творчеству – как своему, так и других людей.

6. Осознавать и называть свой уровень развития изобразительной грамоты в области графической композиции.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности

III Постановка учебной задачи

Анализируя информацию учебнико$в чтобы вам хотелось добавить в тексты сказок?

-Продолжите фразу –иллюстрация это рисунок к …

-Выделите опорные слова по теме « Композиция»…

-Выделите опорные слова по теме «Написание сказки»….

Если дети затрудняются, то учитель помогает сформулировать ответ на данный воп$рос.

-Сформулируйте тему урока, цели и задачи.

(тема- сюжетная композиция,

цель -создание графических этюдов иллюстраций к произведениям Г.Х. Андерсена, задачи – выбор формата, компоновка на плоскости листа, выбор гр$афического материала, передача замысла).

Учащиеся предлагают варианты ответов на поставленные вопросы учителя.

Учащиеся формулируют проблемный вопрос: почему композиция занимает центральное место во всех искусствах?

IV Построение проекта выхода из затруднений («открытие»)

$Конечно, все вы не один рассматривали иллюстрации. Почему, как вы думаете, её называют вторым текстом?

— Выстройте алгоритм выполнения сюжетной композиции в иллюстрации.

(Замысел, формат, набросок, компоновка фигур, композиция рисунка, графическое выполнение замысла, акцент цветом, тоном).

Ученики отвечают на вопросы (возможные варианты ответов):

Ученики выстраивают алгоритм выполнения сюжетной композиции.

VI. Применение знаний (продуктивные задания).

$

  1. Учащиеся выполняют графические наброски на выбранном формате.

  2. Композиционные поиски.

  3. Определение зрительного центра.

  4. Хроматическое и ахроматическое решение рисунка.

$

Самостоятельная творческая деятельность детей.

Построение композиции иллюстрации по принятому алгоритму действий.

$

Учитель индивидуально консультирует и корректирует наброски детей, добиваясь равновесия изображений в композиции и передачи замысла изображения.

По необходимости учитель обращает внимание всех детей на общие ошибки, вместе с учащимися ищет пути их исправления.

Регулируют свои действия, вступают в диалог с учителем, ищут решения графической выразительности композиции.

Самостоятельная творческая работа учащихся с учетом замечаний по построению комп$озиции иллюстраций и их хроматическому или ахроматическому решению. Учитель готовит оборудование к следующему этапу работы – применение полученных знаний.

Самостоятельная творческая деятельность.

$VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Учитель предлагает обратить внимание на предмет находящийся в его руках.

— Можно ли назвать данный предмет книго$й или рекламным проспектом?

Дайте название данному предмету и обоснуйте свое решение.

Учитель зачитывает вторую часть высказывания Г.Х. Андерсена: «Приносить пользу миру – это единственный способ стать счастливым».

-Выскажите предположения наших дальнейших действий.

-Обоснуйте выбор.

-Подпишите с$вою иллюстрацию – название сказки….первые слова литературного текста.

Разделитесь на группы и организуйте свои рабочие места для работы с рекламным проспектом.

— Представьте рекламный проспект используя метод «глашатых» 1830 — 1840 годов в Западной Европе.

Высказывают предположения.

Обосновывают свой выбор

Организовывают рабочие место для нового вида деятельности.

Организуют театральное действо.

$

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Учитель предлагает посмотреть выставку работ учащихся ДШИ отборочного тура регионального конкурса иллюстраций по произведениям Г.Х.Андерсена, оценить свою иллюстрацию с точки зрения графической техники- выразительность штриха, передача пространства, передача динамики развития сюжета.

Рассматривают. Обсуждают, делятся мнениями, анализируют качество собственной$ творческой работы в области иллюстрирование текста.

$

Домашнее задание.

Принести рабочую тетрадь, альбом, простой карандаш, ластик, цветные карандаши.

— Просмотр текста библии, обратить внимание на изображение природы, одежды людей, построение композиции.

Post Comment