Технологическая карта урока «Человек в зеркале искусства: жанр портрета» 8 класс

Технологическая карта урока, реализующего ФГОС

(Урок «открытия» нового знания (изучения нового материала))

«Человек в зеркале искусства: жанр портрета».$

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

$

Предмет — искусство

Класс — 8

Тема урока – Челов$ек в зеркале искусства: жанр портрета.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

$Метапредметные

Личностные

Построение нового знания о понятии «портрет», «автопортрет», видах портретов;

Сформировать представление о роли и значении портрета в творчестве художника.

Познавательные:

Научатся формулировать проблему, самостоятельно осуществлять поиск способов решения проблем творческого и поискового характера (из рассказа учителя, со$бственного жизненного опыта), осуществлять анализ портрета человека.

Регулятивные:

Овладеют способностями понимать учебную задачу урока; анализировать свои мысли, действия, чувства; сравнивать и критично оценивать свои ответы; Коммуникативные:

Овладеют способностями инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.

Развитие самостоятельности в решении различных задач;

Формирование духовных и эстетических потребностей; отработка навыков самостоятельной работы.

Словарь урока: автопортрет, камерный и парадный портрет, парсуны.

Ресурсы урока: мультимедийный проектор, компьютер , презентация$.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока (+время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Организационный момент

Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Ставит вопрос: готовы ли вы к уроку?

Зачитывает эпиграф урока ($работа с презентацией – слайд 2):

«В хорошем портрете, написанном

талантливым  художником,

можно увидеть лик эпохи».

В. Иванова

В процессе рассказа создает условия для формулировки проблемного вопроса урока учащимися.

Ставит проблемный вопрос урока: почему искусство портрета привлекает и художника,  и зрителя?  

Самоконтроль готовности к уроку (учебники, тетради, письменные принадлежности), мобилизация внимания.$

Эмоционально настраиваются на урок. Слушают учителя.

Записывают вопрос в тетрадь

2 этап.

Основная часть урока

Предлагает ответить на вопросы:

— Как вы думаете о каком виде жанра пойдёт речь?

Просит дать определение «портрета».

— Какое изображение мы называем портретом? Слушает учащихся$.

Демонстрирует слайд 3 с определением

Рассказывает об истории портрета (демонстрация слайда 4 с изображением Нефертити, Тутанхамона).

Выделяет, что в скульптурных портретах соблюдали сходство, чтобы душа могла отыскать своего хозяина.

(демонстрация слайда 5 с изображением древнегреческой живописи).

Рассказывает о портретном искусстве эпохи Возрождения и появлении автопортрета (15-16в.в.), (слайд 6 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», А. Дюрер «Автопортрет».

Рассказывает об истории портрета в$ России, делает ударение на то, что первые портреты назывались «парсуны» от слова «персона» и, что они появились во времена Петра 1(слайд 7 А. Матвеев.  «Портрет Петра I», «Портрет княгини Голицыной»)

Говорит о появлении парадных и камерных портретов (демонстрация слайд-схемы 8)

Говорит о различии парадного и камерного портретов (слайд 9 А. Антропов.  «Портрет Петра III», Д. Левицкий «Портрет Марии Дьяковой»).

Рассказывает о портретах 18 века- портретах – образах, на которых люди смеются, грустят, мечтают, раздумывают (слайд 10 (Д. Левицкий «Портрет воспитанниц Хованской и Хрущовой», К. Маковский «Семейный портрет»).

$Предлагает совершить путешествие во времени вместе с художником Ф. Рокотовым (слайд 11 «Портрет Струйской»).

$

Ответ: о портрете

Ответ: портрет – это изображение в живописи человека или группы людей

Записывают определение в тетрадь.

Записывают имена художников и названия их произведений

$

Рассматривают слайд-схему 8, записывают в тетрадь

Рассматривают изображения на слайдах и записывают названия картин и имена художников в тетрадь.

3.Физкультминутка

Предлагает отвлечься и выполнить вместе с ним упражнения для улучшения мозгового кровообращения и гимнастические упражнения для улучшения зрения

Делают упражнения вместе с учителем

$

Продолжение основной части урока

Предлагает рассмотреть картину Федора Рокотова «Портрет Стр$уйской» и ответить на вопрос: какой представляется вам эта женщина?

Обобщая ответы, говорит, что у каждого произошел свой разговор с художником, а вот как выразил свои чувства поэт Н. Заболоцкий (слайд 11): на экране слова поэта Н. Заболоцкого

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Глядела Струйска$я на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Ее глаза, как два обмана,

Прикрытых мглою неудач.

Говорит ещё об одном женском портрете, который окутан дымкой таинственности и красоты (слайд 12 Д. Боровиковский «Портрет М. Лопухиной»).

Зачитывает отрывок стихотворения Я. Полонского, который был очарован образом молодой женщины:

Она давно прошла, и нет уже тех глаз

И той улыбки нет, что молча выражали

Страданье – тень любви. И мысли – тень печали…

Но красоту ее Боровиковский спас.

Спрашивает: а какие чувств$а вызывает у вас этот образ?

Выслушивает мнение нескольких ребят и предлагает ещё раз прочитать эпиграф урока.

Задаёт вопрос: по каким же признакам мы можем сказать, что картина относится к той или иной эпохе?

Рассматривают картину, фоном звучит мелодия Е. Доги   из кф «Мой ласковый и нежный зверь»).

Высказывают свое мнение

$

Один из учащихся зачитывает стихотворение.

Рассматривают картину на фоне отрывка из пьесы «Июнь» цикла «Времен$а года» П.И.Чайковского, записывают свои мысли.

Читают эпиграф.

Ответ: обстановка, интерьер, одежда, прическа, род занятий, техника исполнения, цвет.

4 этап

Творческая практическая деятельность

Предлагает рассмотреть слайд$ 13 с изображением двух картин: И. Вишнякова «Портрет Сарры Фермор» и Г. Ряжского «Письмо» и провести сравнительный анализ.

Ставит вопрос: что должен учитывать художник, создающий портрет? (Слайд-схема 14)

Предлагает самим создать образ и настроение и поиграть в игру «Художник и его портрет».

Один из учащихся — художни$к, который хочет нарисовать портрет. Остальные – натура.

Записывает на доске различные психологические состояния: спокойствие, печаль, радость, боль, плач, гнев.

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, помогает учащимся.

Учитель по ходу игры еще раз проговаривает технику создания портретного изображения.

Рассматривают, сравнивают, анализируют.

$

Ответы: технику исполнения.

Делятся на группы по 5-6 человек

Каждая группа выбирает путём жеребьёвки настроение. Натурщики создают образ и настроение, а чтобы картина получи$лась моментальной, вместо кисти художник использует фотоаппарат.

5 этап. Заключительная часть урока

Повторяет проблемный вопрос урока: почему же искусство портрета привлекает и художника, и зрителя?

$

Делает вывод: в портрете художником передается не только сходство с человеком, но и его богатый духовный мир и признаки эпохи, а внимательному зрителю удается разгадать эту загадку.

Ответ: художник стремится не только передать сходство, но и душевное состояние, а зритель узнаёт из портрета о характере, судьбе изображённого.

Записывают вывод в тетрадь.

6. Рефлексия и оценивание.

Спрашивает:

— Понрав$ился вам урок?

— Что больше всего вас заинтересовало?

— Что нового вы узнали?

Дают ответы.

Отмечают наиболее понравившиеся эпизоды урока.

7 этап. Домашнее задание

Домашнее задание.

1. Знать записи в тетради.

2. Обработать фотографии сделать фильм, подобрать к нему музыку.

3. Творческое задание: в альбом «Мой вернисаж» вклеить репродукцию понравившегося портрета и придумать свою историю об изображенном человеке.

$

Post Comment