Технологическая карта урока по ИЗО «Красота земли родной» 5 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учитель изобразительного искусства МКОУ Добрятинская СОШ: Курахина Н.Н.

Предмет$ : Изобразительное искусства

Класс: 5 класс.

.

Тема урока: Красота земли родной

Базовый учебник: Н.А. Горяева. О.В. Островская . под редакцией Б.М.Неменского Изобразительное искусство учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений.

$Цели урока:. Воспитание нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.

Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

Приобщение к национальной культуре как к системе общечеловеческих

ценностей.

Планируемые результаты обучения:

Личностные : Потребность в самовыражении и самореализации,$

Доброжелательное отношение к окружающим.

Предметные: Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

$

Выражают смысл ситуации различными средствами ( рису-

нки) Осознанно и произвольно строят речевые высказыва-

ния в устной форме форме.

Коммуникативные УУД

$Умеют слушать и слышать друг друга. Адекватно используют речевые средства для дискуссии.

Регулятивные УУД

Сличают способ и результат своих действий с эталоном

обнаруживают отклонения и отличия

Личностные УУД

Доброжелательное отношение к окружающим.

Устойчивый познавательный интерес .

Тип урока: Урок – экскурсия.

Межпредметные связи: география.технология.биология.

Ресурсы:$

$- плакаты Русское народное искусство

-различные поделки из глины , дерева,

-выставка работ уч-ся по теме «Русское народное искусство»

-презентация к уроку «Красота земли родной»

— эскизы с подносов с Жостовской росписью.

— карточки задания по росписи.

— лепные игрушки.

-народные костюмы.

-изделия с росписью по мотивам Хохломы. Гжели.$

Технологическая карта урока

Этапы урока

$

$

Приемы обучения и учения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент

Создать благопри-

ятный психологи-

ческий настрой

на работу.

Приветстви$е, проверка подготовленно-

сти к учебному занятию ,организация

внимания детей.

Предлагает учащимся путешествие по

Родной земле .

Включаются в деловой

ритм урока

Личностные: Самоопреде-

ление.

$Регулятивные: осознают

уровень своих знаний

Коммуникативные: планирование учебного сот-

рудничества с учителем

2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности

Велика Россия

наша,

$И талантлив наш

народ

О Руси родной,

умельцах.

На весь мир молва идет.

Как бы вы определили цели урока?

Мы с вами прошли большой материал

$

по промыслам родного края. И сегодня

я предлагаю вам быть экскурсоводами

на предприятии Гжели, Хохломы, Го-

родца, Дымково.

Формулируют тему урока

и цели

Перечисляют основные

промыслы родного края.

$элементы росписи ,цвета

росписи.

Личностные: Доброжелательное отноше-

ние к окружающим.

Регулятивные: Умение са-

мостоятельно ставить цели.

Коммуникативные: Адеква-

тно используют речевые

средства

Познавательные: Структу-

рирование знаний.

$

3. Актуализация знаний

Презентация к

уроку

Предлагает учащимся отправиться на

экскурсию

Учащиеся выступают в

роли экскурсоводов по

промыслам родного края.

Гжельский промысел

Золотая хохлома

Дымковская игрушка

$Жостовские подносы.

Каргопольская игрушка

Русские матрешки.

Рассказ экскурсоводов см.

в приложении.

Личностные: активность

учаихся

Регулятивные: сличают свои

рисунки с оригин$алами.

Коммуникативные: умеют

слушать и слышать друг друга

Познавательные: Анализируют объект,выде-

ляя существенные признаки.

4. Динамическая пауза

Гимнастика под

музыку.

Физорги демонстрируют упражнения

Выполняют упражнения

5. Самостоятельное использование сформированных умений и навыков

$Работа в группах

Раздаточный материал с видами промы-

$слов и росписи

звучит русская народная музыка

Выполняют задания с обсуждением.

Обосновывают ответы и

Защищают свои ответы перед классом.

Личностные: умение вести

диалог на основе равнопра

вных отношений и взаим-ного уважения.

$Регулятивные:осознают каче

ство и уровень усвоения

Коммуникативные: выража

ют свои мысли.

Познавательные.Осуществляют поиск и выделение нео

бходимой информации.

$6. Домашнее задание

Ответить на воп-росы кроссворда

в рабочей тетради

Учитель показывает страницу с кроссво

рдом в рабочей тетради.

Записывают задания в

дневник.

7. Рефлексия деятельности

Прием вопрос

ответ.

$

Предлагает учащимся подвести итоги-

Высказать свое мнение об уроке.

Учащиеся делятся своим

мнением об уроке о том

что нового они узнали

$о промыслах родного

края.

Личностные: взаимное ува-

жение

Регулятивные: осознают ка-

чество и уровень усвоения

Коммуникативные: исполь-

зуют речевые средства.

Познавательные: выделяют

и формулируют познавательную цепь.

Список литературы:$ Изобразительное искусство: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений Н.А.Горяева. О.В.Островская.

Под редакцией Б.М.Неменского.8-е издание. М:Просвещение 2009г.$

Гжельский промысел.

Давным-давно, тысячи и тысячи лет тому назад, когда на земле жили первобытные люди, кто-то однажды взял в руки глину и заметил, как она мягка и податлива. Что хочешь из нее делай! Гжель – это белоснежные фарфоровые чайники, подсвечники, часы, фигурки людей и животных, украшенные синей росписью. И так хороши эти изделия, так полюбились они людям, что слава о гжельском искусстве разнеслась не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. За что гжель нравиться всем ? Чем она отличается ? Да прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело-синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. Всего одна краска… А какая нарядная и праздничная получилась роспись! Самый излюбленный узор- гжельская роза-АГАШКА. Всякую вещь, сделанную в Гжели, интересно рассматривать, и любоваться ею.

Золотая Хохлома.

Хохломская роспись

Алых ягод россыпь,

$Отголоски лета

В зелени травы.

У красы точеной

Сарафан парчевый,

По волнам узоров

Яхонты горят.

На Волге недалеко от Городца возник еще один промысел росписи по дереву. «Золотая хохлома» называют его в народе.

Расписная деревянн$ая посуда очень древняя. Вот уже 200 лет делают из дерева хохломские блюда, ложки, плошки, поставцы и вазы, солонки и

сказочные ковши – утицы, а еще мебель детскую. Не только разнообразием форм, но и росписью славятся эти изделия. Прежде хохломской промысел был семейным. Мужчины точили из липы заготовки- белые, звонкие; женщины их грунтовали глиной-натирали серебристым порошком- лудили. Вот по этой блестящей, как металл, поверхности и делали роспись. Любимые цвета – красный д$а черный и совсем немного желтого и зеленого для мелкой прорисовки. Чтобы золотом загорелся узор, покрывают его олифой или лаком и ставят в горячую печь. Закалится лак до желтого цвета- и вспыхнет под ним блестящий фон. Любят мастера этого промысла растительные узоры: травки, ягодки,

цветы сказочные.

Дымковская игрушка.

Ласково и нежно называют эту игрушку – «дымка». Игрушку называют дымковской по месту происхождения .С высокого берега реки Вятки, на которой стоит город с этим же названием, видно заречную слободу Дымково. Всю зиму женщины лепили, из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька превращалась т$о в уточку, то в петушка, то в конька…Краски яркие- яркие: малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие и даже золотые! Что только не лепят дымковские мастерицы: птиц, коней, индюков, баранчиков в штанишках, нянек и деточек, барышень и кавалеров, диковинных оленей, сказочные и бытовые сюжетные сценки. В настоящее время в центре города Вятки работают художественные мастерские Дымковской игрушки.

$

Жостовский промысел.

Сегодня я вам расскажу о промысле, который жив и сегодня в замечательной подмосковной деревне Жостово. Жостовский поднос знают почти во всем мире. И неудивительно. Букет, украшающий его, великолепно вписан в форму предмета. Цветы похожи на настоящие и в то же время сказочные. И если приглядется – они словно бы светятся в глубине муромских лесов. На сверкающей лаком черной, синей, красной, палевой поверхности подноса хороши и подмосковные пейзажи, и цветочные композиции :венки из цветов, пышные букеты

$иногда в сочетании с фруктами и птицами, осенние мотивы из ягод и листьев, Сколько подносов, столько и вариантов изображений. Жостовский мастер никогда не повторяет один и тот же рисунок. Формы подносов разные: прямоугольные, овальные, круглые, фигурные ,большие и совсем маленькие. Разнообразие форм дает мастеру возможность решать композицию по-своему.

Городецкая роспись.

Искусство городецкой росписи зародилось в заволжском крае близ г. Городца, недалеко от Нижнего Новгорода . Каждый предмет промы-

сла –, настоящее произведение искусства. На городецких изделиях можно увидеть птиц, коней, сценки чаепит$ия, охоты, изображения ба-

рышень и кавалеров за беседой. Эти сценки украшены диковенными цветами: яркими розанами, купавками, зелеными веточками. Компози-

ции из розанов и купавок могут составлять отдельную композицию или дополнять сюжетное изображение .Посмотрите, как изящна рос-

пись- городецкие травы, веточки и листья, как органично сочетаются крупные формы с мелкими. Мастер пишет красками сразу по чис-

той доске или по фону, легко и уверенно наносятся мазки без прорисовки контура. Мастерство, складывавшееся веками передававшееся

от отца к сыну от матери к дочери, живо и по сей день. Птица и конь- главные герои городецкой росписи. Розаны- основные элементы деко-

ративной композиции. Есть здесь и так называемые « бубенчик и купавка».

Каргопольск$ая игрушка:

Эта игрушка из Архангельской области, из Каргополя и ближайших к нему деревень. Гончарству здешнему насчитывают аж

четыре тысячи лет. А там где гончарство, там обычно и игрушечный промысел заводится. Тематика игрушек заимствована из

народной жизни, Мастера создают женские фигурки, дедов-лесови$ков, пахарей, гармонистов. Неизменно среди игрушек встречаются

медведь, другие звери птицы. Глиняные бабы с младенцами, птицами, пирогами похожи на древний образ богини- матери в север-

ной народной вышивке. Заметте, как красивы и необычны по цвету игрушки. На поверхности фигурок наведены древние символы

солнца –большие огненно-красные круги, кресты, а также мотивы зерен, хлебных колосьев и веточек растений.

$Русские матрешки.

Почти 80 лет назад, недалеко от Москвы в Абрамцове, где жили и работали многие замечательные художники, придумали

и создали первую матрешку- занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую крестьянскую девочку. Новая необычная

игрушка очень понравилась и детям, и взрослым. В большой кукле пряталось целое семейство- одна другой меньше. Прошло

много лет, а матрешка не надоела людям. И сейчас она любимая игрушка малышей. Матрешка украшает наши квартиры. Ее охотно

дарят друзьям на добрую память. Теперь эту деревянную игрушку изготавливают на фабриках многих городов…Вот поэтому-то одни

матрешки в ярких$ сарафанах, с передниками, в узорчатых платках, другие – в зимних шубах. Иные сплошь разрисованы цветами,

ягодами, и фартуки словно ковер красочный…Семеновская матрешка будет продаваться на зимней олимпиаде в г. Сочи 2014 году.

Post Comment