Урок ИЗО в 1 классе «Сказочная страна»

$

Тема: «Сказочная страна».

Цели: способствовать развитию наблюдательности, воображения, творческой фантазии; прививать любовь к сказкам, формировать понятие о добре и зле; воспитывать интерес к изобразительной деятельности, обучение детей подбору цвета (краски) в соответствии с формой и назначением, развивать эстетическое восприятие; прививать любовь к домашним животным.

Оборудование урока (ИЗО): лист бумаги, карандаш, краски, кисти, баночка с

водой, салфетк$а.

Ход урока.

1. Орг. момент.

2. Постановка темы урока.

— Определить тему нашего урока нам поможет вот это задание:

— Что общего у этих слов?

На доске: Синеглазка

Колобок

Алёнушка

Змей

Кощей

Иван

— Прочитайте первые буквы слов сверху вниз. Какое слово получилось?$

Кто из вас догадался, какая же тема урока?

Начинаются сказки,

Катятся с горы салазки,

Бабушка Федора на передке

Едет с мешком в руке.

$Завязан мешок завязками.

«Бабушка, развяжи!

С чем мешок – то?» —

«Со сказками». –

«Бабушка! Расскажи!»

— Встречалась ли нам такая присказка?

О чём-то скрипит половица,

И спицам опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

— Ребята, а вы любите сказки? Почему? С какими сказками вы уже знакомы?$

3. Сказочная разминка.

-А теперь проведём сказочную разминку. Я буду н$азывать сказочных персонажей, а вы станете добавлять к ним слова-определения:

Кощей… (Бессмертный) Мальчик — … (с – пальчик)

Василиса… (Прекрасная) братец … (Иванушка)

сестрица… (Алёнушка) Змей … (Горыныч)

Баба — … (Яга) Крошечка … (Хаврошечка)

Лиса…(Патрикеевна) Гуси -… (Лебеди)

Скатерть — …(Самобранка) Карабас — …(Барабас)

$Ковёр — … (самолёт) Конёк — … (Горбунок)

«В некотором царстве, в некотором государстве…» Эти слова только услышишь – сразу догадаешься, что дальше будет. Дальше будет – сказка.

В них происходят удивительные приключения, поучительные истории, забавные случаи. Вместе с героями сказок мысленно переносимся мы в этот сказочный мир, где живут эти герои. Сказка обязательно чему$-то учит людей. Недаром многие сказки имеют такую концовку: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». Как вы понимаете эти слова?

— А о ком пойдёт у нас сегодня речь, отгадайте.

Загадки: Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

Острые ушки, на лапках подушки. (Кошка)

Молочко пьёт, песенки поёт: Мур! Мур! (Кошка)

4. Рассказ учителя о кошках.

— Поднимите руку те, у кого дома есть кошки. Вот видите, многие держат дома милых пушистых зверуше$к. Итак, наш разговор о них начинается.

Кошка живёт рядом с человеком не одну тысячу лет. Но до сих пор она остаётся существом во многом таинственным.

Кошка – обыкновенный зверь, но с необыкновенными качествами. Какими именно?

— У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается.

-Кошка очень чистоплотна и часто умывается. А знаете, почему? Кошка проснулась, потянулась – и ну вылизывать себя. Поела, попила – и сн$ова вылизывает себя с головы до лап. Но кошки постоянно вылизыва$ют не столько грязь, сколько… собственный запах. Все кошки – и домашние, и дикие – охотники. Если добыча по запаху почует опасность – останешься голодным.

— У кошки очень острое зрение. Кошка спокойно ходит в темноте. Помогают ей в этом вибрисы – длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами.

— Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. И по-прежнему есть много тайного в жизни кошки. $

5. Контурный рисунок кошки.

— Сейчас я предлагаю вам научиться рисовать кошку.

(Рисунок кошки контурный)

6. Продолжение беседы.

— Мы узнали лишь о некоторых особенностях этих таинственных существ. Много интересного ждёт нас впереди! А что вы можете рассказать о кошках? Всего, наверное, понемножку.

  1. Кошка первой входит в дом

И живёт подолгу в нём,

То мяучет, то играет,

То куда-то исчезает.

Исчезает далеко,

А когда придёт обратно,

То из блюдца аккуратно

Пьёт парное молоко.

$

  1. И погладить разрешает.

И работать не мешает,

Половицей не скрипит,

$А ложится за подушку,

Что-то нежное на ушко

Скажет шёпотом и спит.

  1. Ищет кошка дух мышиный,

В сумрак ввинчивает взгляд,

Точно фары у машины,

У неё глаза горят.

  1. Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Мо$жет кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

В.Приходько.

— Что, правда, то, правда: кошка – свободолюбивое животное. Её не стоит принуждать делать то, чего она не хочет. Вспомните сказку Р.Киплинга о кошке, которая любила гулять сама по себе. Кошка любит полную свободу действий, а если она захочет, чтобы вы её погладили, пол$аскали, она придёт сама, поверьте!

Сценка «Кошка». (Выходят мальчик и девочка в костюме кошки.)

Мальчик: Говорит мне тихо кошка:

Кошка: «Пожалей меня немножко!»

Мальчик: Не пойму я кошку эту:

Я ей тычу в рот конфету,

Я под самый кошкин нос

Лучший свой значок поднёс.

Я обнял её за шею:

— Вот как я тебя жалею!

Ну чего ты хочешь, кошка?

Говорит она:

Кошка: «Немножко, хоть немножко

Пожалей – отпусти $меня скорей!»

А.Гришин.

…………………восп.момент.

— Надеюсь, этот диалог вы верно поняли? И всё – таки, есть такие ребята, которые берут $себе маленьких котят. Но плохо ухаживают за ними.

— Давайте отдохнём.

7. Физминутка «Кошачье расписание».

Ночью спим мы с кошкой сладко.

Утром делаем зарядку.

Моюсь я водой и мылом.

Кошка — язычком умылась.

Я причёсываться стала,

Кошка шёрстку всё лизала.

Стала я стелить кровать:

«Ну-ка, Мурка, не мешать!»

Помирились, и$ вдвоём

Молоко мы с кошкой пьём.

(Маша Лавреньтева г. Уварово).

— А вы знаете, ребята, какими артистами могут быть кошки. Это известно по выступлениям в Театре зверей под руководством Н.Ю.Дуровой, по выступлениям в цирке с клоуном Юр. Куклачёвым.

Здесь всё прекр$асно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки.

И с ними светлый мир добра.

— Артём и Вова, подойдите ко мне! Наденьте маски.

-Теперь, вы не Артём и Вова, а собака и кошка. А, ну-ка войдите в роль и разыграйте сценку!

Сценка – отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино».

Кот: — А, я, говорю: «Пей!»$

Пёс: — От твоего молока уже деваться некуда, все вёдра, все тазы молоком заняты, вон — в умывальнике и то молоко!

Кот: Это ещё что! Вот я вторую корову заведу.

Пёс: А умываться как?

Кот: А так, надо меньше пачкаться. И, вообще, некоторые язы$ком умываются.

Пёс: Ага, а некоторые и мышей едят. Если бы твоя корова по — умней была бы, она бы не молоко давала, а воду газированную «Пепси-колу», например, или квас.

Кот: А, если бы ты по — умнее был у меня, то давно бы делом занялся.

Пёс: И, займусь, я сейчас на охоту пойду.

Кот: И не жалко тебе зверушек стрелять.

Пёс: Жалко, ну, а если во мне инстинкт просыпается, и меня в лес потянуло со страшной силой. А звери, кстати, для того и созданы, чтобы на них охотиться. Я скоро вернусь, что-нибудь вкусненькое по$дстрелю. Эх, видел бы меня Дядя Фёдор.

-С игры и начинается театр, достаточно надеть маску, изменить голос и жесты. Вот и в данном случае в игре ребятам очень помогли маски, они помогли им сыграть свои роли.

— Маски… Добрые, злые, весёлые, грустные, комические, трагические и карнавальные. По маске и костюму, мы можем узнать из какой сказки или мультфильм$а персонаж.

(Просмотр видеозаписи, картинок.)

— Какие сказки, в которых встречается персонаж – кот вы знаете?

— Сегодня мы будем художниками, которые создают костюмы.

8. Составление злого и доброго персонажа.

(Маски котов на доске).

-Ребята, какие это коты? (добрый и злой)

-Как вы будете их изображать?

-Для костюма доброго кота понадобятся нежные, яркие цвета (он аккуратный, чисты$й, причёсанный). В костюме же злого персонажа будут, наверное, преобладать тёмные, тревожные тона (грязный, лохматый, рваная одежда).

Ваша задача – подобрать такие цвета (краски), чтобы мы в конце урока смогли определить, какой это герой — злой или добрый, какое у него настроение.

9. Самостоятельная работа учащихся. (Рисование сказочного кота.)

10. Игра.

$- А сейчас, я предлагаю вам поиграть. Я буду зачитывать отрывки из сказок, а вы будете называть героев, о которых пойдёт речь.

На сметане мешён.$

На окошке стужён,

Круглый бок, румяный бок,

Покатился … (Колобок)

Носик круглый, пятачком,

Им в земле удобно рыться.

Хвостик маленький крючком,

Вместо туфелек – копытца.

Трое их и до чего же

$Братья дружные похожи.

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три поросёнка)

Она красива и мила

А имя ей от слова «зола». (Золушка)

Возле леса на опушке,

Трое их живёт в избушке.

Там три стула и три ложки,

Три кроватки, три подушки,

Угадайте без подсказки,

$Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор… (Айболит)

Толстяк живёт на крыше.

Летает он всех выше. (Карлсон)

11. Итог.

— Что нового вы узнали о коте? А каки$м может быть кот в сказках?

— С каким из них вам бы хотелось подружиться?

— Вы сегодня все хорошо на уроке поработали. Молодцы!

Кроссворд.

Сказка – это особый мир фантазии и реальности. Сущность сказок в том, что в них рассказывается о $том, чего в жизни не было и не могло быть. Но мы взволнованно следим за всеми приключениями героев сказок, огорчаемся, когда они попадают в беду, радуемся, когда они счастливо избавляются от грозящей им опасности.

Сказочные герои отважны, смелы, бескорыстны, настойчивы в достижении цели, добры и отзывчивы к чужому горю. В сказках есть добрые силы, которые помогают человеку, но есть и злые силы.

Post Comment