Урок изобразительного искусства и художественного труда «Театральные маски»

МОУ «Украинская СОШ»

УРОК ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТРУДА

Тема : Театральные маски$

4а класс

Выполнила :Симонова Л. И.

учитель начальных классов

$

с.Украинка 2010г.

Поя$снительная записка.

1. Класс – 4

2 Цели и задачи урока.

— формирование общих представлений о театральном зрелище, о назначении маски в театре;

— формирование представления о правильном расположении частей лица на маске;

— формирование умения передавать характер маски через форму и цвет;

— развитие навыков работы с бумагой, ножницами; умения работать в объёме;

— развивать умение $выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;

— осуществлять межпредметные связи (ИЗО, литература, технология).

— воспитание любви к театру, театральному искусству;

— развитие умения выполнять здоровьесберегающие упражнения на расслабление души и тела.

3. Современны$е технологии: здоровьесберегающие технологии, ИКТ на уроке, элементы игровой технологии.

4. Цели технологий.

Цель здоровьесберегающей технологии – формир$ование у ученика основы здорового образа жизни и добиться выполнения элементарных правил здоровьесбережений.

— формирование ценностного отношения к вопросам, касающимся здоровья и здорового образа жизни;

— формирование системы знаний по овладению методами оздоровления организма;

— формирование положительной мотивации, направленной на занятия физическими упражнениями.

Цель ИКТ – технологии — привлечь внимание учащихся, решать различные педагогические задачи с помощью техники нового поколения.

Цель и$гровой технологии – добиться более прочных и осознанных умений и навыков;

$— привлечь внимание учащихся к тем вопросам, которые в обычных неигровых условиях им не интересны;

— развивать умения и навыки через ролевые игры.

5. Результат.

Учащиеся расширили кругозор, получили заряд бодрости, изменялась работоспособность учащихся на протяжении урока. Повысилась мотивация к двигательной деятельности, здоровому образу жизни. Повысилась мотивации к учебной деятельности и уровень самостоятельности и творческой активности школьн$иков. Учащиеся эмоционально обогатили свой душевный мир.

Вид деятельности: декоративно – прикладной

Цели и задачи:

— формирование общих представлений о театральном зрелище, о назначении маски в театре;

— формирование представления о правильном расположении частей лица на маске;

$— формирование умения передавать характер маски через форму и цвет;

— развитие навыков работы с бумагой, ножницами; умения работать в объёме;

— развивать умение выстраивать последовательность операций при выполнении творческой работы;

$- осуществлять межпредметные связи( ИЗО, литература, технология).

— воспитание любви к театру, театральному искусству;

— развитие умения выполнять здоровьесберегающие упражнения на расслабление души и тела.

Оборудование урока: для учащихся – цве$тная бумага, ножницы, клей ПВА, банка с водой, кисти, простой карандаш, резинка, линейка, бумага цветная и белый картон, перья, ленты, пуговицы, пластилин, основы и детали масок, схемы лиц, выражающих разные настроения.

Оформление доски: фотографии с изображением различных масок, детские карнавальные маски, маска весёлого$ и грустного клоунов,

Зрительный ряд: слайды карнавального действия, рисунки лиц (в виде схем), таблицы с изображением цветов, птиц; детские работы.

Литературный ряд: стихотворение о театре( А. Александрова).

Музыкальный ряд: вальс Штрауса, песня группы « Дюна».

Ход урока

Организационный момент.

  1. Игра «Дирижёр$».

Цель: привести детей в « рабочее» состояние перед началом урока.

Материалы: в качестве сопровождения желательно использовать классическую музыку.

Учитель: Встаньте$, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Сейчас мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижёром, который руководит большим оркестром (включается музыка).

Представьте себе энергию, которая течёт сквозь тело дирижёра, когда он слышит все инструменты и ведёт их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизне$нной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь ещё и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время, как вы дирижируете, музыка течёт через всё тело. Дирижируйте своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по – новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи.

  1. Подготовка к урочной деятельности.

Учитель: На уроке нам понадобятся: клей, альбомные листы, ножницы, кисти для клея и для краски, карандаш, краски. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

$Актуализация опорных знаний.

Учитель : сегодня мы будем играть в театр. И начали мы свой урок с игры «Дирижёр». Ведь в любом театре есть оркестр.

Итак, что такое театр? Давайте обратимся к словарю Ожегова( дети смотрят в словарь и читают ответ). Театр – это искусство изображения драматических действий на сцене.

— Кто из вас был в театре?

— А как вы узнаёте в театре, что представление начинается? (подаётся 3 звонка)

— П$розвенели 3 звонка, люди уселись на свои места. А на какие две группы делятся люди в театре? ( на актёров и зрителей).

— Что делают актёры? ( играют)$

— Как понять слово « играют» ? ( они показывают то, что придумал автор).

— А что делают зрители? ( смотрят).

— Как можно назвать одним словом то, что зрители смотрят в любом театре? (зрелище).

— Значит, любое зрелище построено на чём? ( на игре).

$Послушайте стихотворение о театре.(читает ученик).

Здесь всё прекрасно – жесты, маски,

Костюмы, музыка, игра.

Здесь оживают наши сказки

$И с ними светлый мир добра.

Как хорошо, что есть театр!

Он был и будет с нами вечно,

Всегда готовый утверждать

Всё, что на свете человечно.

Учитель: Да, театр – это искусство игры при помощи фантазии, веры в то, что играешь. Достаточно вообразить себя кошкой, надеть маску, помяукать… и театр начался…

Я приглашаю двух учеников. Наденьте маски.(кошка и весёлый клоун).Теперь вы – Клоун и Кошка. А ну- ка, войдите в роль своих персонажей и разыграйте экспромтом сценку «На арене цирка».(дети готовятся, пок$а учитель беседует с детьми).

— Кем будут сейчас ребята? (актёрами)

— А мы? (зрителями)

— А как ведут себя зрители в театре?

$- А теперь смотрим сценку.

— Что делали ребята? ( играли)

— Как они входили в роль? (изменяли голос, жесты)

Целепологание:

— Что же ребятам особенно помогло сыграть свои роли? (маски)

$Да, сегодня мы будем говорить о театральных масках и сделаем основу для маски.

Творческая пауза. Игра « Быстрые превращения».

Сейчас зазвучит музыка, и вы начнёте ходить по классу. Когда музыка остановится, вы тоже должны остановиться. В этот момент я скажу вам, кого вы должны изобразить…(1.грустного клоуна, 2. Весёлые танцоры)

Работа по теме урока.

Анализ образца маски.

$Учитель : Откуда к нам пришли маски? В древности люди использовали маски в ритуальных обрядах. Давным – давно в театре участвовало 2-3 актёра. Маска помогала актёру перевоплощаться из одного героя в другого.

— А где мы встречаемся с масками в современном мире, время?

По$смотрите на эти маски (показ слайдов с масками).

На экране 2 маски(весёлый и грустный клоун).

— Что выражает каждая маска? (настроение)

— Как это видно, что помогает понять? (форма лица, глаз, рта, бровей…). Посмотрите на схемы изменений, отдельных мимических мышц ( у каждого ребенка карточка (грустный, весёлый, и нейтральный вид лица), смотрим и объясняем).

Работа в парах. Игра «Театральный художник».$

Прежде, чем сделать маску художник делает эскиз- предварительный рисунок, «черновик» и по эскизу выполняется задуманное.

Задание. Придумать и изобразить эскиз любой маски(добрую, злую, весёлую, грустную)используйте схемы.(показ нескольких работ).

$

Изготовление основы для маски.

В народе говорят: «Не всё то радует, что покупается» и «Своего дела чужим не заменишь». Сейчас вы будете самостоятельно конструировать основу для маски из бумаги в размер лица.

Инструктаж по технике безопасности(работа с ножницами).

Анализ готовой маски(показ учителем).

Самостоятельная работа учащихся.(каждому ученику раздаётся конверт с шаблонами для маски). Последовательность работы такова:

  1. Вырезаем$ маску на глаза, разворачиваем;

  2. Вырезаем нос, усы, рот из заготовок. Подклеиваем к первой части;

  3. Вырезаем волосы, подклеиваем сверху. Загибаем на карандаш нарезанные полоски, накручиваем их, формируем «кудряшки».

  4. Вырезаем шапку – колпак; подкалываем её сзади к очкам;

  5. $Дополняем (украшаем) маску подручными материалами: перьями, лентами, серпантином, мишурой…(если дети не успевают украсить маску на уроке, то задание выполняется дома).

Итоги урока. Рефлексия.

— Во что мы с вами играли на уроке? ( в театр)$

Учитель в классе звонит в колокольчик.

— Как вы думаете, что означает этот звонок в театре? (окончание представления)

— Люди выходят из театра с определённым настроением, кому –то понравилось и он весёлый, кто-то задумался, кому-то не понравилось и он грустен. Сейчас мне бы хотелось узнать ваше настроение, после посещения нашего импровизированного театра.

С помощью смайликов$, которые лежат у вас на парте, вам нужно выразить своё настроение. Для этого отрежьте тот смайлик, который соответствует вашему настроению на сегодняшнем уроке. Выйдите к доске и приклейте смайлики под той маской клоуна, которая отражает ваше настроение.

(В это время учитель оценивает работы учащихся, лучшие работы$ – улыбающийся смайлик.)

— А теперь тех, у кого на парте лежит мой улыбающийся смайлик, я попрошу со своими работами выйти к доске.

(Экспресс – выставка из лучших работ.)

Домашнее задание.

— У вас у каждого есть возможность получить такой же смайлик на следующий урок. Для этого вам нужно дома пофантазировать и создать свою необычную маску.

$

Список литературы.

1.Учебник «Изобразительное искусство» . Л.А. Неменская.

2. Рабочая тетрадь «Твоя Мастерская». Л. А. Неменская

3. Методические разработки по ИЗО. 4 класс, к программе Л.А. Неменской

4. Оздоровительные методики восстановления школьников.

5. Школа веселых уроков. Е.И. Иваненко.

$6. Настольная книга учителя начальных классов. Феникс ( Сердце отдаю детям).

Post Comment