Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему «Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни»

Муниципальное образовательное учреждение средняя (полная)

общеобразовательная школа № 2 города Волжска Республики Марий Эл

$

Урок изобразительного искусства в 5 классе на тему

«Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни»

$

Ершова Людмила Анатольевна,

Учитель изобразительного искусства

$

Г. Волжск,2014 год

Предмет: изобразительное искусство.

$ Класс: 5

Тема: «Предметы народных промыслов в нашей повседневной жизни».

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Использование УМК: программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под руководством Б.М. Неменского. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации. Москва. «Просвещение». 2005 год.

Цели урока:

обучающ$ая – систематизация и обобщение знаний о народных промыслах, и их роли в национальной и мировой культуре;

развивающая — развитие познавательного интереса обучающихся к народному творчеству;

воспитывающая – воспитание художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Задачи:

  • Систематизировать и обобщить знания о русской матрешке.

  • Знакомство с видами орнамента в матрешках Полховского Майдана, Сергиева Посада и Семенова.

  • Формирование навыков художественного письма кистью, без предварительного карандашного рис$унка.

Вид урока: комбинированный

Оборудование: мультимедийный проектор, репродукции и рисунки с изображением матрешки.

План урока:$

1. Организация учащихся (1мин.).

2. Актуализация опорных знаний (10 мин.).

3. Систематизация знаний (10 мин.).

4. Закрепление материала (5 мин.).

5. Физкультминутка (1 мин.).

6. Практическая работа (15 мин.).

$7. Подведение итогов урока (2мин.)

8. Домашнее задание (1 мин.).

Ход урока:

  1. Организация учащихся.

Приветствие, объявление темы урока, цели.

2. Актуализация опорных знаний.

Народные художественные промыслы России — неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущ$ее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма — характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

Для того чтобы вы чувствовали себя$ уверенно при дальнейшем знакомстве с произведениями народного творчества давайте вспомним некоторые художественные термины.

Теоретическая разминка:

  1. Что такое художественный промысел?

Это возможность заработать деньги. С давних времен в разных го$родах и селах люди занимались художественными ремеслами и передавали эти традиции из поколения в поколение.

  1. На чем формировался промысел?

Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, драгоценных камней и др.

  1. Ребята перечислите те промыслы с которыми мы познакомились в этом году?

Гжельская и Хохломская посуда, Жостовские подносы, скань, финифть.

А сейчас проверим, как хорошо вы запомнили эти промыслы, сможете ли вы их определить.

Тест.

  1. $ Найди поднос, не принадлежащий Жостовскому промыслу?

$ А Б

В Г

  1. Как называется этот народный промысел?

А) Чернь

Б) Финифть

В) Гжель

$3. Чернь это:

А) Гравюра по металлу

Б) Гравюра по дереву

В) Гравюра по линолеуму

4. Все ли эти изделия относятся к финифти?

А Б В Г

Д

А) Да, это все изделия финифть

Б) Нет, здесь есть изделия, которые не относятся к финифти

5. Изделия из Гжели украшают:

А) Синей подглазурной росписью

Б) Разноцветной глазурью

$3. Систематизация знаний.

Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны и поговорим об одном из символов России матрешке. Но так как русская душа – загадка, так и история русской матрешки очень загадочная. Ребята давайте сейчас посмотрим фильм о матрешке.

$Просмотр фильма.

( Для того чтобы закрепить знания полученные после просмотра фильма, вместе заполняем Чайнворд).

4. Закрепление материала.

Чайнворд

1) В какой стране родился прообраз матрешки? (Япония)

2) $Фамилия токаря, который первым выточил матрешку? (Звездочкин)

3) Назови фамилию художника расписавшего первую матрешку? (Малютин)

4) Как назывался Посад, в котором матрешечным делом занимались целыми семьями? (Сергиев)

5) Название села, где матрешка имеет стройную, вытянутую форму, а на фартуке пышный букет цветов? (Семеново)

6) Матрешка, у которой нет ни сарафана, ни платка, ни фартука, в овале лицо, а все остальное занято крупными яркими цветами? (Полховская)

4. Физкультминутка.

5. Практическая работа.

Ребята сейчас по рядам вы разделитесь на артели и будите выполнять заказ для детского сада.

(Артель — раз$личные виды объединения граждан для общей хозяйственной деятельности.)

1ряд (артель «Волжане») — расписать серию матрешек по сказке «Репка». (Вспоминаем героев: дед, бабка, внучка, собака Жучка, кошка Машка, мышка).

2 ряд (артель «Россияне») – расписать серию матрешек к Новогоднему празднику.

3 ряд (артель «Волгари») – расписать серию матрешек по мультфильму «Смешарики».

$Во время практической работы звучит русская народная песня.

6. Итог урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с нашей русской матрешкой, узнали о том, что впервые в России ее стали изготавливать под Москвой в Сергиевом Посаде. Также познакомились с матрешками из города Семенов и села Полховский Майдан.

Просмотр выполненных работ.

7. Домашнее задание.

Подготовить сообщения по темам «Городецкая роспись», «Палех».

$ Список литературы:

Неменский  Б. М. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник для 5 класса. — М.: Просвещение, 2010;

  Неменский  Б. М. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь для 5 класса.  — М.: Просвещение, 2009;

 Неменский  Б. М. Изобразительное искусство в жизни челов$ека. Учебник для 6 класса. — М.: Просвещение, 2010;

 Питерских Л.А., Неменский Б.М. Изобразительное искусство в жизни человека. Дизайн и конструирование. Учебник для 7,8 классов — М.: Просвещение, 2010.

Post Comment