Урок изобразительного искусства во 2 классе по теме: «Школа живописи и графики. «Осенний листок»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 49

г. Шахты Ростовской области

Урок изобразительного искусства во 2 классе

$ по теме «Школа живописи и графики.

«Осенний листок».

(УМК Планета знаний; по учебнику .Н.М.Сокольниковой. Изобразительное искусство. 2 класс. –М.:АСТ, Астрель.)

$

Подготовила

учитель начальных классов

высшей категории

$МБОУ СОШ №49

г.Шахты

Тарасенко Татьяна Николаевна

2014 год

Тема урока: Школа живописи и графики. «Осенний листок».

Цели:

  • $расширение знаний о разнообразии художественных материалов.

  • развитие графических умений и навыков;

  • восприятие и передача пропорций, оттенков основных и дополнительных цв$етов в окраске осенних листьев, простых по форме;

  • воспитание у детей любви и бережного отношения к родной природе

Оборудование:

  • для учителя – натурный материал (листья), картины художников, фотографии осеннего пейзажа, компьютер, проектор, презентация, методическая таблица «Палитра осеннего листа» находится в презентации;

для учащихся – акварель, карандаши, бумага, резинка, банка под воду, палитра, тряпочка для уборки рабочего места.

Ход урока.$

  1. Организационный момент. Готовность рабочих мест.

-Учитель: Ребята, отгадайте, пожалуйста, загадки.

       

Пришла без красок и без кисти$

И перекрасила все листья.    (осень) (слайд 1)


Кричит ворона: «Кар – кар – кар!

В лесу пожар, в лесу пожар!»

А было просто очень:

В нём поселилась …  (осень)

-Учитель: Сегодня осень в гости к нам пришла.

Разноцветна, красива,

Всем пленительна на диво.(слайд 2)

2.Беседа.

$-Учитель: Какие чувства вызывают у вас эти строчки?

-Учитель: Послушайте, пожалуйста, новеллу$ В.Пескова «Русская осень»

В природе есть праздники. Ледоход. Первая зелень. Первый снег. Первые соловьи. Капель после больших морозов. И есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. В эти дни, кажется, что земля начинает даже светиться. Вы замечали, наверно: идешь по лесу – свет! Думаешь, пятна солнца, а это два желтых клена стоят между елками. Теплый красный свет идет от осины. Березняки наполнены белым матовым и пронзительно-желтым светом. А глянет солнце – свет во  стократ умножается. В такой час чувствуешь себя на земле именинником. Обостренный слух ловит дальнее теньканье птицы, замечаешь синюю струйку костра между ветками, замечаешь синий холод лесной речушки, стожки на поляне, никем не сорванный гриб. Заросли ежевики. Огонь рябины. Серебристые ниточки паутины на стержне за опушкой. Что ни шаг – новые краски.

-Что тронуло вас в этой новелле?

-Какие слова использовал автор для описания деревьев?

— У великого русского поэта Ф.Тютчева есть замечательные строчки « Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора…»(слайд 3)

Как вы думаете, о какой поре осени говорит поэт?

$

-Учитель: О золотой осени пишут стихи, музыку, картины. Посмотрите, пожалуйста, на картины знаменитых русских художников. Это Пол$енов В., Левитан И., Остроухов И. А это картины более современных авторов Коркодым В., Зверьков Е. Жуковский С., Волков Е.(слайд 4 – 11)

-Как вы думаете, что объединяет эти картины?

-Как они могут называться?

-Учитель: Ребята, вы правы. Все эти картины посвящены золотой осени.

2. Введение в тему.

— Почему осень называют золотой?

-Ребята, кто уже догадался, что сегодня мы будем рисовать на уроке?

-Сегодня на уроке мы будем рисовать осенние листья.

$3.Игра «Угадай листик»

-Посмотрите, пожалуйста, на осенние листочки и отгадайте с каких они деревьев.(слайд 12)

4.Сообщение темы урока.

-А рисовать мы будем королевский лист. Кто догадался какой это лист?

 — Это лист клёна, который напоминает корону.  (слайд 13)                                              $

5. Физминутка.

-А теперь немножко отдохнём!

«Мы листики осенние

  На ветках мы сидим.

  Дунул ветер – полетели,

  $Мы летели, мы летели,

  И на землю тихо сели.

  Ветер снова набежал,

  И листочки все поднял.

  Закружились, полетели,

  И на землю тихо сели!»

6. Подготовка к рисованию.

-И так мы – художники. Когда работает художник, он использует различные инструменты. Я загадываю загадку, а ваш ответ подскажет, что это за инструмент:

  Черный Ивашка-

$Деревянная рубашка,

Где носом поведет,

Там заметку кладет. (Карандаш)

 

$Разноцветные сестрицы заскучали без водицы,

Дядя длинный и худой

Носит воду бородой,

И сестрицы вместе с ним

Нарисуют дом и дым. (Кисточки и краски)

 

Если ей работу дашь-

Зря трудился карандаш. (Резинка)

 

$— А также другие инструменты художника:

-бумага,

-палитра,

-тряпочки для промокания кистей и уборки рабочего места.

-Что еще надо знать?

-Краски бывают разные, но для юного художника достаточно иметь акварель и гуашь. Кисти должны быть из натурального волоса животных они подразделяются на круглые и плоские. Резинка должна быть мягкая, упругая, белого цвета.

6. Рассматривание листьев на столах.

-Учитель: Рассмотрите внимательно листья клёна у себя на столе.

Какую форму напоминает лист клена?

$— Посмотрите внимательно, сколько основных жилок у листа клена.

(Верно, количество основных жилок у листа клена обычно пять.)

— Как эти жилки соединены между собой?

$ (Хорошо,  вы  правильно  определили  соединение  прожилок  между собой – это середина нижней части многоугольника)

— А как располагаются основные жилки кленового листа?

(Верно, все жилки как бы выходят из точки их соединения.)

7. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет последовательность выполнения рисунка и  показывает на образцах.

$ Строя рисунок на бумаге, мы должны помнить то, о чем сейчас говорили.

Выполним лист клена : (слайд 14)

1. Расположим лист вертикально и определим общие размеры листа. Наметим основные пропорции. Посл$е определения формы прорисую ось симметрии – главную прожилку. Она пройдет через середину нижней горизонтальной линии.

2. Теперь намечаю остальные главные жилки. Помните, что все жилки как бы похожи на салют – выходят из одной точки. Передайте красивый изгиб этих жилок и их взаимное расположение.

3.Между жилками точками отметим места вырезов листа.

4. Представьте, будто на вершину каждой из основных жилок вы одеваете корону. Плавно соедините эти «короны» между собой.

$ 5. Прорисуйте  индивидуальные  отличия  вашего  листика.. Отдельные кончики сделайте более «колючими» – это придаст вашему рисунку дополнительную выразительность.

6.Сотрите лишние линии.

$ 7 Рисунок закончен. (слайд 15)

8. Самостоятельная работа учащимися.

9 Осенние краски кленового листа.$

— Рассмотрите внимательно лист клёна, назовите какие цвета красок и их оттенков есть на вашем листочке. (слайд 16 – 19)

-В природе очень редко встречаются чистые цвета. Обычно это оттенки цветов. Рядом с тёплыми цветами идут холодные.(Рассматривание палитры).(слайд 20)

-Оттенки каких цветов вы возьмёте для раскрашивания листьев клёна?

-Чтобы ваш лист получился настоящим осенним, краски попросим у осени. Ребята, давайте споём с вами песню «Наступила после лета осень…»

Наступила после лета

Осень, осень.

Мы ее о разных красках

Спросим, спросим.

Закружился в небе листопад,

Снова листики с дерев летят.

Расставаться с летом очень жаль,

Улетают пт$ицы вдаль.

 Припев.

 Осень, осень раз, два, три,

Ты нам краски подари.

Краски радуги-дуги

Яркие, цветные.

Осень, осень раз, два, три, 

Ты нам краски подари.

Чтоб смогли раскрасить мы ( 2 раза)

Листья и в лесу грибы.

(Оттенки кленовых листьев –слайд 21)

10.Работа с акварелью.

-Ребята, сейчас вы будете настоящими художниками. Вам предстоит раскрасить свой лист. Мы уже увиде$ли, что листья по окраске у всех разные. Работать будете красками.

(Повторить правила работы с красками).

Вы будете раскрашивать листья, используя приём рисования «по-сырому».

-Что значит работать «по-сырому»?$

План работы «по-сырому»:

вначале определяется и подбирается на палитре основной цвет;

затем покрывают рисунок прозрачным цветом краски или увлажняют бумагу водой;

не давая краске просохнуть, уточняют цвет, внося в основной тон различные цветовые оттенки.(слайд 22)

$

11.Раскрашивание с учителем.

Мы изображаем лист с натуры и поэтому стараемся как можно точнее передать цвета окраски листа дерева. С одной стороны наш лист имеет выраженную окраску красного цвета. Смачиваем бумагу водой с помощью кисти и наносим это цветовое пятно.(слайд 23)

Работаем желто-оранжевым цветом (пользуемся палитрой: смешиваем желтую краску и красную для получения нужного цвета и добавляем воды для получения нужного оттенка).  Можно снова слегка смочить часть листа для плавного перехода оттенков цветовых пятен. И вот пятно желто-оранжевого оттенка занимает свое место Далее следует пятно зеленого оттенка (зеленый получаем путем смешения на палитре красок желтого,  синего цвета и воды ),  которое ложится на влажную бумагу.

. Снова пятна желто-оранжевого оттенка, которые ес$ть у нашего листа дерева в нижней части его пластины по обе стороны от черешка.. Нужные оттенки получаем пользуясь палитрой.

Смешиваем основные цвета по два для получения нужных оттенков, отображаем детали листа: пятна, прожилки. Сейчас уже переходим на кисть меньшего размера и ею прорабатываем разные мелкие элементы.

$ У кленового листа очень выразительные кончики листьев. Коричневым цветом надо каждый из этих кончиков проработать более темным цветом. Не забывайте о необходимости передачи характерных очертаний и цветовой окраски листа клена. Для этого внимательно сравнивайте свой рисунок с настоящим листом клена.

Последняя стадия работы над листом клена – передача с помощью «холодных» и «теплых» оттенков не только цветовой окраски листа, но и его жилок и черенка. Для этого работаем со сложными цветами – коричневым цветом с добавлением синего, красного и темно-зеленого.

12.Самостоятельная работа.($ Индивидуальная помощь учителя).

13.Рефлесия.

Наша работа завершена. Пока работы ваши сохнут давайте подведём итог урока. Закончите, пожалуйста, предложения: (слайд 24)

Сегодня на уроке я узнал…

Мне было интересно…

Я теперь знаю…

$Я теперь умею…

Я запомнил картины художников…

Мне было трудно…

Я помог товарищу…(слайд 25)

11.Выставка и анализ работ.

(слайд 26)

Литература:

1.Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник. –М.:АСТ, $Астрель.

2. Н.М.Сокольникова. Изобразительное искусство. 2 класс. Рабочая тетрадь. — М.:АСТ, Астрель.

3. . Н.М.Сокольникова. Обучение во 2 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.:АСТ, Астрель.

Post Comment