Внеурочное занятие по ИЗО «Символ весны в детском творчестве»

Занятие по вн$еурочной деятельности

Тема «Символ весны в детском творчестве»

Цель: Продолжать знакомство детей с историей народной культуры, воспитывать уважение и любовь к добрым народным традициям, побуждать стремление изучать творчество талантливых предков нашего края, развивать творческое воображение и фантазию.

Задачи:

Познавательные: познакомить учащихся с историей народной культуры,

Обучающие: научиться создавать образ птицы-веснянки из соленого теста, художественно оформить и декорировать первый символ весны.

Развивающие: развивать творческое воображение и фантазию.

Воспитывающие: воспитывать уважен$ие и любовь к добрым народным традициям,

Методы, используемые на уроке:

. словесный (рассказ о птицах- символах),

.объяснение последовательности работы, беседа с детьми);

· наглядный (показ картин, способов и приемов работы);

· $практический (выполнение творческого задания)

Оборудование урока:

  1. Мультимедийный проектор;

  2. Презентация к занятию.

  3. Набор для выполнения творческого задания

а). материал для лепки (тесто, стеки, скалки).

б). $бумага для эскиза, карандаши, гуашь, баночки для воды.

4. «Сказочное дерево» с жаворонками из теста.

5. Музыкальный диск « Соловьиная роща».

6. Подставки-фон для выставки работ.

Этапы урока:

1.Создание эмоционального настроя.

«Птицы- символы» (слайд №3-4)

2.Экскурс в историю славянской мифологии (слайд №6,7,8)$

3.Галерея картин о птицах в творчестве русских художников.

4. Мастер класс: «Способы лепки из теста вестника-весны, жаворонка»

5.Творческая мастерская: «Создание образа птицы-веснянки»

6.Заключение: выставка работ, анализ образов птиц, подведение итогов занятия.

Ход занятия:

I. Организационный момент

1) Приветствие учащихся.

$

2) Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы занятия.

1).Вводная беседа:

Птица-образ, знакомый нам с детства.

  • Самая первая песенка, которую пела мама, ведя своим пальцем по ладошке малыша, имела такие слова: «Сорока-Ворона кашу варила…..»

$

  • Птица- первый признак весны.

Птица являлась неоднозначным символом и связана с важными аспектами жизни человека.

* Аист- рождение новой жизни;

* Голубь — человеческая душа;

*Лебедь-верность;

* Сова-мудрость

*С какой птицей мы сравниваем человека, если он обладает красивым голосом? Мы говорим: «Поет как …..».

$

*А если человек излишне разговорчив, то ему приклеивается ярлык птицы в черно- белом оперении.

2.Славянская мифология.

Много сказаний было сложено нашими далекими предками- славянами,

$ героями, которых были птицы, порой мифические, объединившие в своем облике черты реальных птиц.

Птицей счастья считалась у славян прекрасная птица-Сирин. Ее пение разгоняло тоску и печаль.

Птица — Гамаюн обладала пророческим даром, кому она являлась, открывались великие тайны.

3.Издревле художники обращались в творчестве к образу птицы, первые их изображения относятся к палеолиту.

*Русские художники делали птиц героями своих картин$.

*Народные мастера не оставляли без внимания представителей этого вида фауны. $Это и деревянные утицы хохломских мастеров, вышитые птицы на рушниках

и, конечно же, глиняные игрушки-свистульки.

В нашем районе живет замечательный художник и удивительный человек, восстановивший технологию обработки глины в нашем районе. Это Соловьев Владимир Петрович. Работая в детской школе искусств, он щедро делится опытом изготовления глиняных игрушек-свистулек с подрастающим поколением. (Слайд №16)

22 марта. Сегодняшний день наши далекие предки называли «Сороки или жаворонки». Этот день особенный потому, что день с ночью меряются. Зима кончается, весна начинается. Считалос$ь, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод ухо$дить…

А еще наши предки верили

в то, что в этот день из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них…жаворонок…..(Слайд №10)

На Руси всегда очень серьёзно относились ко време$ни, предшествующему лету — красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек — «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.

Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.

Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных $жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички:

Жаворонки прилетите

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зама нам надоела,

$ Весь хлеб у нас поела

4.Мастер-класс «Способы лепки из теста жаворонка». Сейчас, я покажу вам способ лепки жаворонка, которому научила меня моя бабушка. Вы научитесь и передадите свой опыт следующему поколению, очень хочется, чтобы эта добрая народная традиция продолжалась на нашей земле. Итак, смотрите внимательно!

$

1).Шарик теста раскатать в толстую лепешку.

2).В лепешке делается 4 надреза на равном расстоянии друг от друга, не доходящие до центра.

3). Берется ¼ часть лепешки, из которой вытягивается головка, оттягивается клюв.

4).С другого конц$а напротив головы находится хвост. Его мы выделяем несколькими коротенькими надрезам.

5).Теперь формируем крылья. Одно крыло поднимаем и укладываем поверх другого, крест накрест.

4)Затем оба крылышка надрезать более короткими разрезами.

5.Творческая мастерская:

Сегодня вам предстоит выполнение такой творческой раб$оты — создание образа птицы- веснянки. Птицы, которая на своих крыльях несет солнце, свет, пробуждение природы, любовь. Такой птицы не существует в природе. Ее образ будет результатом вашего творческого во$ображения. В работе используем следующий материал: соленое тесто разного цвета, бусы, пуговицы, бисер.

Инструменты: фигурные ножницы, стеки, палочки.

Во время творческой работы звучит музыка «Соловьиная роща».

6.Выставка работ.

Подведение итогов занятия.

Post Comment