Элективный курс "Решение задач по химии. Подготовка к ЕГЭ" 10-11 класс

Утверждено протокол заседания педагогического совета

1 от 30.08.14 Председатель ПС

В.А. Щербаков

Рабочая программа элективного курса

по химии 10-11 класс $

Учитель химии Стулина В.Т I категория

2014-2015 год

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «Решение задач по химии .подготовка к ЕГЭ » составлена на основе программы элективных курсов по химии 10-11. Г.А.Шипарева. М.: Дрофа, 2005.

Элективный курс на научном уровне раскрывает ряд теоретических вопросов школьного курса химии; способствует обобщению материал по общей, неорганической и органической химии.

$Элективный курс рассчитан на 34 часа и предусматривает лекционные, семинарские, практические занятия. Курс содержит программу, тематическое планирование, методические рекомендации, список учебной литературы для учителя и обучающихся, дидактические материалы, примеры тестов для промежуточного контроля знаний и умений школьников и домашние задания.

Основной акцент при разработке программы курса делается на решении задач по блокам: «Общая химия», «Неорганическая химия», «Органическая химия».

Решение задач – не самоцель, а метод познания веществ и их свойств, совершенствования и закрепления знаний учащихся. Через решение задач осуществляется связь теории с практикой, воспитываются$ самостоятельность и целеустремленность, формируются рациональные приемы мышления.

Умение решать задачи является одним из показателей уровня развития химического мышления, глубины усвоения школьниками учебного материала, что позволит в дальнейшем успешно заниматься в высших учебных заведениях по выбранному профилю (химия, биология, физика).

Цели элективного курса:

- развитие познавательной деятельности обучающихся через активные формы и методы обучения;

- развитие творческого потенциала обучающихся, способности критически мыслить;

- закрепление и систематизация знаний обучающихся по химии; $

- обучение обучающихся основным подходам к решению расчетных задач по химии, нестандартному решению практических задач;

- систематическая подготовка школьников старших классов к сдаче единого государственного экзамена по химии;

- подготовка школьников к районным и областным олимпиадам по химии.

Задачи элективного курса:

- научить обучающихся приемам решения задач различных типов;

- закрепить теоретические знания школьников по наиболее сложным темам курса общей, неорганической и о$рганической химии;

- способствовать интеграции знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла при решении расчетных задач по химии;

- продолжить формирование умения анализировать ситуацию и делать прогнозы;

- развивать учебно-коммуникативные навыки при подготовке к семинарским занятиям и выполнения коллоквиумов

Содержание курса 10 класс$

4.1. Углеводороды

Теория строения органических соединений. Изомерия – структурная и пространственная. Гомологи и гомологический ряд.

Типы связей в молекулах органических веществ. Гибридизация атомных орбиталей углерода. Радикал. Функциональная группа. Классификация и номенклатура органических соединений. 9

Характерные химические свойств$а углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов. Природные источники углеводородов, их переработка. Механизмы реакций присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова, правило Зайцева А.М.

Характерн$ые химические свойства ароматических углеводородов: бензола и толуола. Механизмы реакций электрофильного замещения в органических реакциях.

Высокомолекулярные соединения. Реакции полимеризации и поликонденсации. Полимеры. Пластмассы, волокна, каучуки.

4.2. Кислородсодержащие органические соединения

Характерные химические свойства предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола. Характерные химические свойства альдегидов, предельных карбоновых кислот, сложных эфиров. Биологически важные вещества: углеводы (моносахариды, дисахариды, полисахариды). Реакции, подтверждающие взаимосвязь углеводородов и кислородсодерж$ащих органических соединений.

Органические соединения, содержащие несколько функциональных. Особенности химических свойств.

4.3. Азотсодержащие органические соединения и биологически важные органические вещества

Характерные химические свойства азотсодержащих органических соединений: аминов и аминокислот. Биологически важные вещества: жиры, белки, нуклеиновые кислоты. Гормоны. Ферменты. Металлорганические соединения.

4.4. Решение практических задач по теме: «Органическая химия»

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами. Генетическая связь между основными классами неорганических веществ. Качественные реакции на некоторые классы органических соединений (алкены, алканы, спирты, альдегиды, карбоновые кислоты, углеводы, белки). Идентификация органических соединений.

$

Содержани$е курса 11 класс

Тема 1. Введение (1 час)

Атом, строение атома

Тема 2. Общая химия (8 часов)

2.1. Химический элемент

Современные представления о строении атома. Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов: s-, p- и d-элементы. Электронная конфиг$урация атома. Основное и возбужденное состояние атомов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам. Понятие о радиоактивности.

2.2. Химическая связь и строение вещества

Ковалентная химическая связь, еѐ разновидности (полярная и неполярная), механизмы образования. Характеристики ковалентной связи (дли$на и энергия связи). Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь.

Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки.

2.3. Химические реакции

2.3.1. Химическая кинетика

Клас$сификация химических реакций. Тепловой эффект химической реакции. Термохимические уравнения. Скорость реакции, еѐ зависимость от различных факторов.

Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов.

2.3.2. Теория электролитической диссоциации

Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена.

Характерные химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Характерные химические свойства оснований и амфотерных гидроксидов. Характерные химические свойства кислот. Характеристика основных классов неорганиче$ских соединений с позиции теории электролитической диссоциации (ТЭД).

Характерные химические свойства солей: средних, кислых, основных; комплексных (на примере соединений алюминия и цинка). Гидролиз солей. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН). Индикаторы. Определение характера среды водных растворов веществ.

2.3.3. Окислительно-восстановительные реакции

Реакции окислительно-восстановительные, их классификация Коррозия металлов и способы защиты от неѐ. Электролиз расплавов и растворов (солей, щелочей, кислот). Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов неоргани$ческих соединений.

2.4. Решение тренировочных задач по теме: «Теоретические основы химии. Общая химия»

Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. Расчеты: теплового эффекта реакции. Расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси. Написание уравнений окислительно-восстановительных реакций, расстановка коэффициентов методом электронного баланса.

$

Органическая химия (17 часов)

п./п.

1

Тема занятий

Тема: Углеводороды

Теория строения органических соединений. Изомерия

Кол-во часов $

1

Форма занятия

$Семинар

Образовательный продукт

- знать и понимать:

принадлежность веществ к различным классам органических соединений;

- гомологи, изомеры;

- строение органических соединений;

$- химические реакции в органической химии, их механизмы. А 15

2

Углеводороды – алканы, алкены, циклоалканы, диены

1

Лекция

выполнение упражнений и тренировочных заданий

В-6

3

$

Решение задач по теме: «Предельные углеводороды»

1

$

Практикум

определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет прим$еси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного

вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

Отчёт по задачам В_10

4

Решение задач оп теме: «Непредельные углеводороды»

1$

Практикум

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений $газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

Отчёт по задачам В-10

5

Ароматические углеводороды

$

1

Семинар

- выполнение упражнений и тренировочных заданий

Отчёт по задачам В-10 ,В-6

6

$

Тема Кислородсодержащие органические соединения. Сравнительная характеристика спиртов, альдегидов и карбоновых кислот

1

Лекция

- выполнение упражнений

$7

Решение задач

1

Практикум

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

$- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

$- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

Отчёт по задачам С-3, $B-7

8

Решение задач

1

Практикум

- определение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

$- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

Отчёт по задачам С-5, В-7

9-10

Тема: Азотсодержащие органические сое$динения и биологически важные вещества

2

Семинар

выполнение упражнений, осмыслить задание и наиболее трудные вопросы

В-8-10

11-12

$

Решение задач

2

Практикум

определение молекулярной формулы вещества;

$

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях

расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- составление цепочек генетической связи органических соединений;

- качественные реакции на некоторые неорганические соединения

Отчёт по задачам С-3,5$

13

Решение практических задач по теме: «Органическая химия»

Нахождение молекулярной формулы вещества. Генетическая связь между органическими веществами.

1

$Практикум

Задачи на вывод формулы веществ. Выполнение генетических цепочек

Отчёт по практическому з$анятию

14-15

Генетическая связь между неорганическими и органическими веществами.

2

Практикум

Выполнение генетических цепочек неорганическими и органическими веществами

Отчёт по практическому занятию С-3,5

16

Идентификация органических соединений

Решение экспериментальных задач по теме: Кислородос$одержащие

1

Практикум

Качественные реакций по кислородосодержащим соединениям

Отчёт по практическому занятию С-3,5

17

Обобщающие$ занятия

1

Практикум

Итоговый отчёт

11 $класс

$

п/п

$

Тема занятия

Кол-во часов

Форма занятия

Образовательный продукт

1

Тема 1. Введение(1 час)

$Атом, строение атома

1

Семинар

2

Тема 2. Теоретические основы химии. Общая хим$ия (8 часов)

Химический элемент и химическая связь

1

Лекция

выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относитель$ные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль А-1,2

3

Решение задач по теме: «Химический элемент и химическая связь»

1

Практикум

- выполнение упражнений и тренировочных заданий

Отчёт по задачам А-5

$

4

Химическая кинетика

1

Лекция

выявлять и понимать характерные признаки понятий: скорость химической реакции, факторы, влияющие на скорость химической реакции, химическое равновесие, факторы, влияю$щие на смещение химического равновесия, катализаторы, ингибиторы

А-22,23

5

Решение задач по теме: «Химическая кинетика

1

Практикум

$

- выполнение упражнений и тренировочных

Отчёт по задачам А-22,23

6

Теория электролитическ$ой диссоциации

1

Лекция

- выявлять характерные признаки понятий: вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз

А-24-25

7

Решение задач по теме: «Теория электро$литической диссоциации»

1

Практикум

- выполнение упражнений и тренировочных заданий

Отчёт по задачам $

8

$

Окислительно-восстановительные реакции

1

Лекция

- знать и понимать: окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз

В-2

9

$

Решение задач по теме: «Окислительно-восстановительные реакции

1

Практикум

- выполнение $упражнений и тренировочных заданий

Отчёт по задачам В-2

10

Тема 3 Неорганическая химия (10 часов)

Характеристика металлов главных подгрупп и их соединений

1

Лекция

характеризовать:

- s-элементы и алюминий, их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – ме$таллов;

- общие химические свойства основных соединений s-элементов

А-10,В-5

11

$Решение задач по теме: «Щелочные и щелочноземельные элементы и их соединения, алюминий и его соединения

1

Практикум

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

$- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи неорганических соединении

Отчёт по задачам В-5

12

$Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (галогены, подгруппа кислорода, водород

1

Лекция

- характеризовать:

- р-элементы (галогены, подгруппа кислорода, водород), их положение в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – неметаллов:

- общие химические свойства основных соединений р$-элементов

В-5

13

Решение задач по теме: «Галогены»

1

Практикум

$- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству веще$ства, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

$- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси - составление цепочек генетической связи неорганических соединений

Отчёт по задачам

В-5,В-10

14

Решение задач по теме: «Подгруппа кислорода, водород»

1

$Практикум

- вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или$ объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи неорганических соединений $

Отчёт по задачам В-10

15

Характеристика неметаллов главных подгрупп и их соединений (подгруппа азота, подгруппа углерода

$1

Лекция

- характеризовать:

- р-элементы (подгруппа азота и подгруппа углерода), их$ положение в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – неметаллов:

- общие химические свойства основных соединений р-элементов В-5

16

Решение задач по теме: «Подгруппа азота»

«Подгруппа углерода»

1

Практикум

вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известн$ой массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ; $

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного ве$щества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

- расчеты: массовой доли (массы) Отчёт по задачам В-10,9

17

Итоговое занятие

1

Практикум

Подведение итогов итоговый зачет

Отчёт по задачам

$

$

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОБУЧЕНИЯ

Знать/Понимать:

Важнейшие химические понятия

- выявлять характерные признаки понятий: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомные и молекулярные массы, ион, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, $вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, химическое равновесие, тепловой эффект реакции, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия и гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в неорганической и органической химии;

- выявлять взаимосвязи понятий, использовать важнейшие химич$еские понятия для объяснения отдельных фактов и явлений;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических соединений;

- гомологи, изомеры;

- химические реакции в органической химии.

Основные законы и теории химии:

- применять основные положения химических теорий (строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений, химической кинетики) для анализа строения и свойств веществ;

- понимать границы применимости указанных химических теорий;

- понимать смысл Периодического закона Д.И. Менделеева и использовать его для качественного ан$ализа и обоснования основных закономерностей строения атомов, свойств химических элементов и их соединений.

Важнейшие вещества и материалы

- классифицировать неорганические и органические вещества по всем известным классификационным призн$акам; 12

- объяснять обусловленность практического применения веществ их составом, строением и свойствами;

характеризовать практическое значение данного вещества;

- объяснять общие способы и принципы получения наиболее важных веществ.

Уметь:

Называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре.$

Определять/классифицировать:

- валентность, степень окисления химических элементов, заряды ионов;

- вид химических связей в соединениях и тип кристаллической решетки;

- пространственное строение молекул;

- характер среды водных растворов веществ;

- окислитель и восстановитель;

- принадлежность веществ к различным классам неорганических и органических соединений;

- гомологи и изомеры;

- химические реакции в неорганической и органической химии (по всем извес$тным классификационным признакам).

Характеризовать:

- s, p и d-элементы по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева;

- общие химические свойства простых веществ – металлов и неметаллов;

- общие химические свойства основных классов неорганических соединений, свойства отдельных представителей этих классов;

- строение и химические свойства изученных органических соединений.

$Объяснять:

- зависимость свойств химических элементов и их соединений от положения элемента$ в Периодической системе Д.И. Менделеева; 13

- природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической, водородной);

- зависимость свойств неорганических и органических веществ от их состава и строения;

- сущность изученных видов химических реакций (электролитической диссоциации, ионного обмена, окислительно-восстановительных) и составлять их уравнения;

- влияние различных факторов на скорость химической реакции и на смещение химического равновесия.

Решать задачи:

- вычисление массы растворен$ного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей;

- расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях;

- расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества, массе или объѐму одного из участвующих в реакции веществ;

- расчеты: теплового эффекта реакции;

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси);

- расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества;

- нахождение молекулярной формулы вещества;

- расчеты: массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного;

$- расчеты: массовой доли (массы) химического соединения в смеси;

- составление цепочек генетической связи химических соединений (неорганическая химия и органическая химия).

$

Cписок литературы

10 класс Органическая химия профильный уровень И. И. Новошинский Н.С. Новошинская Москва Русское слово 2010

Химия полный справочник для подготовки к ЕГЭ Р.А. Лидин

АСТ. Астрель Москва 2009

Дидактические материалы химия 10-11 Дрофа Москва 1999

11 класс Общая химия в тестах, задачах и упражнениях О.С. Габриелян. И.Г Остроумов А.Г. Введенский 11 класс Дрофа Москва 2003

Переходные элементы и их соединения Пособие стар$шеклассников и абитуриентов И.И.Навашинский Н.С. Нооршинская 2006

Тематические тесты: базовый и повышенный уровень подготовка к ЕГЭ В.Н. Доронькин. А.Г. Бережная. Т.В. Сажиева Легион Ростов на дону 2012 Химия полный справочник для подготовки к ЕГЭ Р.А. Лидин

АСТ. Астрель Москва 2009

Дидактические материалы химия 10-11 Дрофа Москва 1999

Сборник задач по химии для поступающих вузы авторы Г.П. Хомченко, И.Г. Хомченко Москва « Новая Волна» 2006

Согласовано Согласовано протокол заседание зам. директора МО учителей гуманитарного цикла по УВР от 30.08.13 №1 Кошелева О.В Петросова С.$М

Post Comment