Исследовательская работа "Веселый разговор с читателем (особенности поэтического творчества Юрия Черных)" 5 класс

Исследовательская работа

$Веселый разговор с читателем

(Особенности поэтического творчества Юрия Черных)

$

Автор: Пустовая Алина,

ученица 5 класса МБОУ «СОШ №15»

Руководитель: Обедина Евгения Сергеевна, учитель русского

$языка и литературы второй категории МОУ «СОШ

15» г. Усть-Илимска Иркутской области

$ г. Усть-Илимск

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..3

Глава I. Исследование уровня знаний учащихся, преподавателей в школе о поэте

Юрии Черных и его произведениях…………………………………………………………..4

$Глава II. Жизненный путь поэта

2.1. Поэтическое творчество поэта-сибиряка.………………………………………………5

2.2. Биографические сведения о Юрии Егоровиче Черных ……………………………….7

$ Глава III. Исследование творчества детского поэта

3.1. Тематические группы……………………………………………………………………..9

3.2. Особенности детской поэзии…………………………………………………………… 13

Заключение…………………………………………………………………………………….16

Список ли$тературы………………….………………………………………………………...17

$

$

Введение

Знаете такую веселую песенку — «Кто пасется на лугу?» Конечно! Просто не можете не знать! И наверняка видели замечательный мультфильм «Далеко, далеко на лугу пасутся… Ко!» в мультсериале «Веселая карусель». А знаете, кто придумал стихи к этой песенке? Поэт Юрий Черных. И наверняка читали веселые и добрые сти$хи поэта: «На Кудыкиной горе», «Веселый разговор», «Хотите — поверьте», «Сказка про наседку-непоседу», «Внучка-почемучка», «Егоркины скороговорки» и многие другие.

С урока литературы Восточной Сибири я узнала, что этот замечательный детский поэт - наш сибиряк, и имя его известно не только в Братске, где он жил, но и далеко за пределами Иркутской области.

Меня заинтересовал этот талантливый человек, захотелось больше узнать о его жизни и творчестве, о том, как поэт создавал свои замечательные стихи для детей.

Гипотеза: У каждого поэта есть свои особенности, свой стиль. Особенност$и Ю. Черных делают стихи познавательными, веселыми и добрыми.

Цель исследовательской работы: изучить особенности стихов поэта-сибиряка.

Задачи исследовательской работы:

  • выявить осведомлённость учащихся, преподавателей школы о поэте Ю. Е. Черных;

  • прочитать стихотворения Ю. Черных;

  • изучить литературу, дающую более полное представление о поэте и его стихах;

  • $выявить особенности некоторых стихотворений поэта.

Объект исследования: жизнь и творчество поэта-сибиряка.

Предмет исследования: стихи Ю. Черных.

Методы исследования: чтение стихотворений, анкетирование, интервьюирование школьного библиотекаря, прослушивание аудиозаписей (песни$ на стихи поэта, интервью с Юрием Черных), изучение научно-популярной литературы и периодической печати по данной теме, анализ стихов, подготовка доклада и презентации.

Актуальность работы: $

Считаю, что данная тема актуальна. Во-первых, никогда дети не нуждались так остро в обогащении своего языка, как в наши дни. Нам нужна литература, написанная талантливым языком. Во-вторых, творчество поэта включено в школьную программу, именно в литературу Восточной Сибири 5 класса. Отдельную литературу найти очень трудно, имеются только газетные вырезки, поэтому исследовательская работа своевременна. В-третьих, зачитываясь стихами, мы зачастую ничего не знаем о том, что это за человек.

$Глава I. Исследование уровня знаний школьников, преподавателей в школе о поэте Юрии Черных и его произведениях

В современной системе преподавания литературы не уделяется должного внимания изучению творчества поэтов и писателей Сибири. В школе мы узнаем о творчестве отдельных поэтов и писателей только с уроков литературы Восточной Сибири (5-6 классы) и внеклассных мероприятиях. Но этого мало.

Я провела анкетирование среди учеников 5 классов и учителей своей школы по следующим вопросам:

  • Кого из детских поэтов-сибиряков Вы знаете$?

  • Кто автор стихотворения на песню «Кто пасется на лугу!»?

  • Какие стихи Юрия Черных Вам известны?

Исследовав проблему, я сделала следую$щие выводы об уровне знаний учеников 5 класса своей школы: никто не знает детских поэтов Сибири; стихотворения поэта на слух кажутся им знакомыми, но на вопрос: «Кто автор?» ответить затрудняются. То есть никто из учащихся не знает автора стихотворения «Кто пасется на лугу»!

Ответы преподавателей:

63% ответили, что знают М. Д. Сергеева, 15% - А. М. Стародубову, Ю.Е. Черных, Г. Граубина. 12% опрошенных педагогов назвали автора стихотворения «Кто пасется на лугу» и вспомнили еще некоторые стихотворения поэта, но наизусть не знают.

Как я и предполагала, педагоги владеют большими знаниями, нежели учащиеся. Однако они не могут заставить учеников самостоятельно изучать стихи детских поэтов-сибиряков, но время от $времени советуют читать те или иные произведения.

Одновременно провела интервью со Старухиной Т.В. – школьным библиотекарем. Татьяна Владимировна ответила на следующие вопросы: Много ли книг Ю.Е. Черных в фонде школьной библиотеки? (Ни одной) Как часто обращаются за данным автором? (Редко, в основном учителя начальных классов)

Таким образом, проведя исследование по данному вопросу, я пришла к выводу, что, несмотря на известность стихотворения «Кто пасется на лугу?», Юрий Черных, наш земляк, остается в тени. Мы ничего не знаем об авторе, поэтому необходимо привлечь внимание школьников к творчеству поэта-сибиряк$а – Юрия Черных.

Глава II. Жизненный путь поэта

$ 2.1. Поэтическое творчество поэта-сибиряка

Жил у нас в Сиб$ири поэт. И хотя он был обыкновенным человеком и писал про то, что все дети сами видели, стихи у него получались необыкновенными. И возникали они у него совсем неожиданно.

Гулял он однажды с дочкой за городом, а было это в Братске. Гулять они ушли далеко. И вдруг папа увидел вдали, на лугу, животных. Удивленный и обрадованный, он подхватил дочку на руки и спросил:

Дочка, смотри, кто там пасется на лугу?

Где?

Вон там, подальше, далеко-далеко! Ну, кто там пасется? Подсказать? Ко…

Козы?

Н$ет, не козы! Ко…

Кони?

Нет, не кони! Ко…

Коровы?

Правильно, коровы.

Молодой поэт понял, что натолкнулся на тему для стихотворения, но и почти сочинил его. К вечеру нашлись и последние заключительные, сразу не давшиеся строчки. И концовка «Пейте, де$ти, молоко – будете здоровы» оказалась самой удачной, то есть самой детской и существенной.

Так этот вопрос положил начало прекрасному детскому стихотворению. В 1965 году стихотворение «Кто пасется на лугу» было опубликовано в многотиражке «Огни Ангары». Номер этот попал в Москву и каким-то чудом оказался на столе у Александры Пахмутовой, которую стихотворение вмиг очаровало, и она положила их на музыку. Замечательная детская песенка «Кто пасется на лугу?» стала лауреатом Международного конкурса детской  песни в Софии в 1969 году. А вскоре по сюжету песенки был снят мультфильм$. Так неожиданно родился детский поэт Юрий Егорович Черных.

Писать стихи Юрий Черных стал не сразу, хотя пытался сочинять их с самого детства, которое пришлось на Великую Отечественную войну. В то время и взрослые, и дети с тревогой следили за событиями на фронте. Своё первое стихотворение, гневное и по-детски смешное, но уже отражавшее позицию автора, он сочинил в пятилет­нем возрасте. Из рассказ$а самого Юрия Черных: Оно было про войну.

По дороге быстро
Мчится паровоз,
Он немецких офицеров
В армию повез.
Это было летом
В самый жаркий день,
Паровоз нечаянно
Налетел на пень.
Паровоз подпрыгнул,
А потом упал,
Вывалились немцы,
За ними – генерал.

Сам Юрий Черных признавался, что не помнит того момента своей жизни, когда бы он не сочинял стихи, хотя совсем не собирался быть дет$ским поэтом. «А «детские» стихи стал складывать для своей дочки. И так увлекся, что не заметил, как она выросла. «А я никак не могу остановиться в своем увлечении»,- шутливо вспоминал поэт.

Долгое время поэт не решался посылать куда-либо свои стихи. Детский писатель Геннадий Михасенко настоял, чтобы поэт все же преодолел свое неверие, стихи попали к иркутскому поэту Марку $Сергееву и были помещены в коллективную книжку для детей «Добрый день», выпущенную Восточно-Сибирским издательством.  После чего в нового писателя поверили (примерно с 1975 года его неоднократно печатал журнал «Весёлые картинки») и вскоре пришли к читателю и другие его книги.

В ряд лучших российских книг для малышей вошли книги Юрия Черных «На лугу пасутся ко…» (1979), «На Кудыкиной горе» (1986), «Веселый разговор» (1981), «Хотите – поверьте», «Сказка по наседку-непоседу», «Летучая кошь», «Внучка-почемучка», «Сказка про ворону», «Егоркины скороговорки»  и другие. В своём творчестве он изображает многозвучный, цветной, солнечный мир.

В 1990 году его приняли в члены Союза писателей СССР, а издательство «Детская литература» издало его книжку «Егоркины скороговорки». К сожалению, она оказалась последней прижизненной книгой поэта.

$

$2.2. Биографические сведения о Юрии Егоровиче Черных

27 ноября 1936 года, в очень неспокойное время, в г. Усть-Куте родился Юрий Черных. Отец будущего поэта, Егор Иванович, был уважаемым среди односельчан человеком. По вечерам все члены семьи усаживались вокруг стола, и начинались громкие читки, которые устраивал отец. Именно с этих вечеров и зародилась у детей любовь к чтению. Мать, Татьяна Никифоровна, была прекрасной хозяйкой, хорошо шила, занималась воспитанием шестерых детей. От нее они пе$реняли трудолюбие, доброту, скромность, взаимную заботу.

Детство поэта прошло в далеком таежном селе Нижнеилимске – среди таких же, как и он, босо­ногих сверстников… Жи­вописная река Илим, бо­гатая рыбой, и щедрая си­бирская природа не толь­ко помогли им выжить в то голодное, жуткое вре­мя, но и освещали их дет­ские души фантазией, по­могали будущему поэту развивать его раннее литературное дарование.

Юра с детства отличался исключительной памятью. Однажды он поразил своих сверстников, когда прочитал наизусть поэму Сергея Есенина «Анна Снегина». Было ему всего 12 лет. Удивлял он не только своих товарищ$ей. Как-то на уроке литературы он первым сдал тетрадь с сочинением. Учитель спросил, помнит ли он что-либо из написанного? И к удивлению, мальчик дословно пересказал свое сочинение.

Выросший в родстве и согласии с при­родой, Юрий Черных и впоследствии не терял с ней контакта. В 1960 г. окончил в Иркутске институт сельского хозяйства, получив специальность инженера-механика. В этом же году по распределению отправляется в Коршуниху, в только начавший строиться Железногорск-Илимский, где отработал 3 года. В 1963 г. переезжает в Братск, где работает инженером-экономистом в Управлении Автотранспорта. Коллектив завода отопительного оборудования, где он трудился в последнее время, до переезда в Иркутск, высоко ценил его как опытного, талантливого инженера. И все же призванием, любовью, смыслом жизни для Юрия Черных была детская поэзия.

В личной жизни он был человеком незащищенным. С трудом пробивался в большую$ поэзию, часто натыкаясь на черствость и равнодушие чиновников издательств. Это постоянно травмировало его легко ранимую душу, но не смогло сломать в творческом полете его поэтических крыльев.

Книги поэта, члена Союза Писателей России, издавались в $Братске, Иркутске, Москве еще более 20-ти лет назад, но и в наше время его стихи пользуются популярностью!

В г. Железногорске-Илимском Центральная детская библиотека носит имя Ю. Черных, создан при библиотеке и музей-экспозиция по жизни и творчеству земляка. На его стихотворение «Жили-были» в Братском театре несколько лет успешно шла пьеса (реж. Кравзе О.). Многие стихотворения Черных Ю. Е. включены в хрестоматии, сборники стихов для дошкольников, а два из них входят в сборник «Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ / сост. О. Н.Шахерова», г. Иркутск. К юбилею Пахмутовой А. Н. в 2009 году детский ансамбль «Домисольки» выпустил в Москве диск «Магия кино» с её песнями, где песенка «Кто пасется на лугу?» исполняется в новом современном звучании. В 2011 году $к 75-летию со дня рождения Юрия Черных был подготовлен сборник стихов «Далеко, далеко». Новую книгу заказали  библиотеки  Иркутска и Барнаула, но особенно широко книга разошлась в московском  регионе, ведь стихи братского поэта  включены в школьную программу.

Таким образом, Юрий Черных – талантливый поэт, ранимый человек с удивительными способностями. Его замечательные стихи навсегда прописаны в стране детства.

$

$

Глава III. Творчество детского поэта-сибиряка

$3.1. Тематические группы

После знакомства с творчеством поэта Ю. Черных, я заметила, что все произведения подчинены различным темам. Внимательно исследовав стихи поэта, я объединила их в следующие тематические группы.

  • Стихи на основе фольклора.

$ Во многом основой произведений Юрия Черных становятся пословицы, потешки, скороговорки из народного творчества. Живой талант поэта легко и весело переделывает и дополняет их.

Утка может без труда

Вынуть рыбку из пруда:

Шею в воду окунет –

Вот тебе и окунек!

Как здорово поэт обыграл русскую народную поговорку «Без труда не вынешь и рыбку из пруда». Всего четыре строчки, а больше и не надо для этой мысли.

Или:

$Я сегодня был в восторге 
От затейника Егорки,

За его скороговорки
Я поставил бы пятёрки!

Повторяйте, детвора:
— Посреди двора дрова.

$Жук, над лужею жужжа,
Ждал до ужина ужа… («Егоркины скороговорки»)

А разве может быть скучной Лисичка, которая распевает такую чудную песенку:

Под сосной,

На лесной

$Солнечной лужайке,

Поиграйте со мной,

Солнечные зайки!

  • Стихи-загадки.

Особо хочется выделить стихи-загадки Ю. Черных, которые мне очень понравились. Это «Загадки на грядках», «Кто украсил огород?». А вот какую загадк$у загадал читателям ёжик.

У меня что-то есть,

Это что-то можно съесть!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Я нашел его в саду,

$ Захочу – еще найду.

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Много-много притащу,

П$апу с мамой угощу!

Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое. («Песенка ежика»)

  • Стихи-игры.

Есть у Юрия Егоровича Черных стихи-игры. Их можно не только читать, с ними можно играть. Это может быть игра со словами родного языка. Например, игра с многозначностью слова «косой», при этом все стихотворение построено на одной рифме, но не кажется ни назойливым, ни скучным. А сколько тут веселья!

Шел по берегу косой

$Травянистою косой

Видит: девица с косой

Машет острою косой.

Слушай, серенький Косой,
Молвит девица с косой,—
Я траву кошу косой, 
Ты ходи другой косой!... («Встреча на косе»)

Забавно и неожиданно звучит в разных ситуациях одно и то же слово: косой – заяц, коса – девичья прическа, коса – сельскохозяйственн$ое орудие труда, коса – узкая полоса земли вдоль берега реки.

Игра со смыслом. В предложении меняются местами слова или части слов, создавая эффект весёлой нелепицы.

Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они 
Звали жеребёнка, 
А ещё была у них 
Курица Бурёнка.

А ещё у них была 
Собачонка Мурка, 
А ещё — два ко$зла: 
Сивка да Бурка!

В своеобразном стихотворении «Жили-были» поэт умышленно смешивает клички животных и птиц, создавая совершенно необычную для человека картину.

Игра ума, где поэт в шутливой форме дает ребёнку представление о мире.

Хотите — поверьте,
Хотите — проверьте,
Но белки, однако, умеют летать.
Обычные белки летать не умеют,
Но белки-летяги умеют летать!...(«Хотите-поверьте»)

$Или просто веселая игра, в которой много озорства, веселья:

Вот волшебный карандаш.

Если ты бумагу дашь,

$ что нам стоит

Дом построить?

Вот как надо:

Крестик, нолик,

Два квадрата,

треугольник,

плюс

$ пружинка,

уголок –

вот тебе и теремок,

из трубы идет дымок!

  • Стихи о жив$отных.

У поэта есть много веселых, задорных стихов о братьях наших меньших: «Зарядка», «Жених и невеста», «Кошачье семейство», «У кого какая шея».

Кошка покоя мышам не давала –

Серым жильцам чердака и подвала.

$Мыши решили ее наказать,

Силу мышиную ей показать.

Вечером кошка дремала на крыше.

Вдруг появились летучие мыши,

Сделали круг над печною трубой

$ И налетели на кошку гурьбой!

Кошка нырнула вперед головою

В бочку с холодной водой дождевою,

С воплем из бочки метнулась во двор,

Перемахнула высокий забор.$

Пулей влетела в чужую беседку,

Перепугала старушку-соседку,

Та закричала (а в голосе дрожь):

Ой, прогоните летучую кошь!

$ Верьте – не верьте, но с этого дня

Кошка боялась мышей, как огня! («Летучая кошь»)

  • Стихи о детях.

Много у него озорных стихов о детях: о девочке Эле, о Николке, о Тамарке-тараторке.

У Тамарки-тараторки,

Неуемной фантазерки,

Поразительная прыть:

В три минуты сто историй

$ Вам она протараторит –

Не успеет рта раскрыть.

Фантазерку-тараторку

Посажу к себе в моторку:

$Тараторка и мотор,

Заводите разговор!

Тараторьте на просторе –

$Кто кого из таратор

Пере-тара-тара-торит?

Сомневаюсь, что мотор! («Тараторка»)

3.2. Особенности детской поэзии

Прочитав стихи Юрия Черных, я увидела, что они эпичны, каждое стихотворение - это маленькая история со своим сюжетом. Главной темой его стихов становится мир ребёнка и всё, что с ним связано. В его творчестве встречаются как маленькие стихи, так и подлиннее. Вот, например, четверостишие «Колючая встреча»:

$Ёжик ёжится у ёлки:
Укололся об иголки,
Ёлка ёжится, дрожа:
Укололась об ежа!

Разыгрывается сценка, которая несет в себе озорство, и одновременно стишок звучит, как игра слов. В стихотворении много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

А вот целая поэмка, с героями, с характерами, насквозь сказочная и в то же время такая обыденно-реальная. «На Кудыкиной горе»:

$Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.
Из деревни в зимовьё,
В своё зимнее жильё
На Савраске Дед Мороз
Бабу снежную привёз.
— Будь хозяйкой! — молвил дед.
Скуден, баба, мой обед:
Миска студня-холодца
Да огрызок леденца…
Напеки ты мне тортов
В$сех названий и сортов!
Я печурку затоплю,
Ты пеки, а я посплю.

Через час проснулся дед…
Ни тортов, ни бабы нет!
Печка топится в углу,
Сохнет лужа на полу.

Дед Мороз туда, сюда:
— Где ты, баба? Вот беда!
Ты куда ушла, куда?
И откуда здесь вода?

$Дело было в декабре
На Кудыкиной горе.

Развернулась целая драма понятная во всех деталях, не только потому, что Дед Мороз и Снежная Баба известны и близки каждому ребенку, но и потому, что стихотворение очень просто и естественно, строчки его разговорны и легки.

У Юрия Черных нет пустых описательных стихов, стихи его всегда вещественны, каждое из них затеяно весело, то есть живая сценка. Отсюда такая особенность поэтики, как конкретность. Как интересно нарисована им стройка в стихотворении «Веселый разговор», где автор точными приметами и ярким самобытным языком воспроизводит картину горячей поры на стройке, и дети зримо ощущают ее:

 Молоток — тук-тук-

А топор – тюк-тюк,

$

А пила – вжик-вжик -

Это их язык.

Празднично и ярко

Вспыхивала сварка

И слепила, и светила,

$

Как небесное светило!

Весело и бойко

Говорила стройка…

Особенностью стихов Черных является наличие придуманных названий, имен, уменьшительно-ласкательных слов. Вот мальчик Николка из стихотворения «Николкины слова». Играя словами, он пытается по-своему назвать все окружающие его предметы. В результате Нико$лкины слова приобретают особый юмористический оттенок, образуя смешные каламбуры:

Для Николки ножик – режик,

$ Потому, что ножик режет.

А сапожный молоток

Для Николки – колоток.

Вот Николкина лопатка,

Он зовет ее копатка.

А рубанком до сих пор

Называет он топор…

Во всех стихах Ю. Черных присутствует элемент смешного, забавного, вокруг которого развивается событие и сюжет произведения.

А когда на парашютах
Опустилась пара шуток 
И как лёгкие снежинки,
$Залетели в рот смешинки,
Ребятишки всем детсадом
Хохотали до упаду! («Как в цирке»)

Стихи поэта музыкальны, ритмичны, поэтому кажется, что писать их было легко и просто. Они быстро запоминаются. Под них можно прыгать и маршировать.

К нам сегодня в гости
Приходили... гвозди!
Самый длинный – папа,
А на папе шляпа.

Покороче – мама,

$И на ней панама… («Необычные гости»)

$Язык стихов Юрия Черных - это живой разговорный язык. Для создания легких, всегда озорных стихов поэт использует самые разные приёмы: изменение ритма, повторы, форму диалога.

Три задиры муравья
Повстречали воробья.

Чьи вы, чьи вы, муравьи?
– Мы ничьи, ничьи, ничьи!
– Вы куда, куда, куда?
– Мы туда, туда, туда! («Познакомились»)

Одним из главных достоинств стихов поэта является воспитание юных читателей. Детская поэзия хотя и не является серьезной формой литературы, но ее значение для воспитания детей важно. Стихи Ю. Черных учат детей доброму, неравнодушному отношению к друзьям, животным, к природе, они учат понимать окружающий мир в игровой форме, нестандартно мыслить и творчески воспринимать мир, а также развивают у них чувство ю$мора, память, воображение.

Заключение

$ В ходе исследовательской работы я собрала факты из жизни Юрия Егоровича Черных, изучила материалы периодической печати о сибиряке, познакомилась с его творчеством, проанализировала стихи.

Велика заслуга поэта – своей жизнью и делами прославил и превознёс культуру Братска, Железногорска. Внёс свой вклад в развитие детской литературы. Он родился и прожил свою короткую, но очень плодотворную жизнь, и стал дорог самым маленьким жителям нашего края, потому что свою жизнь посвятил сочинительству стихов именно для детей.

$К достоинствам поэзии Юрия Егоровича Черных относится умение в обычном видеть необычное и красочно передать увиденное языком художника. Стихи Юрия Черных  ритмичные и легко запоминаются, смешные и напоминают фольклор, добрые и наполненные любовью к детям. Его поэзия учит ребенка ви­деть мир добрыми глазами и слышать все его голоса далеко вокруг себя. В них выдумка и веселье, музыка и доброта. «А для детей доброта — это настоящий витамин, без него ребячья душа черствеет» — так написано в предисловии к книжке Ю. Черных «Доброта-чудесница».

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась. Стихи Юрия Черных и поучают, и воспитывают, и развлекают юных читателей.

Моя исследовательская работа может быть использована при подготовке стенгазеты о поэте и его творчестве, классного часа, внеклассного мероприятия.

$

$

Список литературы

  1. $Житов К. Искрометный талант // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 1 дек.

  2. Корнилов В. Он остался в своих книгах… // Вост.-Сиб. правда. – 1994. – 15 нояб.

  3. Михасенко Г. На Кудыкиной горе // Сибирь. – 1991. – № 5. – С. 190–196.

  4. Михасенко Г. Пишет книжки инженер // Вост.-Сиб. правда. – 1986. – 28 дек

  5. $ Писатели Восточной Сибири: Учебная хрестоматия для 5-6 классов общеобразовательных школ /сост. О.Н. Шахерова/ – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – с.92-95

  6. Приглашаем в путешествие: Путеводитель по книгам иркутских писателей /Сост. Н.П. Белова, Т.Н. Кирдянова, В.А. Копылова и др.; Худож. С. Григорьев; Ред. $Л. Иоффе – Иркутск, 2000.- с. 32-35

  7. Третьякова Н. А. Вот какие чудеса! [Электронный ресурс] //Фестиваль педагогических идей: [сайт]. URL: http://festival.1september.ru/articles/516412/(дата обращения: 16.02.2012).

  8. Черных Ю.Е. [Электронный ресурс] // Писатели Приангарья – детям: [сайт]. URL: http://detstvo.irkutsk.ru/authors/chernih/index.html

1

Post Comment