Классный час в 1 классе «Михаил Васильевич Ломоносов»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №50»

города Калуги

$Классный час

в 1 классе

$ «Михаил Васильевич Ломоносов»

подготовила

учитель начальных классов

Меженная Ольга Станиславовна

$ г. Калуга

2013

Классный час "М.В. Ломоносов"(1-й класс)

$Сегодня у нас необычное занятие.

Оно посвящено замечательному человеку, ученому, поэту, химику, географу, ритору, математику и просто замечательному и умному человеку. Имя его: Ломоносов Михаил Васильевич.

- Кто уже слышал это имя и фамилию?

1 ученик. Михаил Васильевич Ломоносов родился 19 ноября 1711 года в д. Денисовка (по другим сведениям – Мишанинской) Архангельской губернии, вблизи г.Холмогоры, который до возвышения Архангельска был географическим и экономическим центром Поморья. Василий Дорофеевич Ломоносов, отец будущего ученого, успешно занимался рыбным и зверобойным промыслом, имел собственное судно. Детство Михаила Ломоносова прошло в труде, не только нелегком, но часто и опасном. Вместе с отцом Михайло совершал плавания по Белому морю; приходилось бывать на Соловецких и доходить даже до Новой Земли. В этих походах закалялось мужество будущего ученого, развивались трудолюбие и выносливость, наблюдательность и отвага, воля и уверенность в себе. Ломоносов жадно познавал труды и красоты бытия.

$Михайло Ломоносов рано научился грамоте, сохранилось придание о том, что дьячок, учивший мальчика, довольно скоро признался: “Не мне отрока, а отроку меня учить подобает”. Все свободные часы Ломоносов проводил за чтением, любил беседовать со стариками.

В 1725 году в руки пытливого подростка попали две книги – “Грамматика” (Смотрицкого) и “Арихметика” (Магницкого).

То были врата учености моей” - сказал о них Ломоносов.

Василий Дорофеевич сперва поощрял “книжное прилежание” сына, радовалась и маменька. Одн$ако после её смерти, Василий Дорофеевич снова женился, и мачехе не нравилось, что пасынок отнимает время от работы, “всячески старалась произвести гнев в отце моем, представлял, что я всегда сижу по-пустому за книгами”, - с горечью вспоминал Ломоносов.

В декабре 1730 года, морозной ночью, отважный юноша покинул отчий дом. В столицу двигался рыбный обоз, и Михайло пристроился к нему, чтобы добраться до С$лавяно-греко-латинской академии, где, как он знал, “учености заморской преизбыточно”.

Великовозрастному” ученику пришлось начинать с нуля, где учились ребята 8-10 лет.

Ломоносов терпеливо сносил насмешки, и “Несказанную” бедность своего бытия.

Способный юноша делал поразительные успехи: в течение года прошёл 3 класса.

В свободное от занятий время, посещал библиотеку, чтением расширял свои$ познания.

Преподаватели не могли не обратить внимание на способного ученика. В это время из Сената пришло распоряжение направить “в науках достойных учеников” в Петербург, в гимназию при Академии наук. Ломоносов оказался в их числе.

В январе 1736 года вместе с 11 воспитанниками академии Ломоносов прибыл в Петербург.

Не прошло и года, как “студиозус” оказался в Европе, где “новые науки давно пришли в явленье”. Стране нужны были горные инженеры и металлурги, и несколько студентов отправились в Германию для обучения химии и горному делу.

Закончив курс наук в Марбурге, в июле 1739 года будущий ученый изучает горное дело, посещает рудники и шахты.

В июне 1741 года он, полный сил и энергии, возвращается в Россию и приступает к работе в Петербургской академии наук, где и служил д$о конца своей жизни.

Древняя Русь знала искусство мозаики, но впоследствии секреты мастерства были утрачены. И ученый-художник решил возродить древнюю технику на современной почве, используя новейшие достижения естественных наук. Ломоносову удалось создать рецепт для производства смальт и наладить их изготовление. У него получилось “превосходное зеленое, травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд, красивое берилловое, бледно- пурпурное” и другие стекла. Ученый разработал методы отливки и шлифовки смальт, отыскал рецепты мастики с помощью которой стекло можно было крепить на медной основе. Открыти$е Ломоносова создали широкие возможности для развития российской стекольной промышленности.

Вы прослушали историческую справку о жизни М.В. Ломоносова.

До наших дней научные открытия Ломоносова имеют большое значение. А с чего всё начиналось? С самообразования.

А сейчас мы с вами проверим свои научные и ученические способности.

$ Математика.

Прочитай пословицу:

Русский язык.

На заумную затею
Приглашаю грамотеев.
Ну-ка, милый грамотей,
Посиди и попотей.

- Перед вами песочные часы. Попробуйте пересыпать песочек с буквами так, чтобы у вас сложились слова.

$Кто сколько слов пересыплет за минуту.

(рак, арка, барак, батрак, карта и т.д.)

Чтение.

Конкурс стихов (Чья команда расскажет больше стихов).

Технология.

Расставьте все по порядку. $

Игрушки из картона вырежу

иголкой

Пуговицу пришью

молотком

$Гвоздь забью

клеем

Бревно распилю

ножницами

Солнышко приклею

пилой

Разминка для всех.

$ (Отвечаем хором)

Трактор водит ……

(тракторист)

Электричку …..

(машинист)

$Стены выкрасил ….

(маляр)

Доску выстрогал ….

(столяр)

В доме свет провел …

(монтер)

В шахте трудится …

(шахтер)

В $жаркой кузнице …

(кузнец)

Кто все знает молодец!

МОЗАИКА

М.В. Ломоносов возродил на Руси искусство мозаики.

У вас сегодня есть возможность попробовать на сколько это кропотливый труд. Только вы складывать будете не мозаику, а пазлы.

Подведение итогов.

$ Ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями. Показали свое мастерство во всех науках.

Желаю вам новых открытий на уроках.

Список использованной литературы:

  1. $ В.В. Волина “Праздник числа”, Москва, 1996 г.

  2. А.И. Осипова “Примеры словных дел”

  3. В.В. Волина “Учимся играя”, Москва, 1994 г.

Post Comment