Конспект урока для 3 класса «Д. МАМИН - СИБИРЯК «СЕРАЯ ШЕЙКА»

Тема: Особый почерк автора.

Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»

Цель: при изучении сказки Д.$ Мамина - Сибиряка "Серая Шейка" отметить многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Задачи:

$1.Давать детям разнообразные задания, рассчитанные на внимательное перечитывание текста с разными целями: представить характер персонажей; отследить логику развития сюжета.

2.Показать, что автор использует как сказочные приёмы описания нарастающего страха Серой Шейки, так и поэтические.

3.Учить детей отыскивать в тексте слова и выражения, в которых чувствуется присутствие автора-рассказчика: его пейзажные описания, его оценки происходящего к персонажам.

Формирование универсальных учебных действий.

1.Регулятивные УУД:

-произвольно строить устное высказывание с учетом учебной задачи;

- соотносить внешнюю оценку и самооценку.

2.Познавательные УУД:

$- применять известные понятия к новому материалу, формулировать выводы;

- уметь различать существенную и дополнительную информацию, выделять главное.

3.Коммуникативные УУД:

- выражать свои мысли в устной речи, в монологе и диалоге, использовать доступные речевые средства в соответствии с задачей высказывания;

- участвовать в учебном диалоге.

4.Личностные УУД:

$ - основы эмоционального сопереживания прочитанному или услышанному художественному произведению.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему.$

(работа с лентой времени)

А. Пушкин

«Зимнее

у$тро»

200 лет назад

?

«Сказка о храбром зайце...»

100 лет назад

К. Паустовский

«Стальное колечко»$

50 лет назад

$

- Ребята, вспомните, кто написал "Сказку о храбром зайце..."? (Д. Мамин - Сибиряк)

- Сегодня мы познакомимся с биографией писателя: Настоящая фамилия Мамин; 1852-1912 - прозаик, драматург. В литературном наследстве - 16 романов, множество повестей, рассказов, очерков. Родители писателя (отец был священником) хорошо знали и любили русскую литературу. В книжном шкафу можно было найти книги Гоголя, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Крылова. Мамины организовали для детей поселка школу; в ней учился и будущий писатель со своим братом. Мамин - Сибиряк написал более ста рассказов для детей и о детях, сказок, легенд. Самым известным стал сборник "Аленушкины сказки" (1896 г.), созданный им для любимой дочери.

- Сегодня мы познакомимся с новым произведением Мамина - Сибиряка. На доске записаны слова, которые встретятся в рассказе. Прочитайте. Все ли слова знакомы? Объясните значение.

$1. вёрст

10. хлопотали

5. нянчится

3. чернозобики

6. черныш$и

8. зуйки

2. отмели

7. селезень

$9. выводок

4. калека

- Расставьте подчеркнутые буквы в нужном порядке, и узнаете название произведения.

- Назовите тему урока.$ (Д. Мамин - Сибиряк "Серая Шейка")

III. Изучение нового материала.

1. Первичное чтение первой части рассказа учителем.$

IV. Физминутка.

Утром встал гусак на лапки,

Приготовился к зарядке. (На носочках ходьба на месте)

Посмотрел он вправо, влево, (повороты туловища)

Пощипал немного перья. (Наклоны туловища)

Оглянулся он вокруг

И с разбега в воду плюх! (Прыжок двумя ногами)

$

2. Повторное чтение учениками, работа с текстом.

1) Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностями и опасностью? (Она спасла жизнь свой дочери: смело бросилась на лису и отбила у нее Серую Шейку, хотя одно крылышко утенка оказалось сломанным. Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не сможет лететь вместе со стаей на юг, она плачет и печалится, она даже решает остаться с ней зимовать.)

2) А Селезень? (Он предпочитает не тревожить себя грустными мыслями, "всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке". Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела, все равно ей суждено погибнуть зимой.)

$

3) Вы согласитесь, что Утка и Селезень представляют две разные жизненные позиции? (Утка – самоотверженная и заботливая, умеющая любить$ и сочувствовать. Селезень – эгоистичный и равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких.)

На доске оформляется характеристика (учащиеся распределяют таблички со словами в соответствующие столбики)

утка селезень

(самоотверженность, эгоизм, равнодушие, забота, обыватель, любовь, сочувствие)

$4) Какая из позиций ближе каждому из вас?

5) Как объяснить слова автора: «Оказывалось как-то так, что именно он, Селезень, всегда прав, всегда умен и всегда лучше всех»? (В этой фразе есть и ирония, и горькая жизненная правда: если не помогать другим, не болеть душой за других, но заниматься исключительно разговорами о том, что целесообразно делать, а что нет (ведь волноваться за других и жертвовать собой всегда нецелесообразно!), философствовать о том, что полезно, а что вредно, стараться не тревожить себя понапрасну, будешь выглядеть умным и рассудительным обывателем$.) (Обыватель - это человек, который относится к окружающий сквозь призму собственного эгоизма, но всегда прикрывает свое полное равнодушие к жизни других рассуждениями о том, что не целесообразно вмешиваться в чужую жизнь. Обыватель руководствуется формальными правилами: выражение внешнего сочувствия, внешней заинтересованности в жизни других, - он никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека. Обыватель всегда старается сохранить внутреннее равновесие и быть предельно вежливым с окружающими, но за этой подчеркнутой вежливостью - эгоизм и равнодушие, неспособность чувствовать чужую радость и боль.)

IV. Итог.

- Можно ли сказать, что автор - тонкий наблюдатель жизни природы? (Отметить детали пейзажных описаний и подробности поведения птиц перед отлетом)

$ Рефлексия:

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

V. Домашнее задание.

Написать сочинение-описание (по выбору) - Утка, Селезень.

Post Comment