Конспект урока для 4 класса "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы" 
Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”. 
$Задачи: 
1. Предметные: научить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль; учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением. 
2.Метапредметные: развивать умения выделять из текста выразительные средства языка. 
3. Воспитывающие: умение самостоятельно работать с книгой, в группе; воспитание бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу. $
Ход урока: 
I. Организационный момент. $
1.Проверка готовности учащихся: 
Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Всё ль на месте, всё ль в порядке, 
Книжка, ручка и тетрадка?$ 
2.Эмоциональное настроение: $
Орешек знаний твёрд, но всё же 
Мы не привыкли отступать 
Нам расколоть его поможет 
На чтении девиз: “Хочу всё знать?” ).

3.Проверка домашнего задания

-На прошлом уроки мы начали путешествие в мир природы. Расскажите какие стихи вы выучили наизусть. К стихотворениям вы нарисовали рисунки.

Работа с иллюстрацией. Рассмотрим картину И. Левитана. (презентация)

Где происходит действие, изображенное на картине?(На реке около леса)

Когда $река выходит из берегов? (Во время весеннего таяния снегов река переполняется)

Что она может затопить? (Прибрежные луга, леса и населённые пункты)

Как это явление называют в народе? (Полая вода или половодье)

-Мы будем сегодня об этом явлении читать стихотворение.
4. Сообщение темы урока. 

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением , которое было написано примерно в то же время, что и стихи которые вы только что читали.

Отгад$ав загадку вы узнаете о ком это стихотворение.
 Не барашек и не кот 
Носит шубу круглый год. 
Шуба серая - для лета, 
$Для зимы другого цвета. 
(Заяц). 
Как вы догадались, что в загадке речь идет о зайце? (меняет шубку с серой на белую) 
Как вы думаете, для чего так придумано в природе? (защитная маскировка, сохранение жизни) 
Но не одни только хищные звери и охотники опасны для зайцев. 
$Какие еще опасности подстерегают зайцев, мы узнаем из рассказа Николая Алексеевича Некрасова. 
5.Рассказ ученика. Об этом писателе кратко расскажет нам ученик.(слайд)
Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября 1821 года в местечке Немирово Брацлавского уезда в Украине, где служил его отец. Когда мальчику исполнилось три года, семья переезжает в деревню Грешнево Ярославской губернии , что на реке Волга. Свои первые стихи будущий поэт написал в семь лет. Будучи мальчиком, он д$ружил с деревенскими детьми, любил бродить по лесу. Любовь к природе и родному краю поэт сохранил на всю жизнь и конечно отразил в своих произведениях.

6.Слово учителя. Просмотр отрывка мульфильма.(слайд)
$
-Некрасов, сам страстный охотник, рассказывает в стихотворении о своём спутнике тоже охотнике-старом Мазае .Его историю Некрасов записал специально для детей и получилось стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Посмотрите и послушайте отрывок из 1 части и затем ответите на вопрос –Что вы узнали о Мазае?.Это вам пригодится для составления характеристики героя.

-Что же вы узнали из отрывка?
7. Объяснение нового материала. 

В конце урока вы должны ответить на вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы” ?
Чтение стихотворения Н. Некрасова "Дед Мазай и зайцы" –(слайд) аудиозапись$. Следим с карандашом в руках и делаем пометки для выразительного чтения и готовимся ответить на вопрос: Какой отрывок больше всего понравился и почему?( стр. 180)
8.Беседа с выборочным чтением. 
Ответы на вопросы: -Какой отрывок понравился?
-Скажите, ребята, от име$ни кого ведет повествование поэт? (от имени Мазая) 
-Какую историю рассказал нам Мазай по характеру? (грустную) $
-Кто может подтвердить это, словами из текста? (начало) 
9.Словарная работа: (слайды)Чтобы понимать смысл прочитанного надо знать значение слов. Как вы понимаете слова:

гуторить-разговаривать.
исстари - всегда так было.
кураж – это задор.
пуделять - стрелять мимо цели.
гинут-гибнут.
горемыка - слово образовано из двух слов: горе и мыкать, что обозначает страдать.

-Где можно узнать значение слов? (в толковом словаре)

-Прочитайте на слайдах

(Силки, багор, зипун, аршин, сажень)

Прочитайте в учебнике значение слова- дупель( стр 176 в сносках)

-Подготовьтесь выразительно прочитать отрывок из 1 части на этой стр.

-Что описывает автор? (Летний дождь)
10.Выборочное чтение:

$-Зачитайте описание летней грозы. Это описание вам понадобится для написания мини-сочинения.
ем необычно описание деревеньки? (стр 117- прочитайте шёпотом, затем выразительно описание деревеньки.

-Как Мазай относился к своему родному краю?
-Что вы думаете о с$таром Мазае? Зачитайте цитаты, характеризующие его.

11. Физминутка для глаз.(Вы будете слушать произведение Чайковского «Времена года .Апрель)-Какая музыка по характеру?
11.Рассмотрите иллюстрации (слайды)
Найдите подходящие слова к иллюстрации и зачитайте их.$ (9 слайдов)
12.Самостоятельная работа в группах по тетрадям. Образуем группы по рядам. Встали -физминутка

1гр –стр52 , №1

2 гр-стр 52 №2

3 гр-стр 52 №3

Проверка работ учащихся. 

13.Рефлексия. 
$1.Основная мысль данного произведения – это..

2. А вам хотелось ли быть похожим на дедушку Мазая? 
3
. Как вы работали? Оцените себя. Встаньте кто считает , что заслуживает 5,4,3.

14. Дифференцированное домашнее задание. 
1. Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть. 
2. Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста. 
$3. Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Post Comment