Конспект урока для 8 класса на тему "Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования"

Жанр героического эпоса как проблема учебного исследования

Открытый у$рок в 8 «б» классе Мастахской средней общеобразовательной школы

Учитель: Яковлева А.И.

Место проведения: кабинет русского языка и литературы МСОШ

Дата проведения: 11.03.2008

Цели:

Обучающие:

  • 1. Обобщение знаний о мире былин и олонхо;

  • 2. Научить сопоставлять олонхо и былину;

  • 3. Научить обращаться к родному устному творчеству для изучения былин.

Развивающие:

  • Развитие творческих способностей учащихся средствами выразительного чтения былины и олонхо по тексту;

  • 2. Развитие литературных умений комплексного анализа текстов олонхо и былины;

  • 3. Обучение анализу$ композиции былины;

Воспитательные:

  • 1. Привитие интереса к жанру;

  • 2. Воспитание чувства товарищества, идеи побратимства;

  • 3. Обогащение культурно-духовного субъективного опыта учащихся через погружение в устное народное творчество;

  • 4. Актуализация общечеловеческих ценностей, формиров$ание нравственных позиций

Представление команд

Команда «Русичи»:

Лидер: Семенова Саина Дмитриевна, староста класса, хорошист

Состав команды:

$ Афанасьев Егор,

Спиридонова Яна,

Семенова Мария,

Гурьев Айсиэн,

Семенов Петя

Команда «Ураанхайдар»:

Лидер: Стручкова Ньургуяна Семеновна, учебный сектор класса

Состав команды:

Петров Андрей,

Михайлов Гриша,

Алексеева Клава,

Мальцева Галя

  • Наш консультант:

Афанасьев Нифонт Николаевич, ученик 8 «Б» класса МОУ «Мастахская средняя общеобразовательная школа», хорошист

Речевая разминка.

Чтение учащимися текстов сцены боя из олонхо «Бэрчимэн Бэргэн» и былины «Бой Добрыни с Ильей Муромцем»

Эвристическая беседа

  • Почему эти произведения мы называем героическим эпосом?

    $

  • Как они написаны?

  • Как мы их читаем?

  • Средства выразительности

  • Что описывается?

Вопросы по содержанию эпоса:

  • 1. Противостояние каких героев мы видим ?

  • $

  • 2. Это положительные герои или отрицательные?

  • 3. Почему два богатыря затеяли бой?

  • Чем заканчивается это противостояние?

- мировой;

  • победой сильнейшего;

  • вмешательством третьего лица.$

Сопоставление двух эпосов

Якутское олонхо Русская былина

Жанр

Размер

Герой

Фольклоризированная история

Особый стих

Мифология

Сюжет

Идея

Лингвистическая викторина

  • 1. Два или несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически;

  • 2. То, о чем говорится в тексте;

  • 3. То, к чему призывает автор;

  • $4. Типы речи;

  • 5. Стили речи

Комплексный анализ текстов двух народов, двух эпосов- якутского олонхо и русской былины

  • 1. Тема эпоса;

  • 2. Основная мысль героического эпоса;

  • 3. Тип речи;

  • 4. Стиль речи;

  • 5. Анализ по уровням.

Анализ по уровням:

    • Лексический уровень

(тематические гр$уппы, средства выразительности)

  • Морфологический уровень

(части речи)

  • Синтаксический уровень

(типы предложений, порядок слов в предложении)

  • Фонетический уровень

(звуки речи)

Работа в группах с текстами олонхо и былины.

Новая тема

Композиционная структура сюжета.

Сюжет – (от франц. Sujet – предмет) –система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение$ писателя к изображаемым жизненным явлениям

$Сюжет былины (части былины)

1.Зачин

2. Основная часть

-завязка;

-развитие действия;

-кульминация;

-развязка;

3. Концовка

Задание: Соотнесите части былины с содержанием.

1. Почестный пир за побратимство;

2. Богатырь Илья Муромец отправляется в город Рязань;

3. Обращение Добрыни к Илье с предложением дружбы;

4. Место рождения богатыря, его родители, приобретение им силы;

5. Описание хода событий, встреча Ильи с матерью Омелфой;

6.Встреча Ильи с Добрыней, описание боя богатырей;

$

Заключение

Философия народа – мудрость героических эпосов олонхо и былины; Нравственные заветы предков в олонхо.

Вывод урока:

1. По жанру, по сюжету и по идее былина $и олонхо схожи;

2. Нравственные заветы двух народов: идея эпоса – идея побратимства;

единение сил в борьбе против врагов.

Подведение итогов урока.

Выставление оценок.

Домашнее задание.

Post Comment