Конспект урока литературы для 6 класса «Причуды матушки-зимы»

Зайцева Лариса Николаевна,

учитель русского языка и литературы.

МБ ОУ Газопроводская СОШ с. Починки, Починковского района, Нижегородской области.$

Предмет: литература

Класс: 6.

Тема урока: «Причуды матушки-зимы»

Цели: (Слайд 2)

-развивать связную речь учащихся;

-воспитывать чувство прекрасного; развивать художественное воображение;

- выработка умений восприятия поэтического слова через выражение чувств, через обращение к сведениям по теории литерат$уры.

Форма урока: интегрированный урок (литература, изобразительное искусство, музыка).

Оформление и оборудование:

Стенд «Зимние пейзажи» (репродукции картин, рисунки учащихся, фотоэтюды); картины (А. А. Пластов «Первый снег», Б. М. Кустодиев «Масленица», И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», В. И. Суриков «Взятие снежного городка» и др.); портреты А. С. Пушкина; аудиозапись «Времена года» А. Вивальди; фонохрестоматия «Литература. 6 класс» к учебнику под редакцией В. Я. Коровиной; компьютер, интерактивная доска, проектор.

УМК: $учебник «Литература. 6 класс» под редакцией В. Я. Коровиной;

Поурочные разработки по литературе для 6 класса. Автор: Н. В. Егорова.

Эпиграф:

Любовь к родной земле

есть неотъемлемая часть

$того чувства, которое мы

называем любовью к Родине.

К. Г. Пау$стовский.

Ход урока.

1.Организационный момент.

(Цели урока, запись темы).

2.Вступительное слово учителя: (Слайд 3).

Это стихотворение уже изучалось во 2-ом классе. Но мы вновь обращаемся к нему, чтобы с наибольшей полнотой увидеть богатство выраженных поэтом мыслей и чувств, чтобы шестиклассникам стала ближе личность человека и поэта.

3.Рассказ о Михайловском$, столь дорогом Пушкину «уголке земли»: о текущей среди лугов светлой речке Сороти, о михайловских рощах и сосновых лесах, вид на которые открывался из окон одноэтажного дома, где жил поэт. Хотя «Зимнее утро» написано четыре года спустя после ссылки (в 1829 г) и не связано с Михайловским непосредственно, но в нем, несомненно, отражены впечатления тех лет.

Учитель: представьте ситуацию: вы проснулись ранним утром и увидели, что вся комната залита ослепительным солнечным светом. Вы подбегаете к окну… Попробуйте рассказать, как выглядит снег, небо, поля. Расскажите $о том, какое настроение вызывала у вас эта картина.

А вот как передает свое чувство А. С. Пушкин.

4.Выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро» в исполнении Артема Тынкасова (фонохрестоматия к учебнику «Литература. 6 класс» под ред. В. Я. Коровиной)

(Приложение 1).

$5.Словарная работа. (Слайд 4, 5)

Взоры – глаза;

Нега – блаженство, наслаждение;

Вечор – (устар.) – вчера вечером;

Нынче – сегодня;

Янтарный блеск – блеск, напоминающий цвет янтаря, прозрачно-желтый;

Аврора – богиня утренней зари в древнеримских мифах.

$6.Повторное чтение по отдельным строфам с попутным комментированием текста.

1 строфа.

Учитель: Поэт сразу же вводит нас в обстановку: «Мороз и солнце; день чудесный!» Краткое стремительное начало.

Вопрос. Как вы думаете, почему поэт начинает стихотворение восклицаниями?

(Ясное, солнечное зимнее утро произвело на него большое впечатление).

Вопрос: Из скольких частей состоит стихотворение? Как можно озаглавить первую часть?

( Стихотворение состоит из нескольких частей. Первая часть стихотворения представляет собой обращение к любимой, к другу).

Учи$тель: Автор хочет, чтобы близкий человек разделил с ним его настроение. С легким укором обращается к ней поэт «Еще ты дремлешь, друг прелестный». Начало стихотворения пронизано задушевностью.

Вопрос: Какие обращения использует поэт?

(Друг прелестный, красавица, звезда севера).

Учитель: Эпитет «Звезда севера» обозначает в стихотвор$ении самую прекрасную женщину Петербурга.

Чтение и анализ 2 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить вторую часть?

(Воспоминание о вчерашней вечерней непогоде).

Вопрос: Какое настроение передает эта часть?

(Настроение печали и тоски).

$Вопрос: Какими словесными красками добивается поэт передачи такого настроения?

(Небо мутное, луна – бледное пятно, ты сидела печальная. Все окрашено в тусклые, безрадостные краски).

Вопрос: Какое изобразительно-выразительное средство использовал Пушкин?

(Это эпитеты).

Вопрос:$ Как вы прочитаете эти строки?

(С чувством горечи и грусти, даже с оттенком унылой монотонности).

Вопрос: Каким приемом пользуется автор, чтобы создать унылое настроение?

(Пушкин использует метафору «вьюга злилась», которая создает однообразное завывание злящейся вьюги и придает ей черты человеческого характера).

Учитель:$ Обратим внимание на последнюю строку второго четверостишия.

Вопрос: Почему у Пушкина после слова нынче – многоточие?

(Потому что здесь глубокая пауза. Эта пауза неожиданности).

Вопрос: Как мы прочитаем эту строку?

(С чувством радостного удивления).

Учитель:$ Начало и конец второго четверостишия Пушкин построил на уже знакомом для вас приеме противопоставления: «вчера» - «нынче».

Вопрос:$ Как называется такой прием в литературе?

(Антитеза)

Чтение и анализ третьей строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту часть?

(Прекрасное зимнее утро: великолепный вид из окна).

Вопрос: Какая перемена произошла за ночь в природе?

(Мы видим, что в природе за ночь произошла резкая перемена, все кругом стало неузнаваемым. Если$ вчера злилась вьюга, луна еле проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна, то сегодня снега сверкают на ярком солнце, а небо голубое.

Одна за другой открываются взору пленительные картины, и каждая из них нарисована точными меткими словами).

Вопрос: Какие неповторимые эпитеты и метафоры использует Пушкин для создания картины прекрасного$ зимнего утра?

(Ковры снегов – великолепные, небеса голубые, «прозрачный лес один чернеет»).

Вопрос: Почему лес прозрачный?

(Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными).

Вопрос: Какие краски и тона использует Пушкин?

(Голубые, блестящие («блестя», «блестит»).

Учитель: В каждом слове заключен глубокий смысл, все точно и значительно.

Так, к примеру, Пушкиным не сразу было найдено определение «великолепными». Сначала о$н написал «необозримыми коврами». Но «необозримыми» - значит – все кругом покрыто снегом; «великолепными» - значит, снег очень красив.

Это определение точнее передает чувство поэта, его восхищение прекрасным зимним утром. «Великолепными коврами» - сравнение, выраженное существительным в Творительном падеже.

Чтение и анализ 4 строфы$.

Вопрос: О чем говорится в 4 строфе?

(В 4 строфе говорится о том, как приятно сидеть в комнате у затопленной печи).

$Учитель: Особое внимание обратим на эпитет «янтарным».

Вопрос: Что показывает поэт с помощью этого эпитета?

(С помощью этого эпитета поэт показывает, как ярки солнечные лучи и огонь, озаряющие комнату, как все ярко освещено).

Учитель: Кроме того, в этой строфе мы не только «видим» (янтарный отблеск огня), но и «слышим» (потрескиванье сухих, охваченных пламенем поленьев).

Вопрос:$ Какие звуки в этом сыграли свою роль?

(Т, Р, Щ, Ч).

Вопрос: Как называется прием использования одинаковых согласных звуков для создания определенного звукового эффекта?

(Аллитерация).

Учитель: Заметим, что в этой строфе предложения в двух первых строчках как бы разорваны. Это переносы. При чтении не нужно пытаться соединять слова соседних строк. Надо, не понижая тона, выдержать между строчками легкую паузу.

Чтение и анализ 5 строфы.

Вопрос: Как можно озаглавить эту последнюю строфу?

$(Приглашение «предаться бегу нетерпеливого коня»).

Учитель: В последней строфе Пушкин приглашает друга на прогулку. Вместе с ним $хочется помчаться на санях по снегу, чтоб снежинки брызгали в лицо.

7.Итог работы над стихотворением.

Учитель: Не только сравнениями, эпитетами и метафорами достигается построение ярких зрительных образов.

Можно воспользоваться словами обыкновенными, но самыми нужными: «И ель сквозь иней зеленеет, и речка подо льдом блестит».

Таким образом, «пейзажное и интерьерное повествование легко переплетаются с воспоминаниями и размышлениями».

8.Чтение и анализ отрывков из произведений А. С. Пушкина о зиме.

Учитель: $У Пушкина есть и другие стихотворения о зимней природе.

(Читают заранее подготовленные ученики).

«Зимний вечер».

«Пир во время чумы» (о$трывок).

«Бесы».

«Евгений Онегин» (отрывок).

«Зимняя дорога».

Вопросы:

1.Что объединяет эти отрывки?

2.Что описывает поэт?

3.Одинаковы ли по настроению эти отрывки?

4.Каким настроением проникнут каждый из отрывков?

Вывод:$ Природа, которую наблюдает поэт, разнообразна, необычна. Это и чудесный зимний день, и темная вьюжная ночь; это и красочный зимний лес, и пустынная печальная дорога. И все эти картины природы наполняют душу ощущением покоя, радости, а может, и тревоги, и тоски. И неудивительно, что ощущения просятся быть отображенными в слове, красках, в мелодии.

9.Рассказ о зимнем пейзаже в живописи. (Слайды 6 – 13)

Учитель: Давайте помечтаем и перенесемся в чарую$щий зимний пейзаж вместе с художниками.

Начало зимы:

1.В. И. Суриков «Зима».

2.А. А. Пластов «Первый снег».

3.И. Попов «Первый снег».

Разгар зимы:

1.Н. П. Крымов $«Зимний вечер».

2.А. Саврасов «Дворик. Зима».

3.К. Юон «Русская зима».

Конец зимы.

1.К. Юон «Конец зимы. Полдень».

2.Б. Кустодиев «Масленица».

3.И. Грабарь «Февральская лазурь».

4.Нисский «Февраль. Подмосковье».$

5.Л. Каменев «Зимняя дорога».

6.В. И. Суриков «Взятие снежного городка».

10.Подготовка к слушанию музыки. (Слайд 14)

Великий итальянский композитор Антонио Вивальди страстно любил природу и выразил эту любовь в музыке. Им создано замечательное музыкальное произведение «Времена года». Казалось бы. Италия так далеко от нас, и климат там другой, и природа несколько иная, но если внимательно вслушаться в музыку, созданную композитором, то мы без труда узнаем в ней природу нашей матушки-России.

Послушаем о$дин из фрагментов, который называется «Зима».

( Приложение № 2).

11.Беседа о музыкальных впечатлениях.

1.Что вы представили себе, слушая музыку?

2.Какие образы возникли у вас?

3.Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?

12.Обобщающее слово учителя.

Ребята, каждый из вас услышал в музыке А. Вивальди что-то свое. И каждый из вас прав. Ведь музыка – искусство, которое обращается к самым потаенным уголкам человеческой души, к его и только его воспоминаниям.

$Композитор лишь намекнул, высветил с помощью волшебных звуков отдельные впечатления, будто рассыпал стекляшки калейдоскопа.

Домашнее задание. (Слайд 15)

Написать сочинение по картине (примерные темы «За что я люблю зиму», «Причуды матушки-зимы», «Зимние забавы»).

Интернет- ресурсы: (Слайд 15)

Портрет А. С. Пушкина:

$«Энциклопедия русской живописи»

http://www.$artsait.ru/foto.php?art=k$/kiprenskiy/img/23

Картины русских художников о зиме:

«Энциклопедия русской живописи»

http://www.artsait.ru$/

Post Comment