Конспект урока литературы в 7 классе "Особенность проблематики и основная идея повести Н.С. Лескова «Левша»"

$Конспект урока литературы в 7 классе

Тема урока: Особенность проблематики и основная идея повести Н.С. Лескова «Левша».

Цели:

  • учить школьников анализировать художественный текст в соответствии с его жанровыми особенностями; учить филологическому анализу (от идеи и замысла писателя к художественной концепции и средствам её создания);

  • обогащать словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики;

  • воспитывать у учащихся чувство нр$авственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.

Дидактические задачи, направленные на достижение целей:

  • организационно-психологического этапа: подготовить учащихся к работе на уроке;

  • этап проверки домашнего задания, воспроизведения и коррекции опорных знаний учащихся: установить правильность и сознательность выполнения задания; 

  • $этап постановки темы, цели, задач урока: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся

  • этап актуализации знаний и умений учащихся: – воспроизведение связи прежних знаний в новой ситуации;

  • этап организации восприятия и осмысления новой информации: дать учащимся конкретное представление об основной идее изучаемого вопроса;

  • этап закрепления: закрепить в памяти учащихся те знания и умения, которые необходимы им для самостоятельной работы по новому материалу, вырабатывать практические умения;

  • этап обобщения: выделить основное и сформулировать выводы;

  • этап контроля и диагностики: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся, выявив причины появления обнаруженных пробелов в знаниях и умениях.

Оборудование: художественный текст “Левша”, конспект урока, диагностическая таблица, стенд с письменными работами, картинки по сказу Н.С.Лескова “Левша”, портрет Лескова, эпиграф, презентация с видеофрагментом.

$ “…Литературное творчество Лескова… – становится
…иконописью, он начинает создавать для России иконостас
 её святых и праведников”.
М.Горький

Ход урока

1. Организационно-психологиче$ский этап: 
Организация внимания.
Посмотрите на гостей.

2. Этап проверки домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

Мы с вами прочитали сказ $Николая Семеновича Лескова “Левша”.

Тема урока:

«Особенность проблематики и основная идея повести».

Сейчас мы повторим пройденный материал:

для этого выполним два вида заданий: 1. проведём конкурс внимат$ельного читателя и 2. тестирование по литературным терминам.

Раздать карточки с заданием восстановить соответствие. (задание б)

а) Конкурс внимательного читателя.

  1. С какой буквы автор пишет “Левша”?

  2. С чего начинается работа “тульских мастеров”? (С молитвы.)

  3. К какому святому обращаются они за помощью? (К Николаю Угоднику.)

  4. Как называет сказитель таблицу умножения?$ (“Долбица умножения”.)

  5. Какое море омывает Англию в сказе Лескова? (“Твердиземное”.)

б) проверка на знание литературных терминов:

Антитеза – противопоставление образов, эпизодов, картин, слов.
Гипербола
 – чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
Диалог
 – разговор двух или нескольких лиц.
Портрет
 – изобр$ажение внешности героя в произведении.
Эпиграф
 – краткое изречение, которое автор помещает перед произведением или его частью, чтобы помочь читателю понять главную мысль.

Заполнить таблицу. (Диагностика фактологических знаний учащихся6 см. приложение 1)

Основная часть урока.

3. Этап$ постановки темы, цели, задач урока.

Запись темы урока : Н.С. Лесков. «Левша».

Особенность проблематики и основная идея повести.

Все задания помогут вам осмыслить тему сегодняшнего урока:

Задача урока – понять всё самое важное, что хотел сообщить нам писатель Н.С. Лесков в своем сказе «Левша».

Эпиграфом урока я взяла слова писателя А.М. Горького «…Литературное т$ворчество Лескова… – становится…иконописью, он начинает создавать для России иконостас её святых и праведников”.

М.Горький

На доске написаны вопросы:

Какого человека называют праведником? Является ли Левша праведником?

Ответы на эти вопросы помогут нам определить тематику и основную идею повести.

Что такое проблематика – круг проблем, обозначенных в произведении. Развертывание проблемы ($более или менее осознанного противоречия) в процессе размышления: например, анализ чувств$а долга и свободы относится к нравственной проблематике. (проблема положения бедного талантливого мастера, проблема неграмотности простого народа, проблема преклонения перед иностранным, проблема бесправия простого народа).

Идея - главная мысль, основной вывод, жизненный урок произведения (показать русский национальный характер на примере левши).$

Выполняя устные и письменные задания, вы увидите результаты своей работы:

Отвечая на эти вопросы, мы с вами будем развивать умение анализировать текст.

4. Этап актуализации знаний и умений учащихся.

Устная работа по теории литературы.

Что такое литературный жанр? (Жанр – это сложившийся в результате развития художественной словесности вид произведений.)


– Что вы знаете о сказе как особом жанре литературы?

(1. Сказ ведётся в манере, резко отличающейся от авторской, и ориентируется на формы устной речи. $2. Сказовые формы повествования помогают писателю прибегать к стилизации (подражанию), например, народной речи. 3. В сказе имеются следующие особенности: поучительный смысл; близость к сказке: зачин, повторы, диалоги, концовка; словотворчество.) Словотворчество Лескова (учащиеся называют новые слова из сказа).

$Например: Керамиды-пирамиды
Мелкоскоп – микроскоп
Преламут – перламутр
Пубель – пудель
Тугамент – документ

Для чего используется жанр сказа? Жанр сказа помогает писателю рассказать о своём герое языком человека из народа, лучше понимающего и знающего простых людей.

Итак, мы с вами выделили самые общие особенности сказа как жанра. Но ведь каждый писатель – яркая индивидуальность, и поэтому в его творчестве тот или иной жанр проявляется по-своему, по-новому. Сказ у Лескова служит изображению персонажей, именуемых праведниками. 

$(Работаю с эпиграфом, заранее записанным на доске: дети читают эпиграф)

  1. Этап организации восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний:

  2. Кто такой праведник: вспомните из православия.

Праведник – очень важное слово не только для Лескова, но и для каждого из нас, поэтому значение этого слова можно найти в любом толковом или энциклопедическом словаре.

В тетеради записываются толкования как результат проведённой словарной работы:

ПРАВЕДНИК – а) человек, котор$ый живёт праведной жизнью, не имеет грехов (Словарь С.И.Ожегова); б) святой, живший и творивший свой подвиг человеколюбия вне монастыря; человек, исповедующий и соблюдающий Заповеди Божии (Православный энциклопедический словарь.).

А какие Заповеди Божии знаете вы?

В тетрадях учащихся появляется итоговое определение:

Праведник – это человек, живущий по Заповедям Божиим.

Праведник ни при каких обстоятельствах не может изменить себе, а точнее – Богу, заповеди которого он чтит. Русская земля всегда была богата людьми праведной жизни.

$ПРАВЕДНИК – нравственная основа христианского государства. (Вывод записывается в тетрадь.)

Какое$ новое слово встретилось в выводе? (Слово “нравственный”.)

Можем мы сказать, что Левше свойственны нравственные качества?

Да! Дома вы прочитали текст и теперь мы приведем доказательства этому: Записать в тетради:

Обобщить!$ (Левша – неказистый мужичок, с выдранными «при ученье» волосами, одетый, как нищий – не боится идти к государю, так как $уверен в своей правоте, в качестве своей работы. Оказавшись в Англии, он стремится понять военные хитрости англичан и послужить Отечеству. Левша, который едет в Англию без документов, наспех одетый, голодный, чтобы продемонстрировать русскую смекалку и умение, является для писателя воплощением идеи самоотречения во имя славы $Отечества. Не случайно повествователь передает его разговоры с англичанами, упорно пытающимися склонить Левшу к тому, чтобы остаться в Англии. Непреклонность героя вызывает уважение англичан.)


Вот такими нравственными качествами руководствуется Левша в жизни.
$

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек в жизни. (ЗАПИСАТЬ)

Физкультминутка

И так: является ли Левш$а праведником? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как изображён Левша в произведении. Для этого нам нужен текст.

Чтение и анализ эпизода “Левша на приёме у императора”.

Как раскрывается характер Левши в этом эпизоде?

На доске и в тетрадях появляется запись:

Левша:
Скромность;
Чувство собственного достоинства;
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

$Работа с пословицами.

Какая из пословиц созвучна теме урока?

Гордость бедностью смиряется.
На бедного везде каплет.
Хоть шуба Овечкина, так душа человечкина.

(Записывается в тетрадь.)

Третья пословица наиболее полно отражает тему урока, человек независимо от социального статуса, достоин сочувствия и уважения.

Что сообщает Левша перед смертью и о каком качестве это свидетельствует.

(У англичан не чистят ружья кирпичом. Верность. Не случайно английский подшкипер и говорит: “У него хоть шуба Овечкина, так душа человечкина”.)

6. Этап организации усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений для применения.

Рассказ о Левше по плану (с опорой на текст):

$А) “ – Горите себе, а нам некогда, – и опять свою щипаную голову спрятал, ставню захлопнул и за своё дело принялся”.

Б) “Идёт в чём был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не $застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится”.

В) “…Я мельче этих подковок работал: я гвоздики выковывал, которыми подковки забиты, – там уже никакой мелкоскоп взять не может”.

Г) “Об этом, – говорит, – спору нет, мы в науках не зашлись, но только своему отечеству верно преданные”.

Д) “…А я желаю скорее в родное место, потому что иначе я могу род помешательства достать”.

Какими пунктами, по вашему мнению, нужно дополнить план?

(Православная вера 1.“…мы…привыкши в свой приход в церковь ходит$ь”;
2. “наша русская вера самая правильная и как верили наши правотцы, так же точно должны верить и питомцы”;
3. “вера у нас полнее”)

  1. Этап обобщения изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

Какова же проблематика данного сказа?

Беспокойство автора об ущербе преклонения перед иностранным.

$Зачитать начало: “Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели, но при нем был донской казак Платов, который этого склонения не любил и, скучая по своему хозяйству, все государя домой манил. И чуть если Платов заметит, что государь чем-нибудь иностранным очень интер$есуется, то все провожатые молчат, а Платов сейчас скажет: “Так и так, и у нас дома свое не хуже есть”, — и чем-нибудь отведет”. 

А какова идея сказа: показать, кто же создает и защищает свое, наше национальное богатство. И кто же это делает? На примере Левши показано, что это простой народ. Левша – тульский мастер создает национальное богатство, а защищает казак Платов. Не случайно они оба не имеют семьи – служение Отечеству и делу своему для них превыше всего.

А сейчас актуален сказ Лескова? (Да. В наше время “американизация” отечественной культуры идет полным ходом). Мы должны помнить, что нельзя преклоняться перед всем иностранным. Нужно оставаться верными самим себе, своей истории и культуре.

$

Вывод: В своем произведении Н. С. Лесков успешно объединил трагическое и комическое, ярко и точно выразив в них горе и радости, недостатки и преимущества, особенности характера и самобытность русского народ

Лесков показывает и отрицательные качества своего героя, но они преувеличены. Вполне справедливо считать, что Левша – образ русского праведника.

8. Этап контроля за результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем.

$Диагностика фактологических знаний учащихся. Выставление оценок.

9. Домашнее задание:  Написать ответ на вопрос: в чем актуальность сказа Н.С. Лескова «Левша» в настоящее время? Подготовиться к сочинению (на$ выбор):

  1. Образ Левши (по рассказу Н.С. Лескова «Левша»).

  2. «Русская история в рассказе Н. С. Лескова «Левша»»

Приложение 1

Диагностика фактологических знаний учащихся

Ф.И. учащихся

Конкурс внимате-

льного

ного читателя$

Решение теста

Ответы на вопро-сы

Литерату-

рные термины

$

Коммен-

тарий ил-

люстрац.

Работа в тетради

Оценки

за урок

$

$

$

$

$

$

О – отлично Х – хорошо У – удовлетворительно

Post Comment