Конспект урока на тему "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца"

Урок№30 тема "Д.Н. Мамин-Сибиряк "Сказка про храброго Зайца"

Цели:

  • $познакомить с жизнью и творчеством писателя,

  • определить главную мысль прочитанного произведения.

Задачи:

Образовательные:

  • учить работать с текстом -находить слова, которые помогают дать характеристику героев,

  • описывать эмоциональное состояние персонажей,

  • совершенствовать  навыки выразительного чтения,

  • активизировать словарь учащихся.

Развивающие:

  • $развивать мыслительные операции,

  • речь учащихся.

Воспитательная:

  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

I. Организация начала урока

Ребята, проверьте, всё ли у вас готово к уроку.

Я вижу, что сегодня вы готовы работать в полную силу$.

II. Динамическое чтение

Артикуляционная подготовка речевого аппарата.

1) Упражнения для дыхания:

а) глубокий вдох через нос , выдох через ротпорциями;

б) вдох небольшими порциями через нос, полный выдох через рот;

в) вдыхаем аромат цветов; г) дуем на одуванчик; д) дуем на снежинку.

2) Звуковая гимнастика:

о   а   у$   – плавно на одном выдохе,

ух  ох  ах  – произносим отрывисто,

гху  гха  гхо  – выдыхая порциями,

с   ш   з  – чередование произнесения звуков.

$3) Прочитать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку.

а) «Покупки»:

Расскажите про покупки.

Про какие про покупки?

Про покупки, про покупки про покупочки свои.

б) Разговор лягушек.

III. Проверка домашнего задания

Физминутка

В небе солнышко сияет,
В речке рыбок веселит.
Ветер листьями играет,
А сова спокойно спит.
Ей приснился сладкий сон
Вот бы не кончался он.
 

IV. Изучение новой темы

1. Жизнь и творчество Д.Н. Мамина-Сибиряка.

В сказках не только лягушки умеют хвастаться, но е$сть и зайчишки-хвастунишки. Про такого нам рассказал писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк.

Какие произведения этого автора вам известны?

Самую широкую известность получил сборник с поэтическим названием «Алёнушкины сказки»,который писатель сочинял для своей дочери. Она сильно болела, папа растил её один. Автор признался, что это самая его любимая книга. Сборник начинается присказкой, ею и заканчивается.

3. Словарная работа.

Голодный , как …

Хитрая, как …$

Ленивый,как…

Неуклюжий, как..

Трусливый, как…

Известно, что заяц трусишка, а в этой сказке автор называет его храбрым.

–$ Почему автор назвал зайца храбрым?

– Оправдаются ли ваши предположения мы узнаем , прочитав сказку.

4. Подготовка к восприятию сказки.

1) Прочитайте слова, которые встретятся в тексте:

гнул                                        вать                                     лось

прыгнул                                 глядывать                          казалось

подпрыгнул                           выглядывать                     показалось

2) Читайте шёпотом, по слогам, затем громко,целыми словами:

вспорх-нёт, взо-брал-ся, встрях-нул-ся

3) Читайте вполголоса:

храбрый – расхрабрившийся, бодрый – приободрился,сила – обессилел

4) Объясните смысл пословиц

  • Душа ушла$ в пятки.

  • Собственным ушам не верят.

  • Язык точно примёрз.

  • Гонится по пятам.

5. Первичное восприятие сказки.

$ Чтение по ролям.

Вам понравилась сказка? Что особенно?

Ответьте на вопрос поставленный перед чтением сказки.

6. Вторичное восприятие текста. Работа по содержанию.

Читать сказку будем небольшими частями и работать по содержанию.

1 часть

Читайте «про себя».

$Какое слово в этом отрывке повторилось несколько раз? Как думаете, почему?

Почему Заяц объявил, что он никого не боится?

2 часть

Следующий абзац читайте «шёпотом».

Восстановите по тексту пропущенные слова.

Почему именно эти слова употребил автор?

3 часть

$«Жужжащее» чтение.

Какое предложение по смысловому значению главное?

4 часть

Чтение учителем «Ловушка».

Каким назван Заяц и почему?

5 часть

Послушайте музыкальный эпизод.

Какому главному герою сказки он может сстветствовать? Какая музыка по характеру? Прочитайте только действия Волка.

6 часть

Почему Заяц замолчал?$

7 часть

Чтение «Спринт».

Почему Волк не съел Зайца?

Каким называет автор Зайца в этой части? Почему?

8 часть

Чтение за диктором.

Каким назван заяц?

9 часть

За что благодарили Зайца?

Каким называют его в этой части?

Во что стал верить Заяц, зачитайте.

7. Обьясните смысл слова «храбрый».

8. – Могла ли сказка законч$ится печально?

9. – Соберите пословицу, прочитав выделенные слоги:

Зайца ноги носят, волка зубы кормят.

V. Итог урока

Почему автор сказки назвал Зайца храбрым?

Чему учит нас сказка?

VI. Оценивание.

VII. Домашнее задание.

1 уровень – Пересказать понравившуюся часть сказки.

2уровень – Подобрать пословицы и поговорки по содержанию сказки.$

Спасибо за урок

Post Comment