Конспект урока на тему «ДАНИИЛ ХАРМС «Уж я бегал, бегал, бегал»

ТЕМА УРОКА: ДАНИИЛ ХАРМС «Уж я бегал, бегал, бегал…»

Цель: знакомство с произведением Даниила Хармса «Уж я бегал, бегал, бегал…»

$Задачи:

обучающая: обучать приёмам понимания текста, формировать положительную мотивацию для совершенствования навыка осознанного чтения;

развивающая: развивать память, внимание, воображение, ассоциативное мышление, артистические навыки, формировать читательские и речевые умения;

воспитательная: прививать интерес к литературе и чтению, способствовать развитию эмоциональной сферы, коммуникативных навыков, социализации детей.

$ Оборудование:

учебник,

компьютер,

мультимедийное оборудование,

фотоаппарат,

мультфильм,

мультимедийная презентация,

фотографии,

карточки со словами,

картины (небо, сад, река…),

$ √ кроссворды,

надувные шары,

наклейки,

головной убор.

$

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент (4 минуты).$

1) Вступительное слово учителя:

-Есть на свете прекрасная волшебная страна ВООБРАЗИЛИЯ. Бесполезно искать её на географической карте. Попасть туда очень просто, для этого надо закрыть глаза. Но не каждому Вообразилия открывает свои чудеса. Хотите оказаться в кинозале, не покидая своих мест? Закрываем глаза… (учитель гасит свет, устанавливает тишину жестом) Открываем глаза…

2) Демонстрация мультфильма «Весёлый старичок».

3) Беседа после просмотра мультфильма:

- Какое у тебя настроение после просмотра мультфильма? Почему оно стало таким?

- Мультфильм сопровождался текстом. К какому литературному жанру он$ относится?

-Стихи бывают разные: хорошие, простые…

Стихи бывают грустные, бывают и смешные…

- Какой человек мог написат$ь такие весёлые строки? (радостный, озорной, счастливый, смешной, весёлый, удалой…)

-Для кого они?

-Ваше мнение: почему его стихи для детей и про детей?

II. Актуализация знаний (6 минут).

$

1) Постановка цели урока, сообщение темы:

- Вы знаете, чьи это стихи?

- Тогда какой будет цель нашего учебного занятия?

-А вот тема занятия:

ДАНИИЛ ХАРМС «Уж я бегал, бегал, бегал…» (слайд № 1)

- Сегодня мы должны найти ответ: И в чём же творчества секрет?

-Вы - юные читатели. А вся работа читателя заключается в желании ПОНЯТЬ автора текста.

2) Презентация об авторе, сопровождаемая сообщением учителя:

$√ портрет; (слайд № 2)

Настоящее имя – Даниил Иванович Ювачёв. Был он большим выдумщиком. Его стихи и рассказы с большим удовольствием читали ваши прабабушки и прадедушки.

настоящее его имя и фамилия;

Даниил Хармс  всегда подписывался псевдонимами, т.е. вымышленными именами. Среди множества псевдонимов были такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Топорышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.

$несколько автопортретов; (слайд № 3- 8)

Таким он представлялся для читателей. Таким он видел себя; мог посмеяться над собой! Не правда ли, театр одного актёра!

книги, журналы… (слайд № 9-10)

-Думаю, ребята, вам интересно творчество Даниила Хармса.

МУЛЬТИМЕДИО ВЫКЛЮЧИТЬ!

III. Знакомство и работа с произведением (25 минут)

  1. Работа с текстом ДО ЧТЕНИЯ:

- $В тексте, ребята, есть слова: БЕГАЛ, ПОДПРЫГНУЛ, ГУЛЯЮ, БРОСАЮ, КУПАТЬСЯ, ВАЛЯТЬСЯ… (на доске)

Предположите, о чём будет стихотворение?

- Кто его главный герой? Действующие лица?

- Давайте прочитаем и узнаем, кто прав?

  1. Работа с текстом ВО ВРЕМЯ ЧТЕНИЯ:$

- Откройте учебник на странице…. Обратите внимание, что у стихотворения нет названия.

- Прочитайте вслух первые два предложения…

Какой вопрос бы вы задали автору?

- Прочитайте вторую строфу…

Найдите строчки, выражающие состояние автора. Как оно называется?

(сожаление, грусть…)$

- О чём сожалеет автор?

- Прочитайте третью строфу…

О чём хочется спросить автора? (желание исполнится или нет)

- Почему? Ваши предположения? Что же будет дальше?

- Прочитайте четвёртую строфу…

$- Чьи предположения оправдались?

Много вас, поверивших в исполнение желания человека…

-Кто из вас хочет полетать?

Вообразите, что вы по небу летите…

Снизу реки и леса,

$Сверху тучи – небеса… (изображают сидя)

Вообразите, что вы плывёте под водой…

Кругом – рыбы, жители воды, хуже плавают, чем ты…

(Встают)

-А сейчас гулять пойдём,

Взявшись за руки вдвоём!

ФИЗМИНУТКА

-Я читаю, а вы попытайтесь изобразить, повернувшись к друг другу лицом.

Надоело мне летать, 
Захотелось погулять: 
Топ, топ, топ, топ, 
Захотелос$ь погулять. 
Я по садику гуляю, 
Я цветочки собираю, 
Я на яблоню влезаю, 
В небо яблоки бросаю, 
В небо яблоки бросаю 
Наудачу, на авось, 
Прямо в небо попадаю, 
Прямо в облако насквозь. 


- Как вы думаете, на эт$ом желания закончились или нет?

- Какое ещё возникло желание?

- Прочитайте следующую строфу…

Какими словами создана картина купания? (буль-буль, под водой, рыбы…)

-Прочитайте последнюю часть стихотворения…

Кто сумел почувствовать настроение автора, его состояние?

-Почему стихотворение заканчивается так необычно «и т.д.»?

- Перечитайте первую и последнюю строфу…

Как вы думаете, почему они одинаковые?

  1. Работа с текстом ПОСЛЕ ЧТЕНИЯ:

Составление картинног$о плана.

- Вернёмся к нашим опорным словам (на доске). Прочитайте их…

- Соотнес$ите их с картинами (один ученик у доски). У нас получился картинный план.

Выборочное чтение под музыкальный фрагмент. (1-я и 3-я часть)

- С какой интонацией прочитаете отрывок? Почему?

- Какое название можно дать этому стихотворению?

IV. Подведение итогов. Рефлексия (10 минут)

-Подведём итог работы с текстом…

Текст, как яйцо, «скорлупка» и ядрышко в нём…Очень важно понять читателю, даже юному, что внутри?

- Как вы думаете, кто скрывается под маской автора этого стихотворения? $

И что внутри стихотворения? Так в чём же творчества секрет хармса?

- Для этого мы должны разгадать кроссворд. Разгадают его те, кто был внимательным на занятии.

1) Самостоятельная работа в парах: разгадывание кроссворда (раздаю заранее)

- короткие голосовые звуки, выражающие удовольствие, радость, веселье (4 буквы) смех

-чувство и состояние полного высшего удовлетворения (7 букв)…счастье

$- что нужно, чтобы вы испытали весёлое чувство? (7 букв) … радость

-понимание комического, умение видеть и показать смешное (4 буквы) …юмор

- беззаботное, оживлённое настроение, радостное время- препровождение (7 букв) …веселье

(по вертикали открывается слово ХАРМС)

-Ребята, встаньте, кто разгадал кроссворд! МОЛОДЦЫ!

$-Так в чём же секрет творчества Даниила Хармса? (перечисляют ответы из кроссворда)

-Что хотел сказать автор этим стихотворением?

2) Групповая работа:

-Каким видит героя художник?

-Каким вы представляете себе героя?

-Давайте воображать вместе! А для этого создадим творческую группу.

Из шаров разной формы и цвета (надуваются насосом в классе) под музыкальное сопровождение «Точка, точка, запятая…» «собирается» образ героя стихотворения Даниила Хармса. Дополняется наклейками (глаза, рот), париком или кепкой…(получается большим и объёмным)

- Привет$! Нас стало больше на одного! (дети здороваются с ним, пожимая руки)

- Какое настроение у «человечка»?

- Какое настроение у вас?

- Это потому что сегодня на занятии мы познакомились с творчеством поэта, который в душе был ребёнком, любил детей, $писал для них…

-Вернёмся к началу нашего занятия…Помните, было сказано, что не всем открываются чудеса в стране Вообразилии? Вам удалось увидеть их?

-Какими движениями головы, рук, туловища можно показать, что всё получилось на «отлично»? Продемонстрируйте!

- А у меня появились новые друзья! И я запечатлела их на память…

2) Демонстрация фотографий с урока.

3) Домашнее задание:

- Повоображайте в стихотворной форме$, чем мог заняться наш герой после того, как отдохнул? Ответы присылайте по электронному адресу: elcova_65@mail.ru (написано на доске)

Post Comment