Конспект урока на тему "Жизненный и творческий путь А.М.Горького. (1868-1936) Романтизм в рассказах писателя"

Конспект урока с элементами презентации.

$Жизненный и творческий путь А.М.Горького. (1868-1936)

Романтизм в рассказах писателя.

Цели урока: познакомить учащихся с этапами биографии и творчества М.Горького.

$Показать особенности романтизма Горького.

Оборудование урока: портрет и фотографии А.М.Горького разных лет.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, презентация, тесты в форме ЕГЭ.

Х о д у р о к а

I.Вводное слово преподавателя.

Имя Алексея Максимовича Горького(Пешкова) известно в нашей стране каждому. Несколько поколений изучали и изучают его творчество со школьно$й скамьи. О Горьком сложились определённые представления: это основоположник литературы социалистического реализма, «буревестник революции», литературный критик и публицист, инициатор создания и первый председатель С$оюза писателей СССР. О его детских и юношеских годах мы знаем из автобиографических повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».

II. Демонстрация презентации «Максим Горький. Жизнь и творчество» с комментариями заранее подготовленного ученика.

III. Характеристика раннего этапа творчества писателя (лекция с элементами беседы).

Ранние рассказы Горького носят романтический характер.

Вспомним, что такое романтизм. Назовите романтические черты прочитанных рассказов.$

Романтизм— особый тип творчества, характерным признаком которого является отображение и воспроизведение жизни вне реально-конкретных связей человека с окружающей действительностью, изображение исключительной личности, часто одинокой и не удовлетворённой настоящим, устремлённой к далёкому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.

$В центре повествования у Горького обычно романтический герой— гордый, сильный, свободолюбивый, одинокий человек, разрушитель сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе («Макар Чудра»), в племени(«Старуха Изергиль»).

Отличительные черты романтических образов Горького— гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и $героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Идеальный мир г$ероя противостоит реальному, противоречивому и далёкому от романтического идеала.

В ранних рассказах Горького героев окружает романтический пейзаж. Обратим внимание на одушевлённость пейзажа, на его широту, которая символизирует безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять.

В романтическом пейзаже предстаёт и главная героиня рассказа «Старуха Изергиль».(1894): «Ветер тёк широкой, ровной волной, но иногда$ он точно прыгал через что-то невидимое и, рождая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их всё прекраснее»

$Именно в таком пейзаже— приморском, ночном, таинственном и прекрасном— могут реализовать себя герои Горького.

IV.Работа с текстом.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1-В7.

«Все смотрели с удивлением на сына орла……..

……...и молчала, не находя ни слёз, ни слов, чтобы умолять о пощаде.»

М.Горький, «Старуха Изергиль»

$

При выполнении заданий В1-В7 запишите ваш ответ в бланк ответов№1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

В1. В какую часть произведения М.Горького «Старуха Изергиль»

Входит данный эпизод?

$Ответ:———————————— Легенда о Ларре

В2. Укажите имя героя, который является антиподом данного героя

рассказа «Старуха Изергиль».

Ответ:———————————— Данко

$В3. Как называется композиционный элемент, использованный

Горьким в четвёртом абз$аце фрагмента?

Ответ:———————————— Пейзаж

В4. Укажите термин, которым в литературоведении называют

изображение внешности героя (глаза его были холодны

и горды…»).

Ответ:————————————————— Портрет

В5. Как называется средство иносказательной выразительности,

использованное Горьким («дрожал стеклянный стрекот кузне$чиков»)?

Ответ:————————————— Метафора

В6. Какой изобразительный приём позволяет Горькому нарисовать природу как живое

существо («листва вздыхала и шепталась»)?

Ответ:————————————— Олицетворение

$В7. Какое изобразительное средство использует писатель, рассказывая о смерти девушки

(«извилась змеёй и умерла»)?

Ответ: ––––––––––––––––––––––— Сравнение

V. Домашнее задание.

$Сформулируйте главную идею фрагмента и кратко (5-10 предложений) прокомментируйте слова М. Горького: «Герой — это тот, кто творит жизнь вопреки смерти, кто

побеждает смерть».

Post Comment