Конспект урока по Литературе "Апокалипсис, сотворенный людьми" 11 класс

Урок предполагает идейно-художественный анализ произведения, акцентируется внимание учащихся к нравственным проблемам: ответственности за происходящее, духовной связи с предками, землей, природой, совести. Фронтальная беседа, групповая работа, пересказы, анализ эпизодов, пейзажей, работа с лексикой – формы работы, с помощью которых учащиеся приходят к выводу: сами творим конец света – апокалипсис.$

Урок литературы в 11 классе: "Апокалипсис, сотворенный людьми" (по повести В.Распутина "Прощание с Матерой")

Цели:

- познакомиться с жизнью и творчеством В.Г.Распутина, с повестью “Прощание с Матерой”;

- продолжать формирование идейно-художественного анализа: от заглавия к $идее, комментирование ключевых сцен, обобщение художественных образов и символов, от финала к идее;

- привлечь внимание учащихся к нравственным проблемам: духовная связь с родом, землей, ответственность за происходящее вокруг, экология природы, экология души.

$Эпиграф

Душа художника - самый тонкий и самый совершенный сейсмограф на свете.

$

Она предчувствует и предсказывает то, что уму художника открывается только впоследствии... И может быть самое высокое предназначение художника и состоит в мудром предостережении человечества от тех бед и катастроф, которые грозят ему. И в выявлении тех духовно-нравственных сил и потенции, утрата которых гибельна для человечества...

Ф.А. Абрамов. “О назначении искусства”.

Оборудование: портрет В. Распутина, рисунки, фотографии пейзажей, презент$ация, выписки из Толкового словаря.

Ход урока

I. Вступительное беседа

Имя писателя Валентина Григорьевича Распутина нам известно.

- Кто помнит, какой рассказ В. Распутина мы читали?$

/“Уроки французского” в 7 кл. - автобиографический рассказ./

- О чем этот рассказ?

/О мальчике Саньке, кото$рый очень хотел учиться, о встрече с учительницей франц. языка, которая хотела ему помочь; об уроке настоящей доброты./

- Сейчас к внеклассному чтению вы прочитали повесть “Прощание с Матерой”. Попробуйте представить и охарактеризовать как личность В.Распутина по этим двум произведениям, и, может быть, вам поможет портрет Распутина. Приглядитесь, каков этот человек, запишите свои ассоциативные эпитеты, словосочетания.

/Добрый сострадательный, умеющий прощать, неравнодушный, не пройдет мимо.... /

Именно таков В.Распутин как человек; и как художник слова, писатель, он соответствует тем высоким требованиям, которые предъявляет Ф.А. Абрамов в своей статье “О назнач$ении искусства” и яркое тому подтверждение повесть “Прощание с Матерой”. (Чтение эпиграфа)

II. Слово учителя о писателе (сопровождается презентацией, подготовленной учеником)

Несколько слов о биографии писателя.

Родился в 1937 г. в сибирском селе Усть-Уда Иркутской области и сейчас живет$ и здравствует в Иркутске, Распутин часто бывает в Москве.

О детских годах, о голодном военном и послевоенном времени (в 1 класс пошел в 1944 г.) можно не рассказывать, о них повествуется в рассказе “Уроки французского”. Любовь к чтению, к книгам, к учебе зародилась с ранних лет.

В их деревушке библиотека школы был$а очень маленькой.

Всего 2 полки книг. На дом читать не давали, надо было читать только в школе. А страсть к чтению - великая сила. И он вспоминает, что “своё знакомство с книгой я начал ... с воровства. Всё лето забирались в библиотеку, сняв стеклину, брали книги$, потом возвращали прочитанное и брали новое. За лето настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным: читатъ-то стало нечего. А без книг уже жить не мог.

После окончания начальной школы “перешел в пятый класс”, а значит переехал в районный центр, - остаться без семьи, одному, быть взрослым. Как ему жилось, мы узнали из рассказа “Уроки французского”; трудно, голодно, чтобы выжить, приходилось играть на деньги. Но мы прощаем за одержимость к знаниям.

После окончания школы сразу (1954 г.) поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета. Хотел стать учителем, но за годы учебы в университете занялся журналистикой; а однажды, когда остался без денег и стипендии, предложили поработ$ать в газете, без отрыва от учебы. С тех пор он стал много писать и публиковаться. Работал корреспондентом многих газет, разъезжал по всем стройкам Сибири: Иркутская ГЭС, Красноярская, Саяно-Шушенская ГЭС, на строительстве железнодорожной магистрали Абакан-Тайшет.

Писал о молодых строителях, $первопроходцах, но никогда не смотрел на гигантскую строительную площадку в Сибири глазами постороннего. У него был взгляд коренного сибиряка, вопрошающего, не слишком ли дорогой ценой оплачивается технологическое преобразование Сибири.

В 1966 г. - сборник рассказов “Человек с этого света”,

В 1967 г. - после выхода повести “Деньги для Марии” стало ясно, что в литературу пришел художник со своей темой и со своими героями. Наиболее значимые произведения В.Распутина запишите.

Запись в т$етради основных произведений Распутина:

Василий и Василиса”(1967).

Последний срок” (1970).

Живи и помни” (1974) - государственная Премия СССР.

$

Прощание с Матерой” (1976).

Пожар” (1985).

Сибирь, Сибирь ....” (1990).

В.Распутин - герой Соц. Труда, лауреат Гос. Премии СССР и России. Ключевым словом в размышлениях писателя о речи и назначении литературы в современном мире является “воспитание”, “воспитание человеческой души”.

Проза Распутина внешне простая, традиционная, но ей свойственны жизнен$ная достоверность, нравоучительный пафос; язык писателя метафоричен, обычные понятия приобретают всеобщее, вечное значение... Потому чтение должно быть вдумчивым, расшифровывающим.

Наша задача с вами определить эти философские вечные понятия, вчитываясь в саму повесть.

III. Анализ по$вести

- Какова тема $повести? Где и когда происходят события? Каков сюжет повести?

/Повесть о том, как ниже по Ангаре строят плотину для электростанции, вода по реке поднимется и разольется, затопит многие земли и в том числе деревню на острове Матера. Осталось последнее лето, но за лето нужно всех переселить и сжечь дома. Но остались старики и старухи, которые не могут расстаться с землёй, домом – д$ля них это трагедия. Точной даты нет, но строительство ГЭС на Ангаре началось в начале 70-х г./

От заглавия к идее.

- Почему Распутин выбрал именно такое название? Случайно ли оно?$

Каково значение слова “прощание”? (I гр. работала с толковым словарем - прочитайте)

Что считаете важным в толковании слова для понимания идеи повести?

/Расстаться с кем-либо, т.е. с одушевленным лицом. Значит, остров Матера и деревня, находящаяся на нем, для писателя и для героев повести — одушевленное лицо, живое существо, а не просто кусок земли, которому уготовано погибнуть под водой./

Словарная работа.

-$ Что значит слово “Матера”. Подберите однокоренные слова /матерый, материк, мать/.

-$ Объясните смысловую и ассоциативную связь этих слов. Работайте по группам (учащиеся заранее разделены по группам, домашнее задание получили после прочтения повести):

1 гр. - Матера – матерый (вам поможет толковый словарь).

2 гр. - Матера – мать.$

3 гр. - Матера – материк.

/1 гр. Матерый - 1. Полный сил, крепкий, достигший полной зрелости 2. 0пытный, знающий; 3. Неисправимый, отъявленный.

Все эти значения и оттенки есть в тексте повести: Матера - остров, земля, полная сил, крепкая, опытная; “какая будет затоплена земля! Самая лучшая, веками ухоженная дедами и прадедами$ и вскормившая не одно поколение”. Неисправимая? - т.к. жить в Матере не по совести, не задумываясь о смысле жизни нельзя.

2 гр. Матера - мать и лексически и ассоциативно связаны, суффикс -ер- указывает на лицо по действию (как мушкетер, комбайнер), следовательно, матера - лицо, чье назначение быть матерью. Матера - для всех ее жителей мать, родная, “первоосновная”.

3 гр. Матера - материк. Матера - остров, но часть материка, а значит, надежна, крепка, вечна как материк./

Вывод: в заглавии “Прощание с Матерой” вынесена идея повести. Прощание с Матерой для многих жителей было прощанием с матерью, $с домом, с землей, со всеми накопленными духовными ценностями, что человеку передается от матери. И гибель Матеры символизирует нравственную и духовную гибель материнцев.$

Работа с пейзажем

- Начало повести тоже символично, 1 глава посвящена описанию природы, весны:

Какова весна? Зачитайте яркие словосочетания?

- Буйству весны на земле противопоставлена жизнь на Матере. Зачитайте контрастные словосочетания?

- Какие союзы помогают увидеть $этот контраст? /против, -а, но, да/.

- В чем смысл этого контраста?

/Вечно течение времени, весна, как всегда, пришла, не спросясь, буйная, яркая, природа эта вечна, но созданное человеком гибнет, и гибнет по воле самого человека, “Матера там не та, все на месте, да все не так”./

- Какой была Матёра? Расскажите историю Матёры.

$/Острову более 300 лет, много повидала Матёра: от бородатых мужиков (беглых каторжан) до самолётов, наводнения не раз накрывали пол-острова. А теперь в то, что люди сами потопят деревню, остров, старики и старухи поверить не могут, поэтому остались ещё на острове смотреть за огородом и домом от затопления и разора./$

Система образов.

- Назовите героев повести. Все ли они одинаково относятся к потоплению? На какие группы вы бы их разделили?

$/1. Старинные старики и старухи (Дарья, Катерина, Егор и Настя, Сима, Богодул), все те, кто не могут уехать с острова, не утратили связь с землёй, с древними традициями.

2. Пожогщики, добровольцы - губители, начальство, Петруха, Андрей, Клавка Стригунова, “обсевки” - люди, отпавшие от земли, утратившие человечность, и связь с землёй, с древними традициями.

3. Павел - заблудившееся поколение, чувствующий тоску по земле, но потерявший некий стержень в ж$изни./

Анализ эпизода.

- Конфликт между ними начинается с события на кладбище в 3 главе. Что произошло?

/Рассказ ученика. Конфликт философский: между добром и злом, между памятью и беспамятством$./

- “Неуважение к предкам - есть первый признак безнравственности”, - писал А.С. Пушкин. (цитата на доске)

- Как бы вы связали слова Пушкина с тем, что произошло на кладбище?

$/Для пожогщиков сожжение кладбища будничное дело, для стариков и старух кладбище - это святое место, крепко связывающее с этим местом на земле. Матёринцы, по словам Пушкина, люди высочайшей нравственности. Они готовы с оружием в руках (пусть и берданка без пуль), защищать честь своего рода, тех, кто дал им жизнь, и кто уже не в состоянии постоять за себя, но кто уходил в мир иной, верил, что это сделают за него потомки. Как мы относимся к предкам, так к нам будут относиться. И опять поможет нам А.С. Пушкин:

Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу,
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам”. (Запись на доске)/

Образ Дарьи.

- Остановимся подробнее на основных образах в повести. Кто является хранителем материнских традиций?

$/Дарья Пинегина - самая старая старуха - она - философский эпицентр, от которой многое в жизни острова зависит./$

- Штрихи к портрету Дарьи? Её характер? /рассказ ученика/.

- Что важно в философии Дарьи? Прочитайте выразительно монолог Дарьи из 4 главы. (Чтение ученика).

$- О чём ещё размышляет Дарья? /о совести, памяти, о назначении человека, о старости, о земле/.

- Как Дарья прощается с домом /рассказ ученика/.

/Избы - живые у Распутина, дышат, чувствуют, помнят. “Обряжает”, как чело$века, в последний путь. Это одна из традиций русской деревни/.

- Какие ещё традиции русской деревни вы отметили?

/Покос (11 глава), “почитали трёх хозяев...”, отношение к хлебу, картошке, белить избу перед праздником/.

Образ Богодула.

- Рядом с Дарьей во 2 главе (а их 22) появляется ещё один герой $со странным именем Богодул. Расскажите его историю, (рассказ ученика).

(Чудаковатый, не умеющий говорить, страшный на вид, живет на Матёре благодаря своему внутреннему благородству по отношению к людям, к земле, к природе. Он как бы своеобразный дух Матёры, её охр$анник.)

- Охарактеризуйте кратко других стариков.

- Настасью и Егора, (рассказ ученика (главы 2, 3, 7, 21)).

- История Симы, (глава 2$).

- Тунгуска (глава 13).

- Почему все эти старики не хотят переселяться в посёлок? (гл. 5, стр. 200).

$- Другая группа героев - это те, кто согласны переехать, рады бросить дома, поджечь их по первому приказу. Кто?

Образ Петрухи.

- Петруха, - не имя, а кличка, почти, балаганное имя. (Вместо ? - Никита Зотов), (гл. 5). Расскажите о Петрухе (рассказ ученика).

- Кого ещё отнесём к пожогщикам?

$Работа со словом.

- А еще есть такие, которых автор называет “обсевками”. Как вы понимаете это слово? Почему их называют так?

/Семена посеяли, они взошли крепкими, сильными $росточками, но есть те, которые не взошли, остались либо в земле, либо на земле с краю, не дали всходов, либо хилые - это обсевки/.

- Как называют матёринцы тех, кто приехали убирать урожай? Как они работали?

/Черти, орда (гл. 16)/.

- Какие глаголы использует автор для характеристики их приезда? /“Нагрянули”, захватив остров, передрались” - экспрессивные глаголы/.

- С чем ассоциируются эти глаголы?

/С военными действиями, да и слово “орда” -$ толпа, банда нагрянула на остров./

Вспомните эпизод на кладбище, когда пожогщики вырывали из могил кресты и сжигали, а начальство объясняет старикам, что так предписано санэпидстанцией. А Настасья произносит это незнакомое для неё слово (как?)

$/“Сам-аспид-стансыи”/

- С чем ассоциируется это выражение?

/С церковной лексикой. Только сам аспид (“ядовитая змея”) мог приказать начать сожжение деревни с кладбища, со святого места./

- “Кресты ваши будут плавать по воде, мешать туристам”, - объясняет Жук. Какой смысл вкладывается в слово “турист”, хотя это слово стилистически нейтрально?

/В контексте повести приобретает отрицате$льное значение: временность, не постоянство; туристы временно пребывают где-либо, они временщики. Жук заботится об этих туристах, - Веру Носарёву это взрывает. “Вы о туристах заботитесь, а о нас подумали?” В её речи “турист” - приобретает отрицательную эмоциональную окраску./

Вывод: Вот они “временщики”, “орда”, “черти”, “обсевки”, которым всё равно, где они б$удут жить, где будет их дом, их ничто не связывает с землёй предков, у них нет памяти.

Конфликт поколений.

- Отн$если ли бы вы к “обсевкам” детей Дарьи? (внука Андрея?. А сына Павла? Почему?). Какую роль играют образы Павла и Андрея? Чтобы ответить на этот вопрос, остановимся подробнее.

- О чем спорит Андрей с бабкой Дарьей? Что, прежде всего, отстаивает в споре? Во что он верит? (рассказ ученика).

- А вы на чьей стороне? Кто прав, по-вашему?

/Две веры: у Дарьи - в человека, у Андрея - в то, что создал человек. В какой-то степени и Андрей прав, но и Дарья не против м$ашин, а против бездушности, бездумности.

$Согласитесь, она права, когда говорит внуку: “Это вы приучили себя, что ежели видом не видать, ежели пощупать нельзя, дак и нету” (чью философию напоминает? Нигилистов, Базарова) “В ком душа - в том и бог, парень... А кто душу вытравил, тот не человек. На что угодно такой пойдет, не оглянется’.

А Андрею всё ясно: стране нужно электричество, при чём тут какая-то Матера. Как будто страна не из людей состоит и не из тысячи таких Матёр?

Андрей не понимает отношения старух к Богодулу - зве$рюге, образине, а Дарья его и без слов понимает.

Андрей не понимает, почему Дарья просит перевезти могилы.

Разговор Андрея с Дарьей - скорее не вечная проблема между отцами и детьми, а разрыв той тонкой связи между поколениями./

- Эта тонкая нить связи между Павлом и Дарьей ещё сохраняется. Где это проявляется? В каких поступках Павла?

$/Часто приезжает, помогает старухам, заботится обо всех; отказывается командовать поджогом деревни: “A-а, Павел Пилюгин, который Матеру спалили” такой памяти не заслужил. Он против уничтожения Матеры, но смиряется, молчит, покоряется./

Обобщённо-философские символы в повести.

$- Но остров не сдается, сожжению противостоят не только “старинные старики и старухи”, но и сама природа, живые и неживые существа.

В первую очередь, листвень. Расскажите, как пытались сжечь листвень? (рассказ ученика).

- Что олицетворяет непобедимый листвень?

$/Символ твердости, крепости острова и материнцев, их веры, совестливости, нравственности: не срубить, не спилить, не сжечь./

- Какие ещё символы обнаружили в повести?

- Хозяин (глава 6, 8, 22) - символ чего? Расскажите о нём.

- Туман (глава 22) - символ чего?

- Самовар (гл$ава 7)?

- Сундук (глава 7)?

- Дом?

- Воронья ягода (глава 15)?

/$Хозяин – зверёк, символ души острова, помогает увидеть Матёру изнутри. Но даже он не выдерживает в конце повести: “над островом проносится тоскливый вой” - крик самого острова: прощается? Протестует? Предупреждает? Призывает к милосердию?

Туман охраняет, оберегает, прячет в последнюю минуту и остров и барак, где находятся не желающие покинуть землю своих предков: Дарья, Катерина, Настя, Сима с мальчонкой да Богодул, чью близкую смерть увидел хозяин - зверек, значит, несмотря ни на что Богодул останется на острове и погибнет вместе с ним, т.к. он неотъемлемая часть Матёры./

- В самом начале повести вс$тречаются слова из библейской лексики: “твердь”, “потоп”, “каждой твари по паре”.

- Каки$е мысли и ассоциации возникают у вас связи с использованием этих ключевых слов?

Общий вывод.

Библейский сюжет о всемирном потопе, который несёт гибель старому миру ради нового. Только будет ли новый мир лучше, чем мир, сложившийся на Матёре до “потопа” - вот над каким вопросом мучительно размышляет Распутин вместе со своими героями.

$А может, Матёра - это Ноев ковчег, на котором сохранились остатки духовности, нравственности, тысячелетиями накопленного опыта?

А потопив Матёру, значит, потопили и Ноев ковчег, а значит, сами сотворили конец света - апокалипсис.

IV. Домашнее задание (по выбору):

$

1. Прочитать “Пожар” В.Распутина (2 часть дилогии).

2. Есть в повести пятилетний герой Коля, внук Симы, который “смотрел с каким-то недетским, горьким и кротким пониманием” на всё окружающее.

Напишите сочинение-рассуждение “Коля – “обсевок”? (Что запомнит Коля, как сложится жизненный путь, по каким принципам будет жить?).

Post Comment