Конспект урока по Литературе "Былины как памятник героического эпоса" 7 класс

Разработка урока литературы в 7 классе. Учитель русс$кого языка и литературы Шамыгина Надежда Ивановна

Тема урока: Былины как памятник героического эпоса.

Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник»

Цель урока: 1) дать понятие о былине как памятнике героического эпоса; обосновать понятие «героический эпос»; уметь определять сюжет произведения, 2) развивать мышление и речь учащихся,3) воспитывать любовь к истории своей страны.$

Ход урока

Оборудование. Географическая карта, презентация, картина Васнецова «Три богатыря»

Оформление доски. Проблемный вопрос. Почему былина является памятником героического эпоса?

$Проверка домашнего задания.

Беседа по вопросам:

Какие литературные роды вы знаете? (эпический, лирический, драматический)

К какому литературному роду относятся былины? (эпический)

Как вы понимаете понятие «эпический герой»?

Какие жанры эп$ической формы вы знаете?

(малая эпическая форма, средняя эпическая форма, большая эпическая форма)

К какой эпической форме относится поэма? Поэма – большая эпическая форма. Каков сюжет эпического произведения? Какие произведения относятся к героическому эпосу? (былины)

Что такое былины? (Повествования о легендарных героических подвигах. Былины сочетали реальную историческую основу с фантастическим вымыслом. Героические песни и сказания.

Какова историческая основа этих былин? (Развёрнутый ответ учащегося). Былины возникли более 1000 лет тому назад в Киевской Руси. Выросли они из древних песен и легенд. Существует несколько циклов или периодов. Основные циклы русских былин сложились вокру$г двух городов: Новгорода и Киева. Новгородский цикл в основном рассказывает о торговых и гражданских делах. Киевский цикл основан на воинских подвигах богатырей. Князь Киева – Владимир-креститель Руси и князя Владимира Мономаха. ( На карте Чернигов, Муром, Днепр, Волга, Дон, Чёрное и Каспийское м$оре).

В былинах упоминались и реально существующие города и места и ,конечно, было много вымышленного. Учащиеся рассматривают на карте города, которые реально существуют. ( На карте Чернигов, Муром, Днепр, Волга, Дон, Чёрное и Каспийское море).

Былины рассказывали певцы, рассказ свой они сопровождали игрой на гуслях.$ Физкульт$минутка

Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку М.Мусоргского "Богатырские ворота»

Работа с текстом (в па$рах). Определение былины как жанра

Один из учащихся определяет композицию былины, а другой - особенности былины.

Композиция былин - зачин, основная часть, концовка (Подтвердить текстом)

Особенности былины – былинный стих, гипербола, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, постоянные эпитеты (Подтвердить текстом)

Словарная работа. Выписать непонятные слова, объяснить их значение.

Развитие речи. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря»

Беседа по плану.

1.Где находятся богатыри?

$

2.Что изображено на переднем плане картины?

3.Описание внешности облика Ильи Муромца.

4.Какие детали указывают на то , что это богатыри?

$Какова основная идея картины? ( Защита Родины от врагов)

Проблемный вопрос: почему былина является памятником героического эпоса?

Былина отражает .запечатлевает историческую реальность в обобщённых образах.

Заключительная часть .

Вывод по уроку. Оценки.

Post Comment