Конспект урока по Литературе «Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детских характеров» 6 класс

6 класс

ТЕМА: Фазиль Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла».

$

Влияние учителя на формирование детских характеров.

ЦЕЛЬ: 1. Показать нравственные идеалы писателя.

2. Раскрыть философский смысл рассказа.

3. Попытаться раскрыть особенности творческого метода Ф.Искандера.

4. Показать актуальность и вневременную ценность произведения Ф.Искандера.

$ 5. Совершенствовать у школьников навыки анализа художественного произведения

6. Способствовать выработке у ребят самостоятельного, личностного отношения к прочитанному, актуализация личностных смыслов у учащихся.

$ 7. Воспитывать у школьников чувство совести и человеческого достоинства, стремление воспринимать нравственные проблемы общества как свои собственные. Познание личностью субъективной реальности – своей и чужой.

8. Стимулирование интереса к диалогу как способу разрешения гуманитарных проблем.

$ 9. Поиск личностью значимого для себя в предмете.

ТИП УРОКА: Комбинированный.

ОБОРУДОВАНИЕ: Книжная выставка произведений Ф.Искандера; репродукции видов Абхазии; сюжетные рисунки детей; портрет Ф. Искандера; стихотворение Валентины Лиджиевой об учителях; компьютер; учебник; доска; карточки оценки урока (золотая, серебряная, черная), рефлексия.

ХОД УРОКА:

$

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Эпиграф

$ Звенят все чаще в памяти моей

Тугие трели школьного звонка.

Все чаще голоса учителей

Я слышу в сердце, грустные слегка.

Они мне на дорогах бытия

Желают т$олько счастья и добра.

И тем роднее мне учителя,

Чем дальше я от школьного двора.

— Многие люди, уходя из школы, вспоминают всю жизнь учителей.

— (Рефлексивная пауза). Мне хотелось бы, чтобы вы сегодня на уроке подумали, а что для вас значит слово «УЧИТЕЛЬ».

— Посмотрим, как вспоминает о своем учителе автор рассказа «Тринадцатый подви$г Геракла» Фазиль Искандер.

Кто же такой Фазиль Искандер? Презентация на компьютере.

«Я русский писатель, но певец Абхазии».

Фазиль Абдулович Искандер родился в 1929 году в Сухуми. Говорят, что дерево может вырасти лишь на высоту своих корней. По корням Фазиля Искандера можно судить о том, какая это могучая личность. Детство его прошло в горном селе и в сухумском дворике дедушки,$ куда он приезжал на лето. Посмотрите, какая природа его окружала! (Демонстрация слайдов с видами Абхазии).

— Отец его был персом по происхождению. Но в одну ненастную ночь восьмилетний Фазиль $простился с отцом и больше его не увидел никогда. Высланный в Иран, отец умер на чужбине.

— Воспитывала его одна мама, которую он очень любил и высоко ставил, хотя она была простая крестьянская женщина и не прочла в своей жизни ни одной книги. Она была от природы по-настоящему умна. Но главным воспитателем был дедушка. Главным, если не считать Абхазии $и суровых, но справедливых нравственных заповедей гор.

— Самое заметное свойство Ф.Искандера — юмор. Довольно редкой разновидности, очень… настоящий, что ли. Смешное у него рождается словно из ничего, является всегда неожиданно. Суть творчества не зависит от того, что он описывает: империю или маленькое село. А смысл его творчества в том, что он приблизил страну, существующую уже сорок лет, где между небом и землей расположилось горное село Чегем, к нам, и мы почувствовали важность и значимость маленького народ$а, любого народа.

— Посмотрите, вот она «Страна Ф.Искандера». (Выставка книг).

Сегодня вместе с героями Ф.Искандера мы совершим путешествие в прекрасный и неповторимый мир детства.

III. Восстановление сюжета и композиции по рисункам.

— Итак, к сегодняшнему уроку вы прочитали рассказ и проиллюстрировали его. (Опережающее задание).$ Давайте вспомним, о чем он.

Рисунки детей (восстановление сюжета) 1.Математик – экспозиция

2.Футбол

3.Докторша завязка

4.Укол

5.У доски – кульминация

— Сюжет, как видим, очень прост (как мальчик пытался обвести вокруг пальца учителя).

— Но развитие этой, казалось б$ы, простой истории преображает ее в глубоко философский рассказ о том, что такое смех, и как он противостоит обману.

Философия – любовь к мудрости, проникновенная бесстрашная мысль, стремящаяся охватить все стороны бытия.

IV. Беседа с комментированным чтением.

1. Вспоминая$ о своем учителе математики, автор подчеркивает незаурядность его личности: «Не знаю, был ли он гениален, сейчас это трудно уста$новить. Я думаю, скорее всего, был». (Стр. 323)

2. Как звали учителя? Случайно ли отчество (связь с мифами). У героев Искандера «говорящие» имена. Используя эту традицию русской литературы, писатель дает героям характеристику, в которую вкладывает свое отношение к ним.

3. Чем же отличался Харлампий Диогенович от своих коллег? (Рефлексивная па$уза). Размышления вслух.

4. Наверное, этот учитель знал какой-то особый секрет воспитания. Но какой? Найдите ответ на вопрос по тексту (работа с текстом).

— Главное оружие Харлампия Диогеновича – это делать человека смешным… (стр. 326)

5. $А почему Харлампий Диогенович обращается к пятиклассникам на вы? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Наверное, хочет подчеркнуть, что уважает их так же, как взрослых.

6. А не слишком ли жестоко выставлять ученика на посмешище перед всем классом? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Вспомните: «Все смеются против одного. Если над тобой смеётся один челове$к, то можешь еще как-то с этим справиться. Но невозможно пересмеять весь класс».

— Все понимают, что учитель поступает справедливо. Ведь он высмеивает ученика не из-за личной неприязни. Просто он не терпит, когда к делу относятся спустя рукава, не выносит разболтанности, разгильдяйства, обмана. А самое главное у него нет любимчиков. «Смешным мог оказаться каждый».

— Конечно, мало приятного, когда над тобой смеются, но если в этом смехе нет ни оскорбления, ни унижения, то и обижаться особенно не на что. Во всяком случае, «пострадавшему» от Харлампия Диогеновича хотелось бы, во что бы то ни стал$о доказать, что он «не такой уж окончательно смехотворный».

7. И все-таки жутковато ждать, когда на тебя обрушатся раскаты смеха. Помните, с кем сравн$ивает своего учителя не решивший задачу пятиклассник?

— С палачом, выбирающим жертву.

8. Тогда можно только порадоваться за ученика, нашедшего способ перехитрить учителя. Что придумал герой, чтобы избежать наказания? Вспомним, как это было.

$

Сценка (Восстановление сюжета). Проигрывание ситуации, театрализация. (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

9. Почему учитель после показанных событий рассказал о подвигах Геракла? А кто такой Геракл?

— Геракл – герой древнегреческих мифов.

— Учитель$ догадался, что мальчик специально вернул докторшу, так как не знал урок. Он догадался о трусости мальчика, и иронично называет его поступок тринадцатым подвигом Геракла. (Ирония (от греч. еironeia – притворство, насмешка) – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние).

10. Представьте другого учителя, как бы он о$треагировал на такой поступок? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Накричал, поставил «2».

— Начал бы ругаться, спрашивать.

— Вызвал родителей.

— Повёл к директору.

11. Как поступил Харлампий Диогенович?

— выразительное чтение кульминации.

12. Почему же эта история подействовала на «бесстрашного малярика» сильнее всех внуше$ний? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Потому что учитель перед всем классом открыл то, что мальчик таил сам от себя: все его хитроумные действия были продиктованы трусостью. И возразить было нечего.

13. Учитель говорит спокойно, негромко, уважительно. Как же воспринимает его слова провинившийся? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Я почувство$вал, как от его взгляда сердце мое с размаху влепилось в спину.

— Двойка, которой он так старательно пытался избежать, была бы для него просто спасением, но и это было несбыточно. Лучше двойка, чем смех всего класса. Долгожданный звонок, «как погребальный колокол, продрался сквозь хохот класса».

$ — Не потускневшие со временем впечатления свидетельствуют о том, что событие это имело большое значение для будущего писателя. Как вы думаете почему? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

Выразительное чтение (стр. 336).

ВЫВОД: Итак, по мысли Ф. Искандера, закалка см$ехом – это своего рода прививка, которую необходимо получить в детстве, чтобы суметь вовремя уловить горькую правду о себе и не сбиться в пути. В1992 году Ф.Искандер был удостоен Международной Пушкинской премии за вклад в мировую литературу. Мы понимаем, что премия заслуженна: этот писатель обладает удивительным стилем, в котором мягкая и тонкая ирония переплетается с лучшими традициями русской литературы.

— Каким, по вашему м$нению, должен быть учитель? (Рефлексивная пауза). Размышления вслух.

— Каждый человек учится в школе, из многих будней складываются годы жизни. Очень непросто превратить эти будни в радость себе и другим.

— Смех открывает человека и поэтому общение учителя и ученика должно быть радостным, взаимообогащающим.

— Взрослые – это выросшие дети, а дети – будущие взрослые. И жить нам надо, взявшись за руки.

V. Домашнее задание. Написать творческую работу «Мой мир детства»

$

VI. Оценки. Рефлексия.

— Спасибо! Положите, пожалуйста, карточки в конверты: з$олотая – понравилось; серебряная – не очень; черная – не понравилось.

— Напишите: «Нужен ли в моей жизни данный учебный предмет, и в какой мере?»

Post Comment