Конспект урока по Литературе "Изображение Бородинского сражения в романе - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир»" 10 класс

$Краснодарский край, Староминский район Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 муниципального образования Староминский район

Конспект урока по литературе в 10 классе Изображение Бородинского сражения в романе - эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».

Учитель русского языка и литературы

С.А. Кононенко

ст. Староминская 2012г.$

$Тема: Изображение Бородинского сражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого « Война и мир».

Цель: по тексту романа проследить ход Бородинского сражения, исходя из взглядов Толстого на историю.

Оборудование: портрет Л.Н.Толстого, текст романа и иллюстрации к нему, музыкальная запись А.П.Бородина №2 си минор «Богатырская», карта - схема Бородинского сражения.

$План изображения Бородинского сражения (запись на доске).

  1. Для чего было дано Бородинское сражение? «Требование народного сражения...».

  2. Вид Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность минуты».

  3. Пьер в «семейном кружке» на батарее Раевского. Истинный героизм рядовых солдат, незаметных участников битвы.

  4. $Наполеон на поле боя. «Роль доктора, который мешает своими лекарствами».

  5. Кутузов$ на поле боя. Он руководит «духом армии».

  6. Ранение князя Андрея, «страстный порыв любви к жизни...»

  7. «Страшный вид поля сражения».

  8. Вид Бородинского поля после битвы. «Победа нравственная».$

Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим свою страну, нельзя считать себя культурным человеком.

А.М.Горький.

$

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.

Есть в истории русского народа события, значение которых выходит далеко за рамки своего времени. К таким событиям относится Отечественная война 1812 года, получившая широкое отражение в научной и художественной литературе, музыке, живописи. Об Отечественной войне 1812 года мы читали в стихотворениях Я.Полонского «переход через Неман», А.Пушкина «Воспоминания в Царском Селе», «Евгений Онегин», М.Лермонтова «Бородино», в басне И.Крылова «Волк на псарне», смотрели фильм «Гусарская баллада»...$

Сегодня мы будем говорить об Отечественной войне 1812 года в изображении Л.Н.Толстого в «Войне и мире», в частности о Бородинском сражении, исходя из взглядов писателя на историю. Это позволит расширить знания о далёком героическом времени страны.

$В ночь на 24 июня 1812 года полумиллионная армия Наполеона вторглась в Россию, переправившись через пограничную реку Неман. Как один человек встал русский народ для отражения неприятельского нашествия. Солдат Фанагорийского гренадёрского полка Никанор Остафьев в первый же месяц войны написал «Песню к русским воинам», наполненную глубокой верой в победу над врагом:

$Братцы! Грудью послужите,

Гряньте бодро на врага

И вселенной докажите.

Сколько Русь вам дорога!

Посмотрите, подступает

$К нам соломенный народ:

$Бонапарте выпускает

Разных наций хилый сброд.

Не в одной они все вере,

С принужденьем все идут;

При чувствительной $потере

На него же нападут... В$ся Европа ожидает Сей погибели его;

Бонапарта почитает за злодея своего.

Ах! Когда слух разнесётся,

Что от нас сей враг исчез,

Слава русских вознесётся

До превыспренных небес.

Под натиском пр$евосходящих сил противника армии генералов Барклая де Толли и Багратиона отступали, завлекая французов в глубь России. Под Смоленском обе армии соединились.

По мере того, как французы продвигались в глубь России, в войну втягивались всё новые и новые силы населения, росла ненависть к врагу. Купец Ферапонтов в Смоленске сжигает свой постоялый двор, чтобы ничего не досталось французам. Мужики Карп и Влас не только не хотят продавать врагам сено, но и сжигают его. Толстой показывает, как с момента взятия Смоленска война ста$новится народной. В первой же битве под Смоленском французы столкнулись со всенародным сопротивлением. Князь Андрей говорил: «Мы в первый раз дрались там за русскую землю, в войсках был такой дух, которого я не видел... мы два дня сряду отбивали французов и... этот успех удесятерил наши силы».

Вскоре после Смоленского сражения был назначен новый главнокомандующий русскими армиями - М.И .Кутузов. Его назначение было выражением воли всего народа.

$ а) Показ двух портретов М.И. Кутузова с работы художника Обена и с иллюстрации Шмаринова «Встреча Кутузова с войсками у Царёва - Займища».

Генеральное сражение, определившее исход войны, было дано 7 сентября 1812 года. Изображению его в романе Толстым отведена 21 глава. Писатель изображае$т отдельные участки боя, переносит нас из лагеря русских в лагерь французов, показывает полководцев

Ь) Показ портрета Багратиона

и простых солдат, ряд сцен рисует с точки зрения Пьера, князя Андрея, Кутузова, Наполеона.

2. Изображение Бородинского сражения.

$а) Работа с картой. Расположение войск перед битвой (сообщение ученика)

б) Ход Бородинского сражения.

Проследим за развитием художественной мысли писателя, превращающей отдельные эпизоды в единое грандиозное полот$но.

  1. Для чего было дано Бородинское сражение? «Требование народного сражения...» (ответ по гл. 19 ч.2 т.З с.161)

  2. Вид Бородинского поля в начале сражения. Красота панорамы выражает «торжественность минуты» (чтение фрагмента из романа гл.30 ч.2 т.З)

  3. $ Пьер в «семейном кружке» на батарее Раевского. Истинный героизм рядовых, незаметных участников битвы... (ответ по гл. 31 - 32 ч.2 т.З) - Слово учителя. Солдаты и офицеры батареи выполняют свой долг; всё время все заняты: подносят снаряды, заряжают орудия, делают это с щегольством; всё время все оживлены, все шутят: над Пьером, над собой, над гранатой. И это не легковесность, а проявление стойкости, выносливости. И Пьер, наблюдавший за ними, тоже захотел стать участником боя и предложил свои услуги в качестве подносчика$

Я снарядов. «Солдатом быть, просто солдатом...» - думает Пьер потом. Научиться «сопрягать» свою жизнь с их жизнью. Мучаясь оттого, что кровавость битвы испугала его, Пьер опять мысленно обращается к солдатам. «А они... они всё время до конца были тверды, спокойны... Они не говорят, но делают». «Войти в эту общую жизнь всем

существом, проникнуться тем, что делает их такими. Но как скинуть с себя всё лишнее, дьявольское, всё бремя этого внешнего человека?»

  1. $Наполеон на поле боя. «Роль доктора, который мешает своими лекарствами» (ответ по гл. 33 - 34 ч.2 т.З)

- вывод: Наполеон осознал «ужас неотвратимой гибели» -обратимся к портрету Наполеона

  1. Кутузов на поле боя. «Он руководит «духом армии».

  • Вопрос: объясните слова Толстого: «Он руководит «духом армии»,

$составляющим «главный нерв войны» (ответ по гл. 35 ч.2 т.З )

$ -обратимся к портрету Кутузова

    1. Ранение князя Андрея. «Страстный порыв к жизни...» (ответ по гл. 36 - 37 ч.2 т.З)

    Слово учителя. После ранения он спрашивал себя: «А что будет там и что такое было здесь? Отчего мне так жалко было расставаться с жизнью? Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Ответ подсказал неожиданно увиденный Болконским Анатоль Курагин: « Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам - да, та любовь, которую проповедовал бог на земле, которой учила меня княжна Марья и которой я не понимал; вот отчего мне жалко было жизни, вот оно то, что ещё осталось мне. Ежели бы я был жив. Но теперь уже поздно. Я знаю это!»

      1. $ «Страшный вид поля сражения»

    • $ обращение к репродукции «Бородинская битва» Рубо.

      -звучит фрагмент из симфонии №2 си минор А.П.Бородина «Богатырская»

      • вопрос: за что осуждает Наполеона автор романа? (ответ по гл.38 ч.2 т.З)

      • вывод: за то, что отрёкся «от правды и добра и всего человеческого». Он

      «палач народов».$

      I. Вид Бородинского поля после битвы. «Победа нравственная» (ответ по гл. 39 ч.2 т.З )

      чтение отрывка и$з романа, с. 228 - 229

      • вопрос: как и почему изменилась Бородинская панорама?

      $ Слово учителя.

      Теперь, когда итоги Бородинской битвы определились, кровь также пролилась зря, бессмысленно. «Сражения уже не было. Было продолжавшееся убийство, которое ни к чему не могло привести ни русских, ни французов...

      Несколько десятков тысяч человек лежало мёртвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах. Принадлежащих $господам Давыдовым и казённым крестьянам, на тех полях и лугах, на которых сотни лет одновременно сбирали урожаи и пасли скот крестьяне деревень Бородина, Горок, Шевардина и Семёновского».

      Контраст между войной и миром, между естественной, нормальной жизнью народа и жестоким уничтожением людей становится особенно ощутим, когда перед нами в третий раз возникает Бородинская панорама. Как она изменилась! И мы словно слышим голос самой природы, голос доброго, справедливого неба: «Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнурённых, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: «Довольно, довольно, люди. Перестаньте- Опомнитесь. Что вы делаете?»

      В этом отрывке ( как и в сценах на батарее Раев$ского) опять звучит «ключевое слово» люди: не неприятели, враги, солдаты, противники, а - «люди той и другой стороны». Все они были одинаково измучены, «в каждой душе одинаково поднимался вопрос: «Зачем, для кого мне убивать и быть убитому? Убивайте, кого хотите, делайте, что хотите, а я не хочу больше!» Мысль эта к вечеру одинаково созрела в душе каждого. Всякую минуту могли все эти люди ужаснуться того, что они делали, бросить всё и побежать куда попало». Скромных тружеников войны Пьер видит мёртвыми. Среди жертв этого дня были батарейцы, князь Андрей... А сколько таких же чистых, светлых, добрых людей, сколько истинных, незаметных героев полегло на Бородинском поле!

      $- вопрос: что же дало русским силы, чтобы устоять перед непобедимым врагом и нанести ему смертельную рану?

      ш

      (Нравственное величие мирного народа, лишь под давлением необходимости взявшегося за оружие. Русским дала силы скрытая теплота истинного патриотизма, единение, превратившее их в дружную семью. Толстой утверждает, что в Бородинском сражении русскими была одержана

      «победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве с$воего врага и в своём бессилии». На наполеоновскую Францию «под Бородином была наложена рука сильнейшего духом противника»).

      1. Заключительное слово учителя.

      И Пушкин$, и Лермонтов, и Толстой считали войну 1812 года народной, понимая, что именно народ одержал победу над прежде непобедимой армией Наполеона. Эта точка зрения на Отечественную войну наиболее отчётливо выражена в беседе князя Андрея с Пьером накануне Бородинского сражения. Вспоминая войны 1805-1807г., Болконский утверждает: мы «ходили драться за Австрию и Пруссию, сами не зная зачем». О войне 1812г. он говорит совсем по-другому: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям. И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их казнить».

      Цели Отечественной войны ясны каждому ополченцу, крестьянину, солдату. Общее мнение выражает солдатик, встретившийся Пьеру в Можайске: «Всем народом навалиться хотят; одно слово - Москва. Один конец сделать хотят». Бородинская битва изображается как «народное сражение». «Скрытая теплота патриотизма», разгоравшаяся в душе каждого воина, и общий «дух войска» обусловили победу русских. В Бородинской битве раскрывается подлинная красота$ русского человека.

      1. Итог урока.

      - вопрос: почему, по мнению Горького, нельзя считать себя культурным человеком, если не знаешь творчества Толстого?

      к

      5. Д/з. Из 3-4 т. Найти материал о Кутузове и Наполеоне и написать сочинение-миниатюру 2Кутузов и Наполеон во время Бородинского сражения».$

      -О Кутузове: т.З ч.2 гл. 15-16, 25 ч.З гл.3-4

      Т.4 ч.2 гл. 15-19 ч. 4 гл$. 4-5, 6-9,10-11 О Наполеоне: т. 3 ч.2 гл. 1,14-19,33-34, 38-39

      Т. 4 ч.2 гл. 8-10

    • Post Comment