Конспект урока по Литературе «Храни огонь родного очага» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет») 7 класс

План-конспект урока русской литературы в 7 классе «Храни огонь родного очага» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

$ (Разработка учителя русского языка и литературы МОУ "Кзыл-Чишминская основная общеобразовательная школа" Батыревского района ЧР Сафиуллиной Г.Я.)

Тема урока.

«Помнить – значит жить. (По страницам семейного альбома)» (По рассказу В.Астафьева «Фотография, на которой меня нет»)

$Цели урока.

Побудить учеников к размышлению о том, что такое человеческая память и ее значение в нашей жизни;

подвести к сознанию того, как важно знать свои корни, свой род, так как без прошлого нет будущего;

помочь увидеть мир через судьбу предков.

Высказывания к уроку.

$«Добрая память – залог доброго будущего»

Я.Хелемский, поэт

«Помнить – значит жить»

М.Цветаева

«Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти»

$ Д.С.Лихачев

«Важно воспитывать молодое поколение в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народа, памяти культуры»

Д.С.Лихачев

«Фотография$ умеет в малом отражать великое, в сюжетах и будничной повседневности передавать теплоту человеческих чувств, в мимолетно схваченных бытовых сюжетах затрагивать вечные для искусства темы добра и зла, горя и счастья»

«Наш семейный альбом – это чудесная сказка о волнующих и счастливых событиях нашей жизни»

«Художественная фотография может быть искусством, если не будет похожа на живопись»

$Ход урока.

Учитель.

Тема нашего урока «Помнить – значит жить. (По страницам семейного альбома)». На выбор этой темы меня натолкнули вот эти строки из стихотворения В.Шефнера «Спросил у памяти». Послушайте, пожалуйста.

Стоит ли былое вспомнить,

$ Брать его в дорогу, в дальний путь?..

$Все равно – упавших не поднять,

Все равно – ушедших не вернуть.

И сказала память: «Я могу

Все забыть, но нищим станешь ты.

Я твои богатства стерегу.

Я тебя храню от слепоты…»

И я считаю, что стоит былое вспомнить, ибо без этого не может быть настоящего и будущего.

$

Известный поэт Яков Хелемский говорил: «Добрая память – залог доброго будущего». А известный академик и литературовед Д.С.Лихачев сказал: «Память активна. Она не оставляет человека равнодушным, бездеятельным. Она владеет умом и сердцем человека. Память противостоит уничтожающей силе времени. В этом величайшее значение памяти».

$Раскрыть эту тему мы постараемся на примере рассказа Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет». И это не удивительно – его произведения отвечают на вопросы, которые волнуют всех людей, где бы они ни жили. Как и многих других современных писателей, Астафьева волнует проблема памяти. Память рассматривается им как высшая непреходящая ценность, означающая любовь человека к родной земле, родному языку, природе, родному дому. Давайте послушаем некоторые сведения из биографии В.Астафьева.

Ученик.

Астафьев Виктор Петрович – известн$ый русский писатель. В психологических повестях и романах о войне и современной сибирской деревне, в цикле автобиографических рассказов и повестей о детстве рассказывает о нравственности, добре и зле, о природе, о любви, о счастливом детстве.

Известные его произведения: «Царь-рыба», «Пастух и пастушка», «Кража» и другие.

Учитель.

$Самая сокровенная книга Астафьева – «Последний поклон», где один из рассказов – «Фотография, на которой меня нет». Это книга о детстве. Это книга о памяти. Главы книги вызваны памятью о бабушке, любовью к ней$, желанием загладить перед ней невольную вину. «Бабушка, бабушка! Виноватый я перед тобою, я пытаюсь воскресить тебя в памяти, рассказать о тебе людям». Это последний поклон бабушке, заменившей Виктору отца, утонувшую мать, братьев и сестер – все. Это книга о добре и милосердии, о жизни и смерти, о родителях и детях, о доме и памяти. «Память моя, память, что ты делаешь со мной?» Обо всем этом и будет наш сегодняшний разговор.

Чувство дома… Без него мы как дерево без корней. Без него обрекаешь себя на душевный неуют, тоску, неустроенность. Чувство своего дома неразрывно связана с домом большим, с родиной, землей, где жили предки, чью жизнь продолжаешь ты.

Д$авайте перенесемся в далекие 30-е годы, время трудное и сложное, в обыкновенный деревенский дом (деревня Овсянка)

О чем этот рассказ?

Перед нами короткий, как будто незамысловатый рассказ о том, как деревенскому мальчику из-за постигшей его болезни не удалось сфотографироваться вместе с ребятами.

Расскажите, пожалуйста, какой жизнью живет деревня? Как выглядят ребятишки, запечатленные на фотографии?

$

«Бедновато, шибко бедновато», несмотря на старания родных и знакомых одеть их получше – кого в шубенку, кого в телогрейку.

Опишите школу.

Школа размещается в старом деревенском доме с угарными печами. Ни парт, ни скамеек, ни учебников, ни тетрадей, ни карандашей. Один букварь на$ весь первый класс и один красный карандаш. Это позднее стараниями учителя появились карандаши, краски, учебники – один на пятерых, а потом на двоих.

Расскажите о сельчанах.

Невысока и общая культура сельчан: достаточно прочитать строки о том, как земляки «снимались» на карточку: кто в фанерном автомобиле, кто в шляпе вроде воронь$его гнезда, кто с часами, высунутыми напоказ из рукава (знай наше богатство!), кто, уподобляясь казаку, с кинжалом.

Какое событие происходит в деревне?

Приезжает фотограф.

Как воспринимается приезд фотографа?

Как неслыханно важное событие. По случаю приезда фотографа прерываются занятия в школе, вся д$еревня беспокоится о том, где поселить такую важную персону. В продолжение длинного вечера школьники гужом ходят по селу, обсуждая, кто где сядет, в каком порядке, и как оденется. Неудивительно поэтому, что невозможность принять участие в общем деле оборачивается для мальчика чуть ли не драмой.

Расскажите о бабушке.

– …..

Какие еще другие темы раскрываются в рассказе?

$Заглядывая в далекие годы своего детства, рассказчик находит там высокие нравственные ценности, которые определили жизнь не одного поколения.

Что пишет автор о фотографии?

Хотя нет на этой фотографии самого автора воспоминаний, все равно она для него бесценна. Он говорит: «Деревенская фотография – своеобразная летопись нашего народа, настенная его история».

Учитель.

$Так от заурядного случая, происшедшего с деревенским мальчишкой, писатель выходит в большой мир, ставя вопрос о непреходящей исторической памяти народа.

Да, фотография умеет в малом отражать великое, в сюжетах и будничной повседневности передавать теплоту человеческих чувств в мимолетно схваченных бытовых сюжетах затрагивать вечные для искусства темы добра и зла, горя и счастья.

Фотографии помогают нам помнить о наших предках, о корнях, о своем дет$стве, о самых счастливых событиях нашей жизни, о жизни своей семьи.

Во многих домах, в красном углу, наподобие иконостаса, хранят$ся в скромных рамках лики родных и близких, мертвых и живых. Почти во всех домах есть семейные альбомы. Давайте и мы заглянем туда.

Рассказы учеников о фотографиях, самых дорогих для них.

Учитель.

Известный русский поэт Николай Рубцов в стихотворении «Русский огонек» тоже говорит о семейных фотографиях:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

$Сиротский смысл семейных фотографий.

Огнем, враждой земля полным полна,

И близких всех душа не позабудет.

Чтени$е сочинения ученицы «Страницы семейного альбома»

Учитель.

Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока. Это слова М.Цветаевой «Помнить – значит жить». Какая связь между понятиями память и жизнь? Да, мы должны жить и помнить, помнить о корнях своих, о прошлом, о бабушках, о дедушках. И как зеницу ока мы должны беречь наши старые фотографии, наши семейные альбомы. Это частица нашего родного очага, родного дома.

$Чтение стихотворения Ольги Фокиной «Храни огонь родного очага».

Учитель.

Пусть в вашей жизни будет все: большая удача, светлая любовь, боль$шой мир души, тесный круг друзей, тепло и уют родного дома.

Словарная работа:

Реликвия – вещь, свято хранимая как память о прошлом (семейная реликвия)

Раритет – очень редкая вещь (раритетный)

Скрижали – то, что$ хранит, куда заносятся памятные события.

Домашнее задание: написать сочинение «По страницам семейного альбома»

Post Comment