Конспект урока по Литературе "Литературный замок" 5-6 класс

Чепарёва Елена Васильевна

КГУ «Тобольская средняя школа №116» п.Тобол Тарановского района Костанайской области

Учитель русского языка и литературы

Внеклассное мероприятие по русской литературе. 5-6 класс.

Игра «Литературный замок».

$Цели: способствовать развитию у учащихся мотивации к чтению на основе увлекательной игровой деятельности, умений творчески применять знания в новых ситуациях; развивать творческие способности детей; воспитывать любовь к русской литературе.

Оборудование: декорации с изображе$нием замка, элементы костюмов принцессы, пажей, рыцарей; эмблемы, Указ, жетоны, приз победителю, карточки с заданиями; «волшебные» предметы из сказок: хрустальная туфелька, яйцо в ларце, азбука, 5 золотых монет, красная шапочка, зеркальце, яблоко, золотой ключик.

Ход игры.

Учитель Уважаемые дамы и господа. Сегодня вы присутствуете на увлекательном литературном турнире. Перед нами замок, в котором живет прекрасная принцесса Литературия. Никому еще не удалось покорить гордое сердце этой прекрасной девушки. Эта возможность предоставляется вам, гордые рыцари. Вас ждут увлекательные состязания. Вы готовы к ним? Тогда поклянитесь. Встаньте на левое колено, руку положите на шпагу и повторите клятву:

«Клянемся рыцарями быть!

А значит доброте служить.

$ И сердца дамы добиваться,

Врагу не будем мы сдаваться.

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Представление жюри.

$

Учитель Очередность выступления в состязаниях определит жеребьевка.

(Рыцари выбирают номер жетона)

Учитель Храбрые рыцари! Прежде чем начать состязание, выслушайте Указ прекрасной принцессы Литературии. (Паж зачитывает Указ)

Я, принцесса Литературия, наследница прекрасного замка и неисчислимых богатств, повелеваю:

  1. Турнир на остроумие, смекалку, знания между рыцарями начать в 16 часов.

  2. Каждому рыцарю действовать самостоятельно, подсказок у почтеннейших зрителей не просить.

  3. Через преграды замка не перепрыгивать.

  4. В ответах использовать смекалку, точность и юмор.

Указ действителен на________ (назвать дату проведения турнира)$

Учитель Итак, начинаем состязание. Чтобы с достоинством пройти его, вы должны порадовать светлоокую принцессу знаниями о ее государстве.

  1. Я зачитываю вам отрывок из стихотворения, а вы должны назвать его автора.$

- Была девушка

Белая, как гусь,

Плавная, как гусь на воде. (Павел Николаевич Васильев)

- Под голубыми небесами, великолепными коврами,

$Блестя на солнце, снег лежит. (Александр Сергеевич Пушкин)

- Зима недаром злится, прошла ее пора,

Весна в окно стучится и гонит со двора. (Фёдор Иванович Тютчев)

- В парке плакала девочка: «Посмотри-ка ты, папочка,

У хорошенькой ласточки переломлена лапочка… (Игорь Северянин)$

- Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна. (Александр Сергеевич Пушкин)

- Идет-гудет Зеленый Шум,

Зеленый Шум, весенний шум (Николай Алексеевич Некрасов)

- В море царевич купает коня;
Слышит: «царевич! взгляни на меня!» (Михаил Юрьевич Лермонтов)

  1. $Назовите имя и отчество знаменитых русских писателей и поэтов.

Лермонтов Михаил Юрьевич

Островский Александр Николаевич

Толстой Лев Николаевич

Некрасов Николай Алексеевич

$Чехов Антон Павлович

Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович

Достоевский Фёдор Михайлович

Тургенев Иван Сергеевич

Фет Афанасий Афанасьевич

Учитель Итак, самые смекалистые смогли приблизиться к нашей принцессе. А теперь порадуйте ее слух. Проявите свои музыкальные таланты. Вы, уважаемые рыцари, должны, глядя на иллюстрацию к песне, спеть ее.

  1. «В лесу родилась ёлочка»

  2. $«Калинка-малинка»

  3. «Песенка Красной шапочки»

  4. «Пропала собака»

  5. «Колыбельная»

  6. «Чунга-Чанга»

  7. «В траве сидел кузнечик» $ 

  8. «Оранжевое солнце»

Учитель Самые талантливые смогли преодолеть второе препятствие на пути к прекрасной Литературии. Чтобы выполнить следующее задание, вы должны показать свои хорошие манеры:

  1. Объясниться даме сердца в чувствах при помощи поэта или писателя. Возможно, что прозвучит стихотворение собственного сочинения.

  2. Манеры поведения:

- как правильно приветствовать;

- как правильно сидеть на стуле;

$- как правильно входить в помещение;

- как вести себя во время еды;

$- как правильно разговаривать по телефону;

- как правильно принять подарок.

(Пока рыцари готовятся к испытанию, проводим игру со зрителями)

Игра со зрителями.

Из каких произведений эти предметы:

  1. хрустальная туфелька,

  2. яйцо в ларце,

  3. азбука,

  4. 5 золотых монет,

  5. красная шапочка,

  6. зеркальце,$

  7. яблоко,

  8. золотой ключик.

Учитель Слово участникам турнира. (Выступление каждого участника)

Самые знающие, талантливые и воспитанные приблизились к победе. А теперь принцесса Литературия желает проверить вашу меткость. Кто за 1 минуту ответит на большее число вопросов, наберет больше очков.

  1. Назовите хотя бы одну оперу или балет на сюжеты произведений А.С.$Пушкина. («Евгений Онегин», «Бахчисарайский фонтан», «Пиковая дама», «Мазепа», «Алеко», «Борис Годунов», «Дубровский», «Руслан и Людмила»- всего 12 произведений)

  2. Из какого произведения этот девиз: «Бороться и искать, найти и не сдаваться»? («Два капитана» Каверин)

  3. Как звали главного героя рассказа Тургенева «Муму»? (Герасим)

  4. Назовите хотя бы одну басню Крылова, начинающуюся на букву «К». («Квартет», «Кот и Повар», «Кукушка и Петух» и т.д.)

  5. Чьи это слова: «В человеке все должно быть прекрасно»? (А.П.Чехов)

  6. $Кто из поэтов написал на своем портрете, подаренном Пушкину, слова: «Победителю ученику от побежденного учителя»? (Жуковский)

  7. Какие повести Гоголя озаглавлены словами из 3 букв? («Нос», «Вий»)

  8. Как звали мальчика, которого заморозила Снежная королева? (Кай)

  9. Как звали девочку в известной сказке Ю. Олеши «Три толстяка»? (Суок)

  10. $Как звали соперников Руслана из поэмы «Руслан и Людмила» (Фарлаф, Ратмир, Рогдай)

Учитель Финальное состязание. Попробуйте себя в роли Шерлока Холмса: назовите правильно литературную пару. (Слова записаны на отдельных карточках и перемешаны)

  1. Том Сойер – Гек Финн

  2. Лев – собачка

  3. $Робинзон – Пятница

  4. Руслан – Людмила

  5. Кай – Герда

  6. Вини Пух – Пятачок

  7. Принц – нищий

  8. Мастер $– Маргарита

  9. Дон Кихот – Санчо Панса

  10. Жилин – Костылин

  11. Джульетта – Ромео

Учитель Принцесса Литературия приветствует вас, отважных, находчивых и талантливых. Только вы смогли преодолеть все преграды, вставшие на вашем пути. Но спуститься к вам она сможет после того, как услышит комплименты в свою честь.

(Рыцари произносят комплименты)

Принцесса вручает призы победителям.

$

Список использованной литературы

  1. «Песня о Серке» П.Н.Васильев   http://sashahobby.ru/wp-content/uploads/2012/07/IMG_2674.jpg$

Post Comment