Конспект урока по Литературе "«Маленькая трилогия» А. П. Чехова" 10 класс

Учитель русского языка и литературы

Анарской СШ, Аршалынского р-на,

Акмолинской области

$Тыштыбаева Гульнара Бейсеновна

$Урок литературы в 10 классе

«Маленькая трилогия» А. П. Чехова

$(«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).

Непримиримое отношение писателя к проявлениям

бездуховности, пошлости,«футлярной жизни».

$Счастья нет и не должно его быть, а если

в жизни есть смысл и цель, то смысл

этот и цель вовсе не в нашем счастье,

а в чем –то более разумном и великом.

Делайте добро!

$ А.П.Чехов.Крыжовник

Цели урока:

1.Обучающие. Расширить и углубить представления учащихся о личности Чехова, о пр$облематике его произведений, о сущности чеховского подтекста; помочь понять особенности чеховского стиля, обучить приемам исследования художественного текста.

2. Развивающие. Совершенствовать читательские умения$, в том числе умения анализировать произведение на трех уровнях – фактуальном, подтекстовом, концептуальном, интерпретировать художественные детали, развивать творческое воображение и логическое мышление учащихся.

3. Воспитывающие. Вовлечь учащихся в решение нравственных проблем, в том числе проблемы нравственного выбора.

Задачи$ урока:
Организовать анализ художественного текста так, чтобы учащиеся поняли глубину и сложность нравственной проблематики чеховских рассказов, научились интерпретировать художественные детали в произведении.

Ход урока.

1.Слово учителя
В 1898 году А.П.Чехов создал свою $знаменитую трилогию о «футлярных» людях, которую открывает рассказ «Человек в футляре». Образ «футлярной жизни»,черты которой обнаруживаются в различных произведениях писателя ,связан со страхом перед жизнью. Этот страх, часто бессознательный, заставляет человека совершать те или иные поступки, руководит его поведением.

Эти три рассказа представляют собой трилогию, потому что они объединены рассказчиками. Сначала их только двое: учитель Буркин и ветеринар Иван Иванович со странной$ фамилией Чимша-Гималайский. Историю об учителе Беликове, который «держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет»,рассказывает Буркин.

Во втором рассказе («Крыжовник»), желая укрыться от дождя, охотники пришли к помещику Алехину,теперь рассказчиком становится Иван Иванович,а повествователем в третьей истории (в рассказе «О $любви») является Алехин.

Таким образом, рассказы объединяют трех повествователей, которые меняются ролями: из рассказчиков «перемещаются» в заинтересованных слушателей, высказывают свое мнение , возмущаются, сочувствуют, задумываются и заставляют думать нас, читателей.

Обобщение учителя.
Умер
$чиновник… Мундир – это своего рода футляр, заглянув в который Чехов не увидел человека. Пожалеть, в сущности, некого. Теперь мы уже подг$отовлены к вроде бы безжалостной фразе из более позднего рассказа, входящего в «маленькую трилогию»: «Признаюсь, хоронить таких людей, как Беликов, большое удовольствие». Рассказ называется «Человек в футляре». Как видим, тема «футлярной жизни» начинается еще в раннем творчестве писателя и получает законченное воплощение в «маленькой трилогии», где ключевое слово вынесено в название первого рассказа.

Сообщение темы и цели урока. Запись темы. Постановка проблемы.

Сам Чехов утверждал: «Тогда человеку станет лучше, когда вы покажете ему, каков он есть» (записать).
И в литературе доктор Чехов остается врачом, стремящимся облегчить страдания людей. Что же происходит с человеком, по мнению писателя, и как ему помочь?
Пере$читывая рассказы Чехова, будем руководствоваться указаниями самого писателя. Чехов заявлял: «Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя» (записать). О каком свойстве чеховской прозы надо помнить читателю?

Учащиеся делают попутную опорную запись.

Рассказы

$

«Его врагом была пошлость….» « ….все должно быть как в жизни»

«Учил чутко и великодушно относиться к человеку.»

Беседа по вопросам:

1.Прочитайте эпиграф к уроку.Кому из трех рассказчиков-повествователей прин$адлежат эти слова? Согласны ли вы с этим утверждением? Кто, на ваш взгляд, из трех рассказчиков ближе к авторской позиции? ( иван Иванович Чимша-Гималайский.)

2.Все три рассказа обрамлены прекрасными русскими пейзажами. Какую роль играют картины природы в рассказах? Какое настроение они вызывают?

3.Рассказ «Человек в футляре» вобрал в себя признаки целой эпохи в жизни всей страны за полтора десятилетия. Это была вся Россия эпохи Александра ׀׀׀, отошедшая в прошлое, но еще о себе напоминавшая.

$Почему рассказ начинается и заканчивается скрытым сравнением человека в футляре с деревенской затворницей Марфой, живущей «одиноко в своей берлоге»? (Человек уподоблен животному ,улитке или раку-отшельнику ,которые только на первый взгляд кажутся безобидными .И темные очки Беликова, и калоши с зонтиком в любую погоду-это пока только смешно. Но далее звучит сигнал: «И мысль свою Беликов также старался запрятать в футляр».)

$Слово учителя $Буркин рассказывает : « Было у него странное обыкновение- ходить по нашим квартирам. Придет к учителю ,сядет и молчит, и как будто что-то высматривает….»

Позже ,в ключевой сцене рассказа учитель Коваленко назовет Беликова фискалом. Это название официальной должности ( «чиновник ,наблюдавший за законностью действий учреждений и лиц») приобрело и переносный смысл: «ябедник, доносчик».Беликов олицетворял собою, сам не сознавая этого, страшную силу- громадный государственный аппарат с полици$ей, армией, судами, лжесвидетельствами, тюрьмами, каторгой. Беликов не был платным, штатным доносчиком-он был доносчиком со страху.

4.Прочитайте вслух по ролям сцену прихода Беликова к Михаилу Коваленко,чтобы предупредить о недопустимости катания на велосипеде.Докажите,что в их диалоге каждая фраза имеет свой внутренний смысл.

Работа в группах

Обсуждение рассказа «Крыжовник»

1.О каком «футляре» идет речь во втором рассказе из трилогии – «Крыжовник»? (Сковывающая власть «футляра» сказывается и там, где, казалось бы,каж$дый человек свободен, сам выбирает свою программу,свою жизнь. В рассказе « Крыжовник» речь идет о всей жизни. Втиснутой, как в футляр, в мечту о собственном имении со своим крыжовником. Да и сам рассказчик Иван Иванович Чимша- Гималайский, осуждая своего брата, потерявшего человеческий облик ради осуществления своей мечты, осуждая тех, кто живет рада денег, а потом теряет смысл самой жизни, говорит о себе : «Я уже стар и не гожусь для борьбы, я не способен даже ненавидеть ». Рассказ Ивана Ивановича о брате является одновременно и рассказом о себе самом .Он не может больше молчать ,не хочет ждать, его мысли о жизни, о людях зовут к действию.)$

2..Какова роль пейзажа в рассказе «Крыжовник»? (Пейзаж готовит читателя к мысли, которая является ключевой в рассказе : человеку нужны « не три аршина земли ,не усадьба, а весь земной шар, вся природа ,где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».)

$ Обсуждение рассказа «О любви». Как в нем раскрывается проблема

«футлярной жизни»?

  1. Какие «ложные представления» погубили любовь героев третьего рассказа трилогии ( « О любви»)? ( Страх Алехина ,неуверенность в себе, нерешительность, бо$язнь смелого ответственного поступка.)

  2. Сопоставьте беликовское «ах, как бы чего не вышло!» с поведением героя рассказа « О любви».

  3. Беликов, Николай Иванович, Алехин… Что отличает последнего от двух предыдущих героев? Найдем ключевую деталь.

Про Алехина сказано, что это человек с добрыми, умными глазами. Что мы узнали о глазах Беликова? (Ничего. Он носит темные очки)

Для Николая Ивановича имение с собственным крыжовником – смысл жизни. Почему п$оселился в имении Алехин? (Он начал заниматься хозяйством после окончания университета, чтобы заплатить долги умершего отца, который много потратил на образование сына.)

Как видим даже по одной детали, Алехин выгодно отличается от двух других героев. Алехин сразу производит впечатление глубоко порядочного человека. То, как он выполнял сыновний долг, вызывает уважение. (Вспомним, кстати, что так же благородно поступил Николай Ростов в «Войне и мире», а вот Евгений Онегин отказался от отцовского наследства, обремененного долгами). Но долги давно выплачены, почему же Алехин все так же крутится, как белка в колесе, в своем имении?

$$Обобщение учителя.

Кипучая хозяйственная деятельность стала для Алехина невидимым футляром, в котором он живет по инерции, не пытаясь выйти из этого круга. А зачем? Внешне его жизнь выглядит вполне достойно. А там, за пределами «беличьего колеса», столько проблем, сложностей, столько дорог…

Любовь все же поставила его перед выбором. Почему он сказал Анне Алексеевне о своей любви лишь в последнюю минуту, когда изменить что-либо было уже нельзя?

Алехин убедил себя, что ему некуда вести любимую женщину, он не может дать ей красивую, интересную жизнь, он ведь не артист, не художник, не герой. Убедительны ли$

для читателя его оправдания? Действительно ли выхода, как у белки в колесе, не было?


Обобщение учителя.$

Алехин побоялся выйти из своего футляра, чтобы самому сделать свою жизнь яркой и интересной, побоялся взять на себя ответственность за другого человека. Анна Алексеевна уезжает. Не случайно появляется мотив дороги. Любовь и была дорогой к другой жизни, но Алехин предпочел «вернуться в Софьино», то есть в свой футляр.
«Маленькая трилогия» отразила скрытое «футляром» общее неблагополучие жизни.

Учащиеся делают опорную запись в тетрадях$

Человек- в футляре

$(Почему –«маленькая трилогия»?)

«Человек в футляре»

«Крыжовник»

«О любви»

Футляр защищает от жизни, это символ духовной инертности

$ Футляр = усадьба-идеал покоя, бездумного существования;

Крыжовник- символ плотского, физиологического

счастья

$

Футляр для чувства, для любви. Этот футляр- до неба. Он- символ страха жить не как все, гибели любви, личности.

Нет, больше так жить нельзя. Должна быть широкая ,свободная, более отвечающая назначению человека жизнь.

$

Подведение итогов. Итак, какую правду о человеке сказал Чехов в своих рассказах? Можно ли помочь человеку, нравственно погибающему в своей футлярной жизни?

«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда — болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других»,- говорит чеховский герой.

Сам Чехов и был таким «человек$ом с молоточком», напоминающим человеку о его ответственности за жизнь. Чехов сказал, что «жить в футляре» недостойно человека. А вот как жить достойно – каждый должен решить сам.


Домашнее задание (по выбору).

1.Прочитать рассказ «Ионыч».

$ 2.Ответить на вопросы:

а) Каков духовный мир, каковы взгляды молодого земского врача Дмитрия Ионыча Старцева?

б) Кто виноват ,что не реализовалась любовь?

в)Почему Дмитрий Старцев стал Ионычем ?$

г)Какими приемами создается подтекст, настроение в рассказе, объемность изображения?

Post Comment