Конспект урока по Литературе "Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»" 7 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа с. Хлебновка»$

$

Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

$Интегрированный урок в 7 классе. (Литература + история + ИЗО)

$

Учитель: Елена Игоревна Мельникова,

$учитель русского языка и литературы

Тема: Героизм и самоотверженность, верность боевому товариществу и подвигам во имя родной земли в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

$Цели: 1. Подчеркнуть величие и героику борьбы за свободу Отечества, за чистоту веры, значение чувства товарища, силу воли и духа запорожцев.

$2. Развивать чувство слова, умение выразительно читать отрывки повести.

3. Воспитание уважительного отношения к истории и культуре русского и украинского народов.

Оборудование:

$Электронная презентация;

тексты повести Гоголя «Тарас Бульба»;

карта «Российское государство в 17 – начале 18 века;

репродукция картины И. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»; плакаты с датами;

Ход урока:


Эпиграф к уроку:$

..Поэма о любви к родине, о ненависти

к захватчикам.

В. Г. Белинский

$.

  1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке литературы мы заканчиваем изуче$ние повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба».

  1. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня на уроке мы поговорим о жизни Запорожской Сечи, о борьбе казаков, об их героической смерти во имя жизни Родины, во имя ее свободы. Откройте тетради, запишите число и тему урока. (запись в тетрадях)

Учитель литературы. Сообщение с элементами беседы с учащимися. (частично — под запись).

$

Слайд : «Тарас Бульба» (1835 г.) – результат серьезного увлечения Н.В.Гоголя историей. Повесть имеет две редакции. Впервые вошла в сборник «Миргород» вместе с другими повестями.

$Н.В. Гоголь считал «Миргород» своеобразным продолжением «Вечеров на хуторе близ Диканьки», потому что содержанием сборника по-прежнему служила история украинского народа.

Учитель истории. Слайд1 :В повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» отражены основные события XVI века: на Украине в то время крупными землевладельцами стали польские шляхтичи — «паны», которые вводили в своих угодьях польские законы и насаждали «свою веру» — католицизм.

Основная масса населения Украины исповедовала православие и не ж$елала переходить в католичество: вероотступничество всегда считалось у русского народа страшным грехом. К тому же приход на украинские земли польских панов сопровождался ухудшением жизни народа: у крестьян отнимались лучшие земельные участки, испокон веков принадлежавшие их семьям, многих просто сгоняли с их земли или переселяли на малопригодные для земледелия, неплодородные земли. Для свободных крестьян вводились большие налоги с целью заставить их продать свою землю крупному землевладельцу.

$Слайд 2 :Началась «тихая» экспансия чужой территории1: все украинское, все национальное подвергалось преследованию, насаждались язык, быт и нравы польского народа. Некоторые украинские помещики перенимали обычаи и образ жизни поляков, но народ сопротивлялся отчаянно, как мог противостоял полонизации (Польша на латыни звучит как Полония) и, по возможности, вел против новых хозяев и новой веры открытую борьбу.

Чтобы хоть как-то «перетянуть» на свою сторону украинский народ, польские и украинские помещики под руководством Римско-католической церкви придумали «унию» — «договор» между православными и католиками, по сути новый вариант христианской религии — униатство$. Многие церковные обряды в униатстве внешне напоминали обрядовую сторону православия, но на самом деле униатство было и остается ответвлением от Римско-католической церкви с ее догматами и представлениями о том, как должен жить христианин.

Учитель литературы.Против посягательства на веру и нравственные устои своего народа и выступали украинцы в XVI—XVII веках, против этого же ведет борьбу с «проклятыми панами», «ляхами» вымышленный герой Тарас Бульба.

$Учитель истории. Сообщение учителя с элементами беседы, работа с картой. Рассказ об устройстве, географическом положении и укладе жизни Запорожских казаков.

$Запорожская сечь.

Слайд 3:В повести Н. В. Гоголя описывается Запорожская Сечь — реальный исторический объект, возникший на Украине в Средние века: часто крестьяне западных и срединных областей Украины, спасаясь от польского гнета, уходили на восток, многие селились в низовьях Днепра. Здесь, у Днепровских порогов, на острове Хортица, возник большой укрепленный лагерь казаков и беглых крестьян из Великороссии. (После постройки Днепрогэса в 1940-е годы остров Хортица, как и часть порогов, $ушел под воду.) Их стали называть запорожскими казаками.

Устройство Сечи.

Слайд4:Запорожские казаки обычно окружали свои $лагеря засеками — заборами из срубленных деревьев, заостренных кверху. От украинского слова сечь,(по-русски — засека) самый большой лагерь на Хортице и получил свое название — Запорожская Сечь.

Запорожцы — название условное, так как постоянного населения в Запорожской Сечи не было: как правило, по весне собиралась основная масса казаков в Сечи, объединялась в курени — своего рода отряд, живший в одном шалаше (курень $— шалаш), избирала своего куренного атамана. Для лучшего управления таким сборным населением курени объединялись в станы, или коши, которые возглавляли кошевые атаманы. Все дела Сечи решались на общем собрании — раде. Многие запорожцы занимались скотоводством, охотой или различными ремеслами, р$еже — земледелием. Чаще они уходили в дальние походы в Польшу или Крым, в турецкие города или татарские поселения на Черноморском побережье. Идеализировать запорожцев не стоит: походы их были грабительскими, в духе Средневековья. Однако к концу XVI века гнет Польши стал невыноси$м для населения всей Украины, поэтому запорожские казаки, беглые крестьяне и население порабощенных областей активно выступили против экспансии поляков: нападали на польские земли, на их место» своих помещиков.

Учитель литературы. Это время- исторической катастрофы, меняющей прошлый уклад жизни, формирующей новые качества характера человека,

Живущего в условиях вражеских набегов, качества, помогающие выжать, защититься, довольствоваться малым.

Учитель истории. Слайд 5:Так длилось почти сто лет. Во второй половине XVII столетия Украина добровольно п$рисоединилась к Московскому государству (1654 год). Теперь сильное православное государство защищало интересы своих граждан, большинство из которых были украинцами — родственным русскому народом.

1 Экспансия (лат. expansio) — расширение, распространение границ или влияния з$а первоначальные пределы, напр.торговая экспансия — захват новых рынков. — (Новейший словарь иностранных слов и выражений.)

Вывод:

- Почему же Н. В. Гоголь использовал в своей повести реальные исторические события?

-(Он хотел показать истинных героев той исторической эпохи, бесстрашных защитников своей родины и своей веры. Но приукрашивать их он не стал и не скрыл их зачастую свирепые дела).

$Физминутка.

3.Работа по тексту повести.

Беседа с классом:

-Что и как говорит автор о Сечи и запорожцах? -Что вы$ узнали об обычаях, принятых в Сечи? -Как себя чувствовали Остап и Андрий в Сечи?

-Какова роль описания Запорожской Сечи и ее обитателей в структуре всего произведения? -Что считает автор главным, а что — второстепенным в характере запорожцев?

4. Рассматривание репродукции картины И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану».

Учитель ИЗО. Слайд 6:Беседа по репродукции картины И. Репина «$Запорожцы пишут письмо турецкому Султану».

Что общего между повестью Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» и картиной И.Е.Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ?

Полотно «Запорожцы, пишущие письмо турецкому султану» - одно из самых значительных исторических произведений Репина – было написано в 1878-1891 гг. Картина описывает исторический факт, когда в ответ на предложение турецкого султ$ана Махмуда IV перейти к нему на службу запорожцы сочиняют послание, полное издевательской насмешки и дерзкого вызова.$
Слайд7 :В картине нет главного героя, здесь представлено огромное количество запорожцев. Каждый образ по-своему колоритен, каждый обладает исключительной выразительностью и индивидуальностью, и каждый – подобен настоящему богатырю и словно сошел со страниц «Тараса Бульбы» Гоголя. Великолепно написаны аксессуары – вооружение, костюмы, трубки, фляги для вина, украинская бандура…Запорожцы пишут ответное послание турецкому султану, который предложил перейти им на свою сторону. Стоит ли говорить, что запорожцы не стесняются в выражениях, составляя текст письма.

В центре композиции «ученый» человек, пожалуй, единственный грамотный среди собравшихся. Вероятно, это семинарист. Почетная должность ему явно приносит удовольствие.

$ Над «секретарем» навис казак средних лет с трубкой в руках. Он хмурится, обдумывает очередную бранную фразу, призванную побольнее уколоть и оскорбить османского владыку. Рядом с ним казак, который вот-вот прыснет со смеху. Следом – не стесняющийся своих эмоций, хохочущий казак. Здесь собрались как пожилые казаки, так и совсем юные. Последние испытывают радость и ликование от того, что принимают участие в таком исторически важном событии. Они не смеются так открыто, как бравые воины, одна$ко всячески стремятся продемонстрировать свою удаль и остроумие.

Однако лишь на первый взгляд все казаки настроены весело. Среди них встречаются фигуры настороженные, настроенные скептически. Они здраво оценивают последствия отправки этого письма, предвидят кровоп$ролитные сражения. Но подобные настроения не являются доминирующими.

Общая атмосфера полотна – это веселье, удаль и отвага, уверенность в своем народе и собственных силах, нежелание подчиняться врагу.

Эти гордые и свободолюбивые люди, в одинаковой степени дороги и близки как $Гоголю, так и Репину.

5. Работа с классом по группам. Класс делится на несколько групп, которым даются вопросы для обсуждение.

- Зачитайте эпизоды, где автор говорит о вере, патриотизме, товариществе, вольности и прокомментируйте их.

$- Расскажите, где находилась Запорожская Сечь. Как изображено предместье Сечи в повести Гоголя?

- Расскажите, как казаки готовились к бою под Дубно. Что вы можете сказать об их воинском умении?

- Почему войско казаков разделилось надвое? Что послужило тому причиной? Какой неписаный закон соблюдали ушедшие казаки?

- Как, п$о вашему мнению, можно было решить проблему: идти вслед за татарами, чтобы спасти пленников, или оставаться под стенами города Дубно, чтобы тоже спасти пленных и отомстить за поруганные святыни? И можно ли в принципе ее решить?

- Что было, по мнению Гоголя, источником героизма казаков?

(Любовь к Родине, к своим товарищам, желание отстоять свою независимость и свою православную веру.)

- По какой причине Тарас и Остап оказались отрезанными от основного войска?

(Казнь Андрия.)

- Почему бой под Дубно был проигран запорожцами?$

Вывод.

Страна крепка, пока люди$ ее живут одной идеей,«дышат одним духом», так же как Запорожская Сечь была крепка духом товарищества. В то же время этот дух товарищества не мыслим без православной веры(соборность) и любви к своей Родине — России (Тарас и казаки воспринимают Украину как наследницу и продолжательницу дел Древней Руси). 6. Конкурс чтецов (речь Тараса о товариществе). “Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и князья, князья русского рода, свои князья… Всё взяли бусурманы, всё пропало. Только остались мы$, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая так же, как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чём стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит своё дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь своё дитя. Но породнится родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей”.

7.Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.

$Рефлексия.

 Задание.

 Запишите букву, если это утверждение к концу занятия к вам относится.

 Р - работал с удовольствием.

 У - у меня многое получилось.

 К – кое-что казалось сложным, но я старался найти ответ.

$  О - одноклассники доставили удовольствие своей работой.

 - Из этих букв сложите слово. Что получилось? Урок.

Слайд8:$Два великих художника: писатель Н.В. Гоголь и живописец И.Е.Репин- посвятить свои произведения Запорожской Сечи. Картина Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», созданная значительно позже повести «Тарас Бульба», сохраняет дух гоголевской казачьей вольницы, повествуя о храбрости и сплоченности казаков.

$

8.Выставление оценок. Задания на дом.

Письменная работа (сочинение по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»):

«Тарас Бульба — народный герой»;

$«Патриотизм повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“»;

«Героические образы повести Н. В. Гоголя „Тарас Бульба“».

Post Comment