Конспект урока по Литературе "Плавать по морю необходимо" 9-11 класс

$

  1. Ф.И.О. автора материала: Захарова Надежда Ивановна

2. Место работы (название образовательного учреждения): Муниципальное образовательное учреждение Новомалыклинская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза

М.С. Чернова, с. Новая Малыкла Ульяновской области

3. Должность автора: учитель русского языка и литературы$

$

$

Современные художественные произведения отечественных авторов на уроках литературы.

Читательская конференция «Плавать по морю необходимо»

(по рассказу А. Костюнина «Кулежма») для 9-11 классов

Цели:

$ образовательная - познакомить учащихся со спецификой рассказов

А Костюнина;

развивающая - продолжить формирование навыков анализа художественного (прозаического) произведения; создать условия для развития таких мыслительных операций, как анали$з, синтез, сравнение, обобщение; для обогащения словарного запаса; развития устной речи учащихся;

воспитательная – способствовать воспитанию нравственности, духовности; внимательного отношения к людям, чуткого отношения к природе.

$

Оборудование: тексты рассказа А.Костюнина «Кулежма», портрет писателя с краткими биографическими сведениями.

Содержание коференции$

Эпиграф: «Плавать по морю необходимо»

  1. Вступление учителя

Что оставляет человек в наследство потомкам? Недвижимость? Рукописи? Долги? Богатство? Мало ли чего… Александр Костюнин, посвящая свою «Колежму» сыну Леониду, завещает в наследство уроки, раб$оту над ошибками, которые поневоле допускаются в жизни каждым.

Это – самое богатое наследие, ибо именно опыт предшественников есть залог мудрости новых поколений.

  1. Слово о писа$теле

Александр Викторович Костюнин (родился 25 августа 1964 года в Карелии) - член союза писателей РФ, председатель Совета директоров стратегического предприятия России ОАО «Судостроительный завод «Авангард». В 2007 году   получил   Диплом 1-ой степени за книгу рассказов «В купели белой ночи», звание лауреата премии им. А.И.Куприна и памятный знак «За вклад в русскую литературу. В 2008  г. ему вручена    Премия в номинации «Лучшая книга года. Повести и$ рассказы (малая проза)» за книгу «В купели белой ночи»

  1. Обсуждение рассказа

1. На фоне какой природы разворачивается действие? И случайно ли это?

Природа накладывает свой отпечаток на человека: на его внешность, привычки, разговор, правила, которыми он руководствуется в жизни. Север, Белое мор$е – суровый край, немноголюдный. Может быть, поэтому герои - Сергей Буров, Савва Никитич Некрасов, Василий Шумов – как сквозь увеличительную призму, нарисованы крупными, но точными и четкими штрихами, и «в душе – никаких темных закутков». И если вместо имени кого-то зовут Капитан, значит, есть за что, и это не обсуждается.

2. Что особенно запомнилось рассказчику?

Лосиная охота на Мягострове, что более чем в четырех часах полного ходу от Колежмы в Белом море, надолго зап$омнилась автору.

3. Давайте проследим за настроением героя. Как меняется оно по ходу путешествия?

$

Увеселительным путешествием представляется ему вначале поездка. Повествование просвечено легким, веселым настроением, что проявляется в остроумных, метких замечаниях по поводу истории с мотоциклом: «Матерки осколочными минами летели через весь поселок по навесной траектории и кучно ложились рядом с Васькой». Даже некоторое высокомерие образованного человека слышится во фразе: «…как же я с ним общаться буду? Он же толкует не по-русски». С усмешкой воспринимается то, что Савва перед выходом в море трижды перекрестился. Ответ Саввы «Кто в море не хаживал – Богу не маливался» пока осознанно не воспринимается. Набожность Саввы вызывает лишь усмешку: «Дума$ешь, поможет? – осклабился я». Пока – лишь своеобразная экскурсия городского жителя по Белому морю.

Но постепенно в охотнике просыпается азарт. И, несмотря на то что рога над подлеском «плывут», что лось –«Великан!», не успев как следует рассмотреть лесного красавца, охотник плавно спускает курок. «Е-е-есть! Ловко мы его!»

4.$ Почему цель охоты – поражающий выстрел в лося – не приносит ожидаемой радости?

И - метаморфоза – «Привычного чувства азарта и радости я не испытывал». «Гармония, веками создаваемая, была нарушена одним выстрелом». Савва Никитич немногословен: «Это хозяин тайги! Не надо было его стрелять. Зря я вас сюда привел…». Именно это – причина гнетущего молчания со стороны поморов, а с другой стороны – «Голову с огромными, тяжелыми рогами в двенадцать отростков я взял себе трофеем».

$

  1. То, что происходит потом, можно расценить по-разному. Почему Саня вызвался по мерзлой воде достать карбас?

$ Ну уж, конечно, не потому, что «дело привычное». Желание хоть как-то загладить свою вину, что не увидел в лосе «хозяина»? Убедить, что не «зря» его взяли с собой на охоту? Или доказать всем, в том числе и себе, что он серьезный, стОящий, надежный человек, готовый пожертвовать собой ради других? А может быть, сбалансировать чувство досады, появившееся после охоты?

  1. Обратите внимание на элементы описания природы в заключительной части рассказа. Какова их художественная и смысловая роль?

$ «Вдоль горизонта растянулась длинная полоса зари, предвещая перемену погоды». Произошло крещение водой Белого моря. Пред нами уже не городской житель, приехавший развлечься. Родился ПОМОР. Исчезла излишняя словоохотливость. Разговоры уступили место действиям. Малопонятные, хотя и русские, «северные» слова звучат и воспринимаются уже по-другому. Понятнее и драгоценнее их сейчас нет.

  1. Какие литературные ассоциации у вас возникали при чтении этого рассказа?

Вспоминается «Господин из Сан-Франциско» И.А.Бунина, «Царь-рыба» В.П.$Астафьева …

  1. Вот он, поединок между человеком и природой. Неужели наказание неотвратимо?

Даже Капитан растерянно произносит: «Чертовщина какая-то! Не могла вода за два часа так подняться». Ночная горячка, смешались сон и явь: крик ворона, копыто лося, пробивающее грудь, острая боль. Бушует, ре$вет разгневанное Белое море. Но и это не наводит охотников на догадку, что мстит стихия. Лосиная голова с рогами, уложенная поверх всего – это ли не вызов природе? И не случайно, именно Саня чувствует на себе чей-то пронзительный взор - жесткий, мстительный взгляд лосиной головы. Поединок между ч$еловеком и природой ожесточенный, но человек лишь спасается – «Забившись в нос, я уцепился двумя руками за борта, чтобы только не выпасть…», а волны лютуют. Нет, не зря на поморской иконе «Страшный суд» ад изображен Студеным морем. И в этом мраке взбесившейся стихии Саня, так легко поначалу воспринявший поход в море, чувствует свою беспомощность перед Высшей Силой и, словно язычник, заклинает Белое море помиловать людей.

9. Действительно ли произошло крещение Сани Белым морем? И в чем его целительная, обновляющая сила?

$

Новым взглядом он видит Савву – настоящего Капитана, в глазах которого нет страха. Будто Капитан-идол на «Атлантиде», он чувствует стихию и снисходительно принимает ее, понимая, как мелочны в сравнении с ней люди с их страстями. Капитаны уважают море, хо$тя «оно само на посылках».

IV Заключение

Обратимся к названию конференции и эпиграфу. «Плавать по морю необходимо». Как в целом звучит это древнее латинское изречение? В чем его смысл применительно к рассказу «Кулежма»?

Надо было пойти в море, надо было случиться этой охоте, чтобы пережить чувство невероятной силы – чувство открытия Истины. Необходимо в мельчайших подробностях, словно сквозь «волшебные стеклышки», вспомнить, детально проанализировать посланное Высшим Разумом испы$тание, ставшее уроком, чтобы молодежь поверила и была бы мудрее своих отцов. Хотя каждому Добро, Зло, Любовь, Ненависть - Истина открываются по-своему…

Post Comment