Конспект урока по Литературе «Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро» 6 класс

Урок литературы в 6 классе по теме:

«Поэтический анализ стихотворения А.Фета «Уснуло озеро».

Цели и задачи:1.Уточнение, закрепление и приведение в систему полученных ранее зн$аний об анализе стихотворения.

  1. Проверка сформированности умений и навыков учащихся
    по осмыслению художественного текста, работа над
    лексикой стихотворения.

  2. Овладевание методикой быстрого заучивания поэтического
    произведения

Тип урока: Урок-исследование.

$ Ход урока:

I. Оргмомент.

II. Cообщение темы и цели урока.

Сегодня мы обратимся к анализу стихотворения А.Фета «Уснуло озеро». Это стихотворение о природе. Мы научимся осмысливать художественный текст, сделаем поэтическую зарисовку текста, поработаем над лексикой стихотворения. Заучивая наизусть стихи, вы всегда испытываете трудности при работе с текстом. Сегодня, воспользовавшись оригинальной методикой, к концу урока многие запомнят это стихотворение наизусть. Проверим? Итак, мы

приступаем к работе с текстом, я читаю медленно каждый абзац, вы внимательно слушайте и вникайте в смысл.

$III. Работа с текстом стихотворения.

1. Первая строфа:

Уснуло озеро, безмолвен черный лес.

Р$усалка белая небрежно выплывает.

Как лебедь молодой,

Луна среди небес скользит,

И свой двойник на влаге созерцает.

Чертим вот такую схему в виде креста:

Свет (мир) Звук

Цвет Запах, температура,

$внутреннее состояние героя.

2. Сейчас я еще раз внимательно прочитаю строфу и мы попытаемся
сделать небольшой анализ. (Я читаю).

На доске опять делается схема и вместе с учащимися мы ее заполняем.

$ Небо, звезды, луна, всплеск от озера, тишина ночи

озеро, берег,русалка,

ночь.

Черный, белый, желтый, свежести, травы, воды, рыбы серебро воды,темно-синий

3. Работа со словарем .

-Вам встретились в тексте непонятные слова. Давайте с помощью словаря разберемся со значениями этих слов.

Безмолвен -спокойный, мирный, исполненный тишины.

$Русалка- сказочное существо (описать русалку вместе с детьми) Небрежно- нехотя, с нежеланием что-то делать.

Скользит- двигается плавно.

Двойник- зеркальное отражение, очень похожи.

Влага- вода, поверхность озера или реки.

Созерцает- долго и внимательно смотрит, рассматривает, любуется собой.

$ Вопрос: Чьими глазами мы видим мир стихотворения? И что по-вашему делает лирический герой?(Стоит. сидит или лежит! Еше раз зачитывается четверостишье.

4. Я зачитываю вторую строфу стихотворения:

Уснули рыбаки у сонных огоньков,

Ветрило бледное не шевельнет ни с$кладкой.

Порой тяжелый карп плеснет у тростников,

Пустив широкий круг бежать по влаге гладкой.

-Заново чертим схему для второй строфы и проделываем с

классом такую же работу, как и с первым абзацем.

Рыбаки ,тростник, плеск карпа ,посапывание

ветрило, огоньки костра, рыба$ков

котелок с ухой, круг на воде

желтые и синие огоньки от запах тепла, костра и ухи$

костра, черная вода, серебро тепло летней ночи и приятная озера

5. Работа со словарем:

Ветрило- парус (устаревшее).

Складка- опущенный парус.

Плеснет- ударять чем-либо плашмя (карп это сделал хвостом).

Вопрос: А где сейчас находится лирический герой и что он делает? (Лирический герой во второй строфе лежит рядом с рыбаками и наблюдает за ними взглядом).

Я еще раз зачитываю вторую строфу стихотворения классу.

6. Работа с третьей строфой стихотворения.

Как тихо. Каждый звук и шорох слышу я... Но з$вуки тишины ночной не прерываю, Пускай живая трель лежа у соловья, Пусть травы на воде русалки колыхают.

Учащиеся самостоятельно делают анализ третьего четверостишья по данной схеме устно.

7. Работа со словарем:

Трель- переливчатый звук, употребляемый в музыке. Колыхают-слегка качаются, колеблет$ся.

Не прерывают-не останавливается.

Вопрос: Рассказать, что в данную минуту делает наш лирический герой. ( Лирический герой з$акрыл глаза и приготовился ко сну, этот мир мы уже не видим, а слышим вместе с ним. Жизнь не закончилась, она продолжается и в этом нас убеждают слова «пускай» и «пусть».) Затем зачитывается третья строфа стихотворения, а потом полностью все стихотворение.

IV. Работа с лексикой стихотворения:

Задание № 1.

Посчитать в тексте гласные и согласные. Чего больше?

Задание №2.

Посчитать количество глаголо$в и существительных.

Задание №3.

Правильно написать строчку стихотворения из данных слов.

Рыбаки, у, огоньков ,сонных, уснули.

Дзадание:

Выучить наизусть стихотворение и описать в тетради мир лирического

героя.

Например: В этом стихотворении рассказывается о том, что рыбаки

приехали на рыбалку к озеру. Было лето, от озера веяло приятной летней

прохладой. Рыбаки наловили рыбу, развели костер, сварили уху и

$ приготовились ко сну. Лирический герой прилег вместе с рыбаками

отдохнуть. Увидел русалку, небо, звезды

На 60 слов стихотворения приходится 11 глаголов. Движение медленное, мир в дреме, но полон жизни.

Post Comment