Конспект урока по литературному чтению "К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»" 1 класс

Родионова Людмила Михайловна

учитель начальных классов

МОУ СОШ с.Стегаловка

Долгоруковского района

Липецкой области

Литературное чтение в 1 классе.

Тема. К.Д.Ушинский. Сказка «Лиса и Козёл»

УМК «Планета знаний»

$Тип урока: урок получения новых знаний

Вид урока: традиционный

Цели: знакомство со сказкой К.Д.Ушинского «Лиса и козёл»

Задачи:

1. Совершенствование навыка чтения целыми словами$, развитие умения
работать с текстом.

2. Упражнение в выразительном чтении диалога действующих персонажей,
обучение умению давать оценочные суждения героям сказок; умению слушать
и слышать своих товарищей,

3. Воспитание интереса к произведениям писателя

Оборудование: учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение» 1 класс, рисунки лисы и козла, пословицы, карточки с характеристикой героев, карточки с личи$ками: грустное, серьёзное, весёлое, портрет К.Д.Ушинского. Плакат «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «В мире много сказок добрых и смешных, и прожить на свете нам нельзя без них», компьютер, проектор, магнитофон.

Ход урока:

$1. Организационный момент. (слайд 1)

Учитель: Прозвенел звонок, начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Игра «Обмен настроением»

Учитель: Улыбнитесь друг другу.

Тому, кто улыбается, смеется,

Все в жизни удается.

- А какое у вас сейчас настроение?

- Я очень рада видеть ваши весе$лые глазки. Вижу, что вы готовы к работе.

2. Фонетическая зарядка.

Учитель:  Итак, мы начинаем урок литературного чтения как всегда с
фонетической разминки, чтобы наш язычок всё правильно
выговаривал.

1. Споем песенку гласных (с разным ударением) А-У-И-О-Ы

(написано на доске)

(слайд 2)

2. Скороговорка «Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз"

(далеко, ближе, близко) (одними губами, тихо, громко)

3. Чистоговорка (слайд 3) $(хором)

- Жи- жи- жи - сказку расскажи.

- Ша-ша-ша - сказка хороша.

- Ву-ву-ву - сказка наяву.

$

- Ра-ра-ра - нам читать пора.

3 Актуализация знаний. Постановка целей урока.

$Учитель: Ребята, вы любите сказки читать? (слайд 4) Какие сказки мы читали на уроках? Назовите из них те, которые больше всех вам понравились. К каким сказкам они относятся?

Ученики: К народным (слайд 4)

Учитель: Чему учат сказки?

Ученики: Эти сказки учат добру, честности, смелости, трудолюбию.

Учитель: Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с произведениями нового
раздела. Откройте книгу на с.81. Прочитайте, как называется раздел?

Ученики: Авторские сказки (слайд 4)

Учитель: Как вы, думаете, это какие сказки?

Ученики: Это сказки, которые написал автор.

Учитель: Давайте вспомним, какие сказки относятся к народным, а какие к
авторским?

Интеллектуальная игра “Угадай-ка!” (слайд 5-6)(лайд)ым)ближе, близко)99999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999999далеко, ближе, близко"$

Знаете ли вы сказочных героев, которые нарисованы на этом слайде? Из какой он сказки?

К какой сказке она относится? Народная или авторская? Кто автор?

4. Изучение нового материала.

Учитель: Начнем изучение авторских сказок с изучения сказки известного писателя – Константина Дмитриевича Ушинского. (слайд 7)

$К. Д. Ушинский детство свое провел на Украине в маленьком городке Новгород-Северске и учился в тамошней гимназии. Пос$ле гимназии Ушинский учился в Московском университете и стал учителем.

Ушинский очень любил детей и очень им сочувствовал: учиться им было трудно. Учебники, по которым они учились, были скучными и непонятными. И Ушинский решил написать для детей учебник, по которому детям было бы учиться легко и интересно. (слайд 8) Он составил два таких учебника для начальной школы. Они назывались «Родное слово» и «Детский мир». В этих учебниках было все понятно, и рассказы были такие интересные, что, если их начнешь читать, то не оторвешься.

Вот эти книги Ушинского я советую вам прочитать.

(обратить внимание на выставку книг писателя)

В свои книги Ушинский поместил сказки. Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам.

Учитель: Давайте послушаем одну из этих сказо$к.

- А о ком она будет, угадайте в загадке. (слайд 9)

Посмотрите-ка, какая –
Вся горит, как золотая.
Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (лиса)

$- С бородой, а не старый,

с рогами, да не бык,

с пухом, а не птица. (козел) (вывесить картинки)

Учитель: Как вы думаете, о чем будет эта сказка?

Ученики: Возможно о дружбе лисы и козла.

Учитель: Настало время познакомиться со сказкой “Лиса и козел”. Отложите книги на край парты, сядьте удобно.

(слушание аудиозаписи сказки на магнитофоне и рассматривание слайдов (10-16)
Остановка посередине, после слов Козла – «Вкусная ли водица?»)

Учитель: Как вы думаете, что ответит Лиса Козлу?

Ученики: Лиса ответит козлу, что вода вкусная.

Учитель: Что произойдёт дальше?

Ученики: Козёл попросит воды попит$ь, прыгнет в колодец, вытащит лису.


Учитель: Послушаем и выясним кто прав.

5. Проверка первичного восприятия текста. (слайд 17)

Учитель: Понравилась ли вам сказка?  А что особенно запомнилось? Почему
лиса попала в колодец?

Ученики: Лиса попала в колодец, потому что не смотрела под ноги.

Учитель: А зачем заглянул туда Козёл?$

Ученики: Ему интересно было, пить захотел.

Учитель: Как лиса объяснила козлу свое пребывание в колодце? Зачем она
обманула козла?

Ученики: Потому что хитрая была.

Учитель: Почему козел поверил ей? $

Ученики: Потому что глупый, доверчивый.

Учитель: Хорошо ли поступила Лиса?

Ученики: Лиса поступила плохо, не правильно.

Учитель: А как бы поступили вы?

Ученики: Попросили помощи. ЗАРЯДКА ДЛЯ ГЛАЗ.

6. Чтение произведения детьми.

Учитель: Давайте почитаем эту сказку вслух по цепочке и найдем непонятные
слова.

(чтение детьми)

Учитель: Какие слова требую объяснения?

Ученики: На ворон зазевалась, от нечего делать$, прыгнул сдуру, насилу отыскали. (слайд 18)

7. Работа в группе по карточкам,

(дети выбирают характеристику героя, затем крепят на доску под рисунками лисы и козла)

Учитель: Что можно сказать о Лисе? Выберите подходящие слова.

(хитрая, лживая, коварная – в словаре, грубая, справедливая,).$

Учитель: Какой был Козел? Выберите подходящие слова.

(глупый, доверчивый, находчивый, упрямый, самовлюблённый – в словаре)

Учитель: Какие слова требуют объяснения?

Ученики: Коварная, самовлюблённый.

Учитель: Где найдёт ответ? (работа со словарём)
Кто из героев вам больше всего понравился?

$Ученики: Лиса, козёл, никто не понравился, оба плохие.

8. Физминутка

9. Чтение по ролям

Учитель: А теперь, попытаемся прочитать по ролям. Сколько действующих лиц? (чтение по ролям)

$Учитель: В начале сказки написано: “Идет козел, умная голова…” Кто так думает,
что у козла “умная голова”: другие животные и люди или сам козел? (слайд 19)

Ученики: Так думает сам козёл.

Учитель: Всерьез или с насмешкой Ушинский сказал о козле “умная голова”?
Как назвала Лиса Козла? Почему?

Ученики: Бородатый дурень, потому что у него борода, и он глупый.

Учитель: Какой совет дали бы козлу?

Ученики: Быть осторожнее, не гулять далеко от дома, не верить лисе.

Учитель: Чему может научить эт$а сказка?

Ученики: Нужно всегда думать головой.

10. Работа с пословицами. (Пословицы написаны на листочках и закреплены
на доске)

За глупой головой и ногам плохо.

Голова дана для того, чтобы думать.

Лисица семерых волков проведет

Учитель:$ Подходят эти пословицы к сказке? Как их понимаете?

11. Итог. Рефлексия.

Учитель: С какой сказкой познакомились?

Ученики: Лиса и козёл.

Учитель: Кто автор этой сказки?

Ученики: К.Д.Ушинский.

Учитель: Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. (слайд 20)
Какой урок вы вынесли из этой сказки?

Ученики: Сначала нужно подумать, а потом делать что-то.

Учитель: Если вам понравилась ваша работа на уроке – выберите улыбающееся
личико.

- Если не совсем довольны своей работой – выберите грустное личико.$

- Если считаете, что могли бы работать лучше – выберите серьёзное личико.

- Спасибо за урок! (слайд 21)

Список используемых источников:

$1. Кац Э.Э. Учебник Литературное чтение 1 класс – М.: АСТ, Астрель, 2009

2. Кац Э.Э. Обучение в 1 классе по учебнику «Литературное чтение» - М.: АСТ, Астрель, 2009

3. Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Дидактические карточки-задания по литературному чтению. 1 класс - М.: АСТ, Астрель, 2007

Приложение.

Карточки, характеристиками героев.

Для лисы Для козла

$коварная

глупый

хитрая

доверчивый

$

лживая

находчивый

$

грубая

упрямый

справедливая

самовлюблённый

$

Post Comment