Конспект урока по литературному чтению "Корней Иванович Чуковский"

Составил: библиотекарь –педагог

Абатурова И.А.

Библиотечный урок.

Тема: Корней Иванович Чуковский

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэта.

Задачи: 1. Привлечь внимание учащи$хся к чтению.

2. Развить внимание, сообразительность, логическое мышление, творческую инициативу.

3. Оформить выставку по персонажам произведений К.И. Чуковского.

$

.

Ход библиотечного урока:

Библиотекарь: Здравствуйте ребята! Очень рада вас видеть. Сегодня мы с вами совершим небольшое путешествие. В страну сказок К.И. Чуковского.

Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы отгадаете как оно называется.

А у наших у ворот

Чудо- $дерево растет.

Чудо, чудо, чудо расчудесное!

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем,

А чулки да башмачки,

Словно яблочки!

Мама по саду пойдет,

Мама с дерева сорвет

Туфельки, сапожки,

Новые калошки.

Папа$ по саду пойдет,

Папа с дерева сорвет

Маше - гамаши

Зинке - ботинки

Нинке – чулки

А для Мурочки

Крохотные голубые

$ Вязанные башмачки

И с помпончиками!

Вот какое дерево

Чудесное дерево!

Библиотекарь: молодцы ребята это стихотворение «Чудо – дерево»

Библиотекарь: а сейчас я еще вас проверю, будьте внимательнее.

Библиотекарь: У меня зазвонил телефон. $Кто говорит?

Дети: Слон

Библиотекарь: откуда?

Дети: от верблюда.

Библиотекарь: Что вам надо?

Дети: шоколада.

Библиотекарь: Ребята откуда вы все знаете?

Дети: Из книги Чуковского «Телефон»

Библиотекарь: Правильно ребята все эти стихи и многие другие сказки для вас написал Корней Иванович Чуковский.

$

Показ презентации

Коля Корнейчуков родился 31 марта 1882 года. Хотя семья жила очень бедно, матери все же удалось отдать детей в гимназию. Но из пятого класса гимназии Николай был исключен (по «закону о кухаркиных детях»). Ему пришлось перепробовать много профессий: он помогал рыбакам чинить сети, клеил на перекрестках афиши, помогал малярам красить крыши. Но каждую свободную минуту он бежал в библиотеку и читал «запоем и без всякого порядка»

Экзамены за гимназический курс он сдал экстерном и самостоятельно выучил английский язык.

С 1901года он стал печататься в газете «Одесские новости»

Из своей длинной фамилии «Корнейчуков» он придумал литерат$урный псевдоним « Корней Чуковский»

Его мать, Екатерина Осипова Корнейчукова, - крестьянка Полтавской губернии, отец- петербургский студент. Отец рано покинул семью, и Екатерина Осиповна с двумя детьми переехала жить в Одессу.

В 1903 году редакция газеты направила Чуковского корреспондентом в Лондон, где при удобно$м случаи он посещал лекции библиотеку, Белинского музея.

В 1905 году Чуковский возвратился в Россию, печатается в московском журнале «Весы» .Затем переезжает в Петербург, где сотрудничает « в тысяче изданий» и постепенно входит в круг петербуржских литераторов.

Чуковский был наделен не только литературным талантом, но и огромным трудолюбием, и его без сомнения можно отнести к одним из тех людей, кого

по- английски называют «self made man»-

«сам себя сделавший человек».

«….Маленьким его друзьям «от двух до пяти» он казался великаном, настоящим добрым волшебником из сказки: громадный, громкоголосый, не похожий ни на $кого, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого, для маленького и большого, шутку, смешную присказку, звонкое слово, громкий смех, на который нельзя отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки.

Физ. минутка.

$

Мы работали отлично.

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка нам привычно

На урок приходит в класс.

Выше руки, выше пятки,

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем как зайки,

Сразу станем всех добрей!

Подтянулись и вздохнули?

Отдохнули?

Отдохнули!

Библиотекарь.

Первая детская сказка К.И.Чуковского $

«Крокодил»была опубликована в 1916 году. Она сразу же полюбилась маленьким читателям.

Следом за «Крокодилом»

Появились «Мойдодыр»,

  • «Тараканище»,

  • «Муха-Цокотуха» $

  • и другие сказки

Нам жалко дедушку Корнея,

В сравненьи с нами он отстал,

Поскольку в детстве «Бармалея»

И «Мойдодыра не читал.

Не восхищ$ался «Телефоном»,

И в «Тараканище не вник».

Как вырост он таким ученым,

Не зная самых главных книг!

Эти шуточные стихи написал Чуковскому его ученик и друг Валентин Берестов.

Корней Иванович много работал над переводами с английского, среди переведенных им выдающихся писател$ей Англии и США.

Чуковский познакомил русских детей с английским фольклором: перевел английские песенки про обжору Барабека, Котауси и Мауси и « Человечка –скрюченные ножки»

Пересказал древнегреческую сказку»Храбрый Персей».

Английскую сказку «Джек- покровитель великанов», по своему пересказал он и сказку Гью Лофтинга «Приключеня доктора Дулита» и получился знаменитый «Доктор Айболит»

Библиотекарь: А сейчас я$ буду загадывать загадки, а вы – отгадывать.

На легкие загадки отвечаем хором , а на сложные – поднимайте руки.

1. Невзрачный маленький усач

Всех запугал зверей.

И победил его не волк,

Не слон, а воробей.(таракан)

2. $Кем детей пугают мамы,

Если дети их упрямы?

Отвечайте поскорей,

Кто же это?(Бармалей)

3. Что за диво, что за чудо!

От нее ушла посуда.

К замарашке не вернутся

Кочерга, кастрюли, блюда…

Это с кем посуда в соре,

У кого такое горе?(Федора)

4.

Самовар она купила,

Тараканов пригласила:

«Именины отмечаю,

Приходите в$ыпить чаю!»(муха Цокотуха)

5.

Всех грязнуль помоет быстро,

Всех нерях умоет быстро

Умывальни$ков начальник

И мочалок командир,

Знаменитый ……(Мойдодыр)

6. Если любишь умываться,

Тебе нечего бояться .

А грязнули и неряхи

От него сбегают в страхе.

7. То-то рада, то-то рада

Вся звериная семья,

Поздравляют, поздравляют

Удалого ……..(Воробья)

$8. Лечит всех зверей подряд,

Лечит взрослых и ребят,

К вам спешит, когда болит

Добрый доктор…….(Айболит)

Библиотекарь: Молодцы, ребята много знаете стихов и сказок Чуковского и все загадки отгадали.

Библиотекарь: Сегодня мы с вами познакомились со многими героями сказок К.И. Чуковского. Полюбили доктора Айболита, Муху- Цокотуху, Мойдодыра и даже Бармалея. И сейчас я предлагаю взять в карандаши и нарисовать понравившегося героя из сказок Ч$уковского.

Библиотекарь. Ребята ваши пальчики устали рисовать? Давайте поведем

Разминку для пальцев рук.

Вдруг в лесу разда$лся стук.

Это дятел долбит сук.

(постучите в кулачки)

Он деревья не калечит,

Он их просто клювом лечит.

(постукивание подушечками пальцев по ладоням)

Библиотекарь: Молодцы, а сейчас давайте посмотрим что - же у вас получилось .(Идет обсуждение рисунков). Из ваших рисунков ми оформим выставку, где каждый может придти в библиотеку и посмотреть их.

Библиотекарь: Дорогие ребята сегодня мы с вами познакомились не только с биографией детского писателя К.И.Чуковского, но и сего сказками , стихами .$ Корнею Ивановичу Чуковскому удалось завоевать огромную читательскую аудиторию «от двух до бесконечности».Разнообразие творческих проявлений было одной из наиболее характерных черт писательского облика. Чуковский был не только писателем, но и переводчиком, и составителем сборников и альманахов, и редактором переводов, выполненных $другими, блестящим лектором и исполнителем своих стихов. Еще одной характерной чертой К.И.Чуковского, которую отмечали все знавшие его, было его огромное трудолюбие.

И в заключении нашего библиотечного урока я хочу сказать , что вы еще не раз встретитесь с книгами этого замечательного писателя, потому, он писал не только для детей, но и для взрослых.

А пока до свидания. До новых встреч в библиотеке.

$

Список литературы

1.Гараева Я.Ш.русский язык 4 класс: Поурочные разработки к учебнику Рамзаевой Т.Г.-М.: Вако, 1005.-400с.-(В помощь школьному учителю).

2. Профессиональная библиотека школьного библиотекаря при$ложение к журналу « Школьная библиотека».- Серия 2.Выпуск 1.

3. Сухин И.Г. Мойдодыр, Черномор, Снеговик и другие: литературные викторины для дошкольников и младших школьников. - М.: Новая школа, 1996.-176с.

Post Comment