Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе "Звонкие и глухие согласные на конце слова"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любинская средняя общеобразовательная школа №2»

Конспект урока по письму и развитию речи в 3 классе.

ТЕМА УРОКА: « Звонкие и глухие согласные на конце слова ».

ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».

ПРОГРАММА: «Программа специал$ьных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».

Выполнил: учитель

коррекционных классов

$Любинской СОШ №2

Штайнмец Г.Г.

2012

Аннотация

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями государственного стандарта и на основе примерной программы специальных (коррекционных) учреждений восьмого вида под редакцией В. В. Воронковой, 2009 г. Предназначено учителям коррекционных классов для дифференцированного контроля знаний учащихся во время урока, возможно, будет полезно для воспитателей групп продленного дня.

$

Введение

Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности детей особой заботы обусловлена трудностями овладения ими русской фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.

С учётом того, что в классе обучаются учащиеся с различными видами нарушений и различным уровнем развития, учебный материал на уроках даётся дифференцированно. Учитывая индивидуальные, учебные потребности каждого ученика.

Задания данного урока подобраны с условием выполнения их по закрепленному правилу или усвоенному алгоритму, предусматривают активное самостоятельное действие учащихся (анализ, сравнение, обобщение, классификация).

Данный урок направлен на развитие и коррекцию слухового восприятия, зрительного внимания, логического мышления для успешного усвоения русской речи.

$Психолого – педагогическая характеристика класса.

Всего в классе 4 человека: 2 мальчика и 2 девочки. Класс по своему интеллектуальному развитию может считаться разноуровневым.

По возможности усвоения знаний по письму и развитию речи класс можно условно разделить на 2 группы:

I группа – дети со средними возможностями;

II группа – дети с низкими способностями;

$ Детей с высоким уровнем способностей нет.

I группа –2 человека.

Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изучаемый материал, но самостоятельно сделать элементарные выводы и обобщения не в со$стоянии. На уроках русского языка допускают ошибки при письме.

Самостоятельно найти и исправить их затрудняются. Правила заучивают, но не всегда могут успешно применить их на практике.

II группа –2 человека.

Эти ученики с трудом усваивают программный материал. Нуждается в разнообразных видах помощи (словесно – логической, наглядной, практической). Трудность обучения русскому языку проявляется там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они могут заучить правило, но применяют его на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи затруднено. Отличает их неумение построить фразу. Нуждаются в помощи учителя.

У всех учащихся класса работоспособность снижена. Всем учащимся требуется частая смена видов деятельности.

$Дети второй группы могут работать под постоянным контролем учителя с опорой на наглядность.

У детей класса обнаруживается недостаточность всех видов мыслительной деятельности.

Все учащиеся нуждаются в дифференцированном подходе в процессе обучения.

У детей первой и второй группы поведение близко к устойчивому. Их можно заинтересовать учебной деятельностью.

ТЕМА: «Звонкие и глухие согласные на конце слова ».

ТИП УРОКА: «Урок формирования и закрепления знаний».

ЦЕЛЬ УРОКА: Формировать и закрепить умение учащихся определять звонкие и глухие согласны$е на конце слова.

ЗАДАЧИ УРОКА:

Обучающие:

$- Закрепить умение учащихся определять звонкие и глухие согласные на конце слова и подбирать проверочные слова;

- анализировать слова близкие по смыслу

и противоположные по значению;

­ работать с наглядным материалом, отвечать на

вопросы

­ обогатить словарный запас учащихся;

- совершенствовать навыки письма.

Коррекционно-развивающие:

$

• развитие речи и коррекция её недостатков;

развитие познавательных процессов: слухового восприятия и восприятия пространства, зрительного внимания, логического, наглядно-действенного и образного мышления, развитие процессов анализа и синтеза, наблюдательности; обучение приёмам самоконтроля;

развитие моторики рук.

Воспитательные:

воспитание положительных качеств личности (трудолюбия, аккуратности, умения слушать собеседника, сочувствия, взаимоуважения), фор$мирование положительного отношения к учению.

Место урока в системе занятий: урок проводится в рамках изучения темы

« Звонкие и глухие согласные на конце слова», служит уроком закрепления знаний.

Оборудование: таблицы, компьютер, карточки Смайлики

$

Описание исходных уровней знаний, умений и навыков учащихся для данной темы.

Учащиеся умеют определять звонкую и глухую согласную в конце слова (применяют действенный подход: подносят ладонь к горлышку и произносят звук), знают дифференциацию звонких и глухих согласных по парности. Умеют выделять звонкость и глухость согласных на письме.

Умеют выполнять письменные упражнения по учебнику в соответствии с заданием.

Прогнозируемые результаты.

Предполагаю, что учащиеся 1 группы сумеют определить в задании звонкие и глухие согласные на конце слова, учащиеся 2 группы сделают это при помощи учителя.

У детей возникнут затруднения при подборе близких по смыслу и противоположных по значению слов, т. к. словарный запас детей ограничен.

Сумеют правильно найти проверочное слово при работе с картинками.

$Составят предложение, отвечая на вопросы, но при помощи учителя

Структура урока:

1. Оргмомент 1 мин.

2. Проверка домашнего задания 2 мин.

$3. Физкультминутка для рук 1,5 мин.

4. Чистописание 5 мин.

5. Закрепление пройденного материала 26 мин.

$а) Упражнения в определении звонких и глухих согласных на конце слова 7 мин.

6. физкультминутка (Упражнение для глаз) 1,5 мин.

б) Подбор проверочного слова (работа с компьютером)

4мин.

в) Работа с учебником (с.119 упражнение 8.) 10 мин

г) Составление предложения, отвечая на вопросы. 5 мин.

7.Подведение итогов урока. 2 мин.

8. Домашнее задание. 1 мин.

ХОД УРОКА.

$Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

  1. Оргмомент.

Настраивает на работу.

$Прозвенел звонок -

Начинаем наш урок.

Здесь затеи и задачи,

Шутки, игры – все для вас,

Пожелаю вам удачи,

$За работу, в добрый час!

Дети настраиваются на работу.

Самоопределение деятельности

  1. Проверка домашнего задания.

Задает вопросы по выполнению домашней работы:

- Дети, в упражнении, которое вы делали дома, надо было найти и подчеркнуть глухие и звонкие согласные на конце слова. А как мы подчеркиваем глухую согласную? А звонкую?

$- Как они произносятся и пишутся? Вспомним правило.

Отвечают на вопросы:

- Одной синей чертой.

- Двумя чертами. Синей и красной.

Дети повторяют правило:

На конце слов все парные согласные произносятся как глухие, а пишутся по-разному.

–—

$

  1. Физкультминутка (пальчиковая гимнастика)

- Выполняем пальчиковую гимнастику. Повторяйте за мной действия, проговаривая четверостишие:

Посмотрите, луноход

$По Луне легко идет,

Он шагает очень важно,

В нем сидит герой отважный.

$Учащиеся выполняют пальчиковую гимнастику по инструкции учителя.

Инструкция

Дети ставят на парту подушечки пальцев обеих рук, переносят на руки часть веса, а затем как бы шагают по очереди правой и левой рукой. Повторяют четверостишие несколько раз.

  1. Чистописание

- Запишем дату и классную работу в тетради. Вспомним и запишем наши парные звонкие и глухие согласные д-т, з-с, к-г, в-ф.

Проводит дидактическую игру «Наоборот$»

Цель. Развитие умения дифференцировать звонкие и глухиесогласные, правильно произносить их. Учитель называет звонкий согласный-

Записывают дату и вид работы (классная работа). Записывают пары звонких и глухих согласных.

Ученик называет парный глухой.

Буквы анализируются и записываются.

$

Можно наоборот

  1. Закрепление пройденного материала

а) упражнения в определении звонких и глухих согласных на конце слова (работа с компьютером)

- Перед выполнением упражнений вспомним правило.

Приведем примеры

Задание 1. Отгадайте загадки Слайд 1.

1.Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

$ Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы (Гриб)

Слайд 2.

2.Шуба бела

Всю землю одела. (Снег)

Слайд 3

$ 3. Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Слайд 4

4. На бахче у нас растет,

Как разрежешь, сок течет.

Свеж и сладок он на вкус.

Называется…

( Арбуз)

Слайд 5

5. Щиплет щеки, щиплет нос.

$Но не страшен нам… (Мороз)

Учащиеся повторяют правило:

Согласные на конце слова пишу$тся так же, как перед гласными.

Дети просматривают слайды и отгадывают загадки, затем в тетради записывают отгадки.

  1. Физкультминутка (Упражнение для глаз)

Сделаем упражнение для глаз «Зажмуривание»

Зажмурим глазки крепко-крепко и держим, пока не скажу: «Достаточно»(35 секунд), открываем глазки, отдыхаем 10 секунд и повторяем упражнение еще раз, отдыхаем 10 секунд

Учащиеся проделывают упражнение по инструкции учителя.

$

б) Подбор проверочного слова

Просматриваем слайды 6, 7, 8 и выполняем задание 2:

  1. Называй картинки парами: один предмет-много предметов

  2. Запиши пары слов. Вставляй на конце слова такую же согласную, как перед гласной

$

Дети просматривают слайды и выписывают слова парами, вставляя на конце слова такую же согласную, как перед гласной.

Пары слов подписаны над картинками.

в) Работа с учебником

- Дети, откройте учебники на странице 119, выпо$лним упражнение 8. Начертите таблицу и заполните ее.

Ученики выполняют упражнение 8 по учебнику на странице 119 по теме «Звонкие и глухие согласные в конце слова»

Г) Составление предложения, отвечая на вопросы

- Просматриваем слайд 9,10 отвечаем на вопросы, составляем предложения и записываем в тетрадь.

Дети изучают картинку, отвечают на вопросы, расположенные по$д картинкой, составляют предложения и записывают в тетрадь ответы.

Вопрос

  1. ККто в гостях у Кроша?

Ответ

Его друзья: Ёжик, Совунья, Лосяш.

Вопрос

  1. ЧЧто они держат в руках?

Ответ

В руках у каждого разноцветные воздушные шары

$

Вопрос

  1. тЧто они собираются кушать?

Ответ

Пирог (торт).

  1. Подведение итогов

- Ребята, что мы с$егодня с вами повторяли?

- Как проверить написание звонкой согласной на конце слова?

- Глухой согласной на конце слова?

- Вам понравился урок? Если «да», прикрепите к нашей магнитной доске смайлик, выражающий радость, если «нет» - грустный смайлик.

Д$ети отвечают на вопросы, выходят к доске и прикрепляют к доске смайлики

  1. Домашнее задание

- Запишите домашнее задание страница 119-120, выполнить упражнение 9.

Записывают домашнее задание в дневники

$

Post Comment