Литературоведческая статья "Отражение языческих верований в сказке-пьесе А.Н.Островского "Снегурочка"

$Литературоведческая статья

Кравченко Валентина Ивановна,

$учитель русского языка и литературы

первой категории

МБОУ СОШ №199
г. Новосибирска

Отражение языческих верований в сказке-пьесе А.$Н.Островского «Снегурочка»

$

Новосибирск 2012

$

По «Снегурочке» А.Н.Островского можно изучать доисторическую Русь с ее языческими верованиями, когда человек считал себя частью природы, а окружающий мир, враждебный или благожелательный, своим дополнением.

Наши древние предки язычники соблюдали множество $сложных обрядов, в которых проявлялись их представления об окружающем мире. Они одушевляли природу, воду, огонь, поклонялись им, воздавали жертвы.

Так было до принятия христианства. С 980 г. языческая вера под ударами новой религии стала уступать место библейской картине мира и системе христианских ценностей. И язычество стало подвергаться гонениям, но не так-то просто было вытравить из души народа верования, которые складывались веками. Их отголоски$ мы находим в устном народном творчестве: сказках, загадках, закличках, пословицах и поговорках, а также обрядовых песнях. Неоценимый материал для изучения древнерусской языческой культуры даёт литература. Лучшее тому подтверждение - сказка - пьеса «Снегурочка».

Драма «Снегурочка» создана на сказочно-мифологической основе, поэтому её персонажи имеют как фольклорные, так и языческие корни. С одной стороны — это царь Берендей и его поданны$е, Елена Прекрасная, Бобыль и Бобылиха, Снегурочка, с другой — Весна и Мороз, как воплощение годовых циклов, Масляница, Ярило, Лель, Лешие.

В соответствии с законами жанра сказки в произведении присутствуют все необходимые композиционно-стилистические элементы: мотив чудесного рождения героя (девушка Снегурочка появилась на свет благодаря короткой, но страстной любви двух совершенно противоположных начал — Весны и Мороза); мотив заточения (Снегурочка 15 лет жила вдали от людей в дремучем заповедном лесу «меж филинов и леших»); мотив запрета (Мороз-отец категорически запрещает ей показываться на глаза Солнцу, т.к. уверен, что оно в угоду берендеям и во вред ему, своему заклятому врагу, «сожжёт её, ис$пепелит, растопит … умертвит»); мотив испытания (Снегурочка страдает, мучается от того, что ей в наследство от отца Мороза досталось холодное сердце, неспособное любить). Да и концовка пьесы в традициях народной сказк$и о Снегурочке: она тает, правда, не от огня, а от всепоглощающей любви, которую вымолила у матери Весны. Кроме того, в «Снегурочке» характерной приметой фантастического хода, как и в народной сказке, является зависимость вымышленных ситуаций и образов от идеи, которая ле$жит в основе произведения.

О языческих корнях драмы Островский заявляет сразу. Первая же авторская ремарка гласит: «Действие происходит в стране берендеев в доисторические времена». Стремясь прикоснуться к глубинным истокам славянской культуры, познать тайны народной мифологии, автор поселяет дочь Мороза и Весны среди простых и беззлобных берендеев, в мир древних языческих поверий, одухотворённой природы. Да и весь сюжет «Снегурочки» представ$ляет собой последовательную цепочку языческих обрядов: вот берендеи провожают Масляницу, участвуют в свадебном обряде, встречают Солнце. Эти важные в жизни берендеев события проходят, как и полагается, в особых местах — на Красной горке и в Ярилиной долине. Культовые места, как известно, являлись неотъемлемой частью жизненного пространства древних славян. Красные горки — это возвышенности, открытые Солнцу прежде всего, которые таяли и прогревались в первую очередь. Важные родовые празднества с зажиганием ритуальных огней проводились именно на таких священных холмах, символизирующих св$язь неба и земли. Красной такую горку делали первые лучи восходящего солнца и последние отблески зари. И в финал пьесы Островский явно включил древний языческий обряд жертвоприношения. Снегурочка — самая красивая девушка в берендеевом царстве, что ещё более подчёркивает значимость жертвы. Это и имеет в виду царь Берендей, говоря:

Ее краса поможет нам...

Ярилин гнев смягчить. Какая жертва

$ Готовится ему!

И спокойное восприятие им Снегурочкиной гибели подтверждает это ещё раз:

Снегурочки печальная кончина

Тревожить нас не может.

$ ………………………………….

Свершился правдивый суд!

В обширном царстве берендеев всё благополучно. Мирная, а потому и счастливая жизнь государства — это прежде всего результат мудрого правления царя Берендея, «работника на троне». В подвластной ему стране отсутствуют кровавые законы, за самое страшное преступление — оскорбление чувства любви — предусматривается лишь вечное изгнание. Несправедливости устраняются всеобщим$ народным судом. Здесь «свет правдой и совестью только и держится».

Но, отдавая должное мудрости своего царя, берендеи уверены и в том, что их счастье и процветание — результат особой любви и милости к ним богов и строгого соблюдения всеми божественных заветов. Так, сло$божанин Мураш говорит:

Давно живу, и старые порядки

Известны мне довольно. Берендеи,

Любимые богами, жили честно.

В праве богов миловать или казнить уверены все. Вот влюблённый в Снегурочку Мизгирь, представший перед народным судом за нарушение завета верности, обращается к царю с жаркой просьбой отсрочить изгнанье, тоже ссылаясь на богов:

Клянусь тебе великими богами,

Снегурочка моей супругой будет,

$ А если нет — пускай меня карает

Закон царя и страшный гнев богов.

Особо же чтут берендеи бога Солнца. Именно его они выходят встречать в «великий день Ярилин», «тьмотысячной толпой» и «песнями его величье» славят. Все их дела и чаяния напрямую зависят от его настроения и действий. И оказывается, что «любимые богами» берендеи у Ярило как раз в немилости. Ведь он «пятнад$цать лет» не кажется на их призыв, и результат его многолетнего неявления налицо:

$ …………………. лето

… год от году короче

Становится, а вёсны холодней…

Царь объясняет гнев Ярилы остудой «в сердцах людей», отсутствием в их глазах «возвышенной тоски любовной». На самом же деле — это лишь следствие гнева бога Солнца. Причина его недовольства стала понятна царю с появлением Снегурочки. Дочь Мороза, его плоть, прекрасная душой и телом, но с холодным сердцем — противоречие самой сущности Солнца, и она обитает с с$амого рождения в любимой им некогда стране. Как же ему не разгневаться!

Недовольство Ярилы проявляется в нарушении природного цикла. Мало того, что он перестал являться во время ежегодного ритуала в священной долине, он ещё и не желает изливать свет в полную силу и посылать на землю «ярость своего тепла». А следствие этого — «неполные наливы хлебных зёрен, … недород, ранние осенние мор$озы, тяжёлый год и житниц оскуденье».

Берендеи по простоте душевной пока не видят в этом беды, они не загадывают далеко вперёд, живут, как жили испокон веков: трудятся, справляют праздники, ссорятся, мирятся... Мудрый же царь, терзаемый чувством ответственности за будущее своего народа, $не может оставаться спокойным. Ведь идиллическому существованию его подданных, всегда живших в гармонии с природой, приходит конец. И он находит способ, как умилостивить солнце: в Ярилин день велит связать брачными узами как можно больше женихов и невест. Ведь ему доподлинно известно, что любовные чувства между людьми по сердцу Солнцу. Поражённый красотой Снегурочки, Берендей захотел, чтобы и она непременно полюбила, ведь $такая жертва наверняка задобрит Ярилу.

Царь очень щепетилен в исполнении обряда встречи Солнца, на него он возлагает большие надежды. Всю ночь он вместе со своим народом находится в Ярилиной долине: умиляется плясками и играм гуляющих, потешается над кривляньями скоморохов, наслаждается песнями пастуха Леля, а при первых признаках утра вместе со всеми поёт Яриле хвалебную песню и, обращаясь к нему, нижайше просит:

Палящий бог, т$ебя всем миром славим!

Пастух и царь тебя зовут, явись!

И Ярило не может отказать берендеям в милости, ведь они не только исполнили по всем правилам обряд его встречи, но и принесли ему искупительную жертву в лице Снегурочки. И Солнце является в виде молодого парня в белой одежде со светящейся человечьей головой в правой руке и ржаным снопом в левой.

Этим эпизодом Островский продемонстрировал, какую значимость придавали древние славяне обрядам: они были уверены, что с помощью магических действий и слов-заклинаний можно влиять на силы природы и располагать к себе богов.

$ Одним из наиболее ярких персонажей пьесы является Лель. На первый взгляд, это обыкновенный деревенский пастух, на самом же деле он оказывается далеко не простым пареньком. Он еще не вступает в действие, а Мороз, давая согласие на проживание дочери в слободе, уже предостерегает ее:

$ Снегурочка, беги от Леля, бойся

Речей его и песен. Ярым солнцем

Пронизан он насквозь.

Впоследствии мы наблюдаем такое же недружелюбное отношение к Лелю и берендеев, особенно тех, кто имеет взросл$ых дочерей или молодых жен. Когда приходит их очередь по деревенским обычаям принимать на постой пастуха, они готовы заплатить соседу, чтобы только не допускать Леля в свой дом. И им есть о чем тревожиться. «Солнца любимый сын», Лель пронизан насквозь его лучами, и сам так же горяч и нежен. Его песни волнуют дев до глубины души, и ни одна не$ может остаться к нему равнодушной. Все жаждут его общества, ласки, поцелуев, любви. Перед чарами Леля не может устоять даже жена ближайшего царского боярина Бермяты Елена Прекрасная, которая следует за ним, как тень, по ночному лесу, мечтая в объятиях его «лежать и млеть». Перед способностью Леля внушать любовь девицам и колебать сердца жен склоняется даже царь. Но Лель скромен, все свои достоинства он объясняет особой милостью к нему Солнца:

.... Лелеяло измлада

Оно меня — учило песни петь;

Его тепло в речах$ моих…

……………………………………

Тепло его в крови моей и сердце…

«В $угоду Богу Солнцу» и «светлому царю» Лель клянется, что и Снегурочка к «рассвету дня» его или кого другого «полюбит непременно». И он сдержал слово, пробудил в ней, еще не умеющей отвечать взаимностью на чувства, безотчетное желание нравиться, быть любимой и любить. Это его она умоляет перед утренней зарей:

Своди меня смотреть шатры царёвы

И Солнышко встречать возьми подружкой!

Хорошенький-пригоженький, возьми!

$ Островский уделил внимание в пьесе и низшим духам. Из числа тех, которые упоминаются в славянской мифологии, в драме действуют только лешие. Во всех событиях, разворачивающихся в привычных для них местах обитания, в лесу, они неизменно участвуют. Лешие немногословны, сонливы, не вступают в контакты с людьми и при их появлении оборачиваются пнем или проваливаются в дупло. Лешие находятся в полном подчинении у Мороза и проявляют себя как верные его слуги. Когда Мороз с наступлением весны отправляется в северные края, он дает им строгий наказ обере$гать Снегурочку от посягательств кого бы то ни было:

Снегурочку блюдите! Слушай, Леший,

... кто ... пристанет

Без отступа, аль силой взять захочет,

$ ... заступись,

Мани его, толкай его, запутай

В лесную глушь, в чащу; засунь в чепыжник,

Иль по пояс в болото втисни.

И Леший с честью выполняет возложенную на него миссию. Вот, Мизгирь, опьяненный любовью, преследует Снегурочку. Но он не в силах заставляет её полюбить себя и грозит наказать девушку за строптивость, з$а испытанное им чувство горького унижения. И Леший тут же приходит на помощь. Пользуясь своими волшебными чарами, он влияет на сознание Мизгиря, и тот начинает видеть фантастические образы и гоняется за призраком Снегурочки до самого утра.

Пьесой «Снегурочка» Островский подтвердил, что древние славяне действительно проповедовали языческую веру, считая, что их жизнь и благоденствие напрямую зависят от воли богов. Главную роль они отводили богу солнца Яриле как источнику жизни в мире природы и в мире людей. Их обряды в честь Ярилы - это желание сохранить отношения с ве$ликим богом в гармонии, а значит, упрочить свое положение в этом мире. Языческие духи призваны были помогать людям держать дистанцию между собой и высшими божествами.

$

$

$

$

Список испо$льзованной литературы

  1. Улыбина Е.В. Особенности отражения календарных обрядов в пьесе А.Н. Островского "Снегурочка" // Анализ художественного текста на школьном уроке: теория и практика. - Ставрополь, СГПУ, 1995. - 115 - 123.

  2. Малоземова Л. Ю., «Снегурочка», «весенняя сказка» А. Н. Островского// Литература в школе, 1994 №5

  3. $ Ревякин А.И., Искусство драматургии А.Н. Островского. - М., Просвещение, 1974

  4. Островский А.Н., Снегурочка: Пьеса/ Вступ. статья, подготовка текста и примечания Л.М. Лотман. – Л.: Сов. писатель, 1989

Post Comment