Методический кейс по литературе (М.Ю.Лермонтов, 9 класс)

МБОУ гимназия № 9 г.о.$Коломна Московской области

Методический кейс

по литературе

(М.Ю.Лермонтов, 9 класс)

$

Подготовила учитель русского языка и литературы

Халяпина Лариса Николаевна$

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ЛИРИКА

$ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА

Тема одиночества представлена многогранно. Поэт осмыслил ее как глубоко личную траг$едию, испытывая неудовлетворенность собой, судьбой, политической обстановкой, обществом. Но при всем этом в стихах нет безнадежности и равнодушия к жизни.

«Утес» (1841), «На севере ликом...» (1841), «Листок» (1841)

В этих стихах мотив одиночества выражается или в неразделен­ной любви или в непрочности человеческих связей.

«Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840)

Герою скучно на балу среди «пестрой толпы», «дикого шепота затверженных речей», среди «образов бездушных людей», «приличьем стянутых масок». У поэта появляется желание бросить вызов этому бездушному царству масок.

«И скучно и грустно...» (1840)

Лирический$ герой не находит счастья ни в любви, ни в друж­бе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний: «...что пользы на$прасно и вечно желать?..».

«Выхожу один я на дорогу...» (1841)

Здесь лирический герой одинок перед целым миром, перед все­ленной. Отчетливо звучат мотивы одинокого странничества. душевной опустошенности, тоскливого отчаянья.

Баллада «Воздушный корабль» (1840)

Поэт обращается к образу Наполеона, рисуя традиционный об­раз романтического героя, трагедия которого в том, что он не находит себе места в мире людей. Наполеон противопоставлен всему миру (ему нет покоя даже после смерти). Воздушный ко­рабль в стихотворении — яркий символ одиночества.$

ТЕМА РОДИНЫ

«Бородино» (1837)

Отклик на события 1812 г. Тема исторического прошлого России и судьбы поколения 30-х гг. Перед нами как бы диалог поколения поэта с поколением отцов, участников войны. Устами старого солдата автор упрекает «нынешнее племя» в бесси­лии. Прославляя подвиги отцов, поэт осуждает современников за бесславно прожитую жизнь.

«Дума» (1838)

$ Итог долгих и трудных размышлений — это и сатира и филосо­фия: «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее — иль пусто, иль темно…». Поэт высказывает беспощадную прав­ду не о чем-то ему чуждом, а о том, что ему дорого и кровно близко — это делает произведение трагическим.

«Прощай, немытая Россия...» (1841), «Жалоба турка»(1829)

$ Скорбь и негодование поэта сменяется ненавистью к «стране рабов, стране господ», «к мундирам голубым» и «преданному им народу». В «Жалобе турка» поэт пишет о стране, где «стонет человек от рабства и цепей», и: с горечью признается: «Друг! этот край... моя отчизна!»

«Я видел тень блаженства; но вполне...» (1831)

Поэт признаётся в любви к стране близких и родных ему лю­дей, к местам, где он родился, к родине: «Я родину люблю...»

«Родина» (1841)

Одно из последних стихотворений. Воспринимается как своеоб­разное завещание поэта. «Люблю отчизну я, но странною любо­вью!» Эта любовь обращена не к Росси$йской державе, а к России народной. Поэт пытался собрать все, что ему дорого в родной стране: «чету белеющих берез», «пляску с топаньем и свистом». Он откликается душой на все,$ что его окружает в народной жизни.

ЛЮБОВНАЯ ЛИРИКА

«Как небеса, твой взор блистает...» (1838)

Поэт рассказывает о «трепещущей душе», о «голосе нежном», которые встретил. Лирический герой считает, что если любить, то на всю жизнь, самозабвенно и жертвенно. Но властвующая в жизни дисгармония делает любовь трагической, приносящей лишь муки. Сплетни и интриги светского общества способны опошлить, осквернить и растоптать самую чистую и прекрас­ную земную любовь.

$ «Отчего» (1840)

Любовь для Лермонтова неразлучна с печалью. В его художе­ственном мире высокое чувство всегда трагично. Стихотворение посвящено Наталье Ивановой, в которую он был безнадежно влюблен (ей посвящен целый цикл стихов — это история нераз­деленного и оскорбленного чувства). Лирический герой одинок, не понят, но это лишь усиливает в нем сознание своей избран­ности и предназначенности для высшего счастья — творить.

«Расстались мы, но твой портрет...» (1837)

Стихи посвящены Варваре Ло$пухиной, которую поэт любил всю жизнь, она отвечала на его чувства, но замуж вышла за другого. «Среди ледяного, среди беспощадного света» счастье поэта было невозможным, но пережитое ими чувство будет все­гда озарять жизнь — об этом стихотворение. Во многих стихах Лермонтова любовь является и трагическом облике.

«Нет, не тебя так пылко я люблю...» (1841)

Для поэта любовь — прикосновение$ к вечности, а не путь к земному счастью. Стихи о любви здесь превращаются в философские размышления. Лирический герой будто сам бежит от без­мятежности и покоя, испытывает противоречивые чувства: «Люб­лю в тебе я прошлое страданье / И молодость погибшую мою».

О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА И ПОЭЗИИ

«18$31-го июня 11 дня»

Для Лермонтова творчество — «всесжигающий костер», он на­зывает «страшной» «жажду песнопений», т. к. видит разъедине­ние людей и не верит, что будет услышан. Он говорит, что душа человека изменчива и противоречива, и слово часто бес­сильно ее открыть.

«Смерть поэта» (1837)

Стихи связаны с трагической гибелью Пушкина. Лермонтов бросает вызов и упрек обществу, т. к. считает, что Пушкин по­гиб, потому что «восстал он против мнений света». Он убеж­ден, что поэт обречен на одиночество, но не может его вынес­ти, а когда бросается в чуждый ему мир, гибнет.

$ «Поэт» (1838)

Поэт сравнивается с кинжалом: он тверд и несгибаем в служении своим идеалам. Лермонтов мечтает, чтобы «стих, как божий дух, носился над толпой / И отзыв мыслей благородных, / Звучал, как колокол на башне вечевой / Во дни торжеств и бед народных».

«Есть речи – значенье» (1839)

В Лермонтове побеждает вера в поэзию п$ри всей мучительности творчества. «Из пламя и света рожденное слово» для поэта — спасение от страданий, приход к гармонии, вере.

«Пророк» (1841)

Следуя Пушкину, Лермонтов с самого начала и до конца твор­ческого пути созд$ает облик народного поэта — пророка, патри­ота, воспламеняющего людей на борьбу за свои человеческие права и свободу. В условиях жесточайшего деспотического про­извола он посвящает свою лиру обличению социальной пассив­ности. Поэт-Пророк видит то, что не может увидеть простой человек. В основе стихотворения лежит скорбь поэта-граждани­на о том, что высокое учение Пророка не признается толпой. Пророк, гонимый и презираемый толпой, уходит в пустыню, остается в одиночестве, но он знает счастье.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. «ГЕРОЙ$ НАШЕГО ВРЕМЕНИ»

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Это самое крупное и значительное произведение Лермонтова в прозе. Роман начат в 1837— 1838 гг., а закончен в 1839 г. Первоначально главы будущего романа печатались как самостоятельные повести, затем были объединены в отдельную книгу, вышедшую в 1840 г. пол названием «Герой нашего времени».

НАЗВАНИЕ

Первоначально роман имел название «Один из героев на­чала века», которое как бы вступало в полемику с нашу­мевшим романом французского писателя Мюссе «Исповедь сына века». В этой редакции слово «герой» звучало без иро­нии и, может быть, прямо намекало на декабристов. В окончательном варианте («Герой нашего времени») есть ирониче$ский оттенок, падающий не на слово «герой», а на слово «нашего» (т. е. не на личность, а на эпоху).

ЖАНР

Роман задуман как психологи$ческое исследование челове­ческого характера — типического характера. Об этом сказал сам Лермонтов: «История души человеческой, хотя бы са­мой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она — следствие наблюдения ума зрелого над самим собою...». «Герой нашего времени» — это первый русский реалисти­ческий психологический роман в прозе.

СЮЖЕТ И КОМПОЗИЦИЯ

Роман состоит из пяти самостоятельных повесте$й, расположенных в порядке, который нарушает хронологию событий. Повести объедине­ны общими героями и общим названием.

Хронологический порядок событий

Расположение повестей в романе

$Печорин едет к месту назначения и останав­ливается в городишке Тамань. «Тамань»

Предисло­вие ко всему роману.

«Бэла»

Чем загадочней герой, тем инте­реснее читателю. Печорин инте­ресен и загадочен. Внимание чи­тателя напряжено: он уже хочет найти ответы на многие вопросы.

После военных дей­ствий на Кавказе (где он знакомится с Грушницким) Печорин едет в Пятигорск.

«Княжна Мери»

«Максим Максимыч»$

Здесь Печорин показан не с лучшей стороны: он выказыва­ет равнодушие и холодность к человеку, который простодуш­но им восхищается. Читатель го­тов безоговорочно осудить героя.

После дуэли с Грушницким Печорина на­правили в крепость под начало Максима Максимыча. «Бэла»

$

«Предисловие» к «Жур­налу Печо­рина».

« Тамань»

Наступает резкий поворот в по­вествовании: три следующие по­вести являются частями «Днев­ника Печорина», а в «Преди­словии» к «Журналу Печорина» сообщается о смерти героя. Здесь Печорин рассказывает о себе сам, раскрывая причины своих поступков. В результате герой максимально приближается к читателю. Печорин оказывается личностью если и не положи­тельной, то чрезвычайно само­бытной, сло$жной, глубокой и противоречивой.

Затем происходит исто$рия с Вуличем.

«Фаталист»

«Княжна Мери»

Через 5 лет Печорин снова встречается с Максимом Максимычем по дороге в Персию.

"Максим Максимыч»

«Фаталист»

В центре композиции романа находится Григорий Печорин. Располо­жение повестей подчинено главной задаче автора — последовательно, всесторо$нне и глубоко проанализировать образ героя своего времени.

$ РОЛЬ РАССКАЗЧИКА

Рассказчик в каждой повести выбран неслучайно и служит общему замыслу романа — раскрытию образа Печорина.

«БЭЛА»

Максим Максимыч

Многого в характере Печорина не понять простодушному и неискушенному в психологии штабс-капитану. Он видит лишь внешнюю сторону, потому и для читателя Печорин скрыт и загадочен. Характеристики, которые он дает Печорину, свиде­тельствуют не только о наивности и чистоте души самого рас­сказчика, но и об ограниченности его ума и неспособности понять сложную внутре$ннюю жизнь Печорина.

«МАКСИМ МАКСИМЫЧ»

Условный автор, «публикатор дневника Печорина»

$Человек той же социальной среды и культуры, что и Печорин. Это­му рассказчику легче его понять, чем Максиму Максимычу, од­нако и он многого не понимает и не принимает в Печорине.

«ТАМАНЬ», «КНЯЖНА МЕРИ», «ФАТАЛИСТ»

Печорин рассказывает о себе сам

Перед нами правдивая исповедь героя, которая более всего от­крывает для нас историю души человеческой и тайну характе­ра, в котором так много черт современного Лермонтову поко­ления.

ВЫВОД

Вводя в повествование разных рассказч$иков, автор получает воз­можность постепенно приближать героя к читателю, постепен­но раскрывать его загадку, пока он сам не раскроется в споем дневнике.

ГРИГОРИИ ПЕЧОРИН

ГЕРОЙ ВРЕМЕНИ

В предисловии к роману характеризуется как «портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения в полном их раз­витии». Но перед читателем предстает яркая индивидуальность, которая нравится всем: Печорина любят Бэла, Мери, Вера, Максим Максимыч. Писатель тоже симпатизирует ему, хоть и подвергает своего героя строгому суду.

$ ПОРТРЕТ

Походка Печорина «небрежна и ленива», но он «не размахи­вал руками» (признак скрытной натуры). С первого взгляда ему можно дать не более 23 лет, а позже — все 30. Светлый цвет волос, а усы и брови черные — «признак породы в чело­веке, так же, как черная грива и черный хвост у белой лоша­ди». Особое внимание автор обращает на глаза: «...они не сме­ялись, когда он смеялся!.. Это признак или злого нрава или глубокой постоянной грусти».

$ ХАРАКТЕРИСТИКА

Умен, незауряден, блестяще образован. Его образная меткая речь — его оружие, которым он карает самодовольных пошля­ков. Обаятелен, загадочен, обладает сильной волей, хладнокро­вен в конфликтах (например, с Грушницким). Не стремится к карьере, хоть не имеет чинов и не особенно богат. Из его днев­ника видно, что он анализирует свои недостатки, задумывает­с$я над вопросами бытия, чувствует природу. Герой раскрывает­ся во взаимоотношениях с другими персонажами. Например, фразер Грушницкий позволяет увидеть незаурядность Печори­на, в сопоставлении с Максимом Максимычем выявляется от­сутствие связи героя с народной средой. «Водяное общество» олицетворяет пошлую дворянскую среду, в столкновении с ко­торой гаснут лучшие желания героя. Женские образы раскрыва­ют его в любви.

ДВОЙСТВЕННОСТЬ И ПРОТИВОРЕЧИВОСТЬ

$ ЛИЧНОСТИ ПЕЧОРИНА

Основное противоречие героя заключено в разладе его мечты с действительностью: страстное стремление Печорина понять смысл жизни, поиски истины, с одной стороны, и бесцель­ное, паразитическое существование — с другой. В Печорине соединены два человека. Один прикрывает свои чувства и страда­ния маской равнодушия, ищет удовольствия в светских похож­дениях, холоден с людьми, использует их слабости для утвер­ждения своего превосходства. Другой раскаивается во всем этом, судит себя, страдает, расценивает себя как «нравственного ка­леку», у которого «высохла, испарилась, умерла» лучшая поло­вина души. "Одни почитают мен$я хуже, другие лучше, чем я есть на самом деле... Одни скажут: он был добрый малый, дру­гие — мерзавец. И то и другое будет ложно».

ЧТО ВЫЗЫВАЕТ ВОЗМУЩЕНИЕ В ПЕЧОРИНЕ

  • Его жестокость, эгоизм, цинизм в отношениях с людьми.

  • Печорин сам не раз сравнивает себя с палачом, с топором в руках судьбы. А читатель, конечно, не может простить ему смерть Бэлы, холодность с Максимом Максимычсм, игру с чувствами Мери. Но никто лучше Печорина не понимает, на­сколько пуста и бессмысленна $его жизнь.

$ В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ОБАЯНИЕ ГЕРОЯ

В его остром уме, силе и твердости характера, » умении бес­страшно и гордо бросить вызов судьбе и безжалостно судить самого себя.

Лучшая половина его души все же не умерла, хоть он и прячет ее от посторонних глаз. Его способность к доброте и любви по­стоянно пробиваются сквозь скептицизм. Живая душа героя — в потрясенности смертью Бэлы, в слезах отчаянья, когда он понял, что потерял Веру, в умении видеть свои недостатки, судить себя, в способности ч$увствовать природу.

НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ

ПРОБЛЕМА СМЫСЛА ЖИЗНИ И НАЗНАЧЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Недовольный своей бесцельной жизнью, страстно жаждущий идеала, но не нашедший его, Печорин спрашивает себя: «Зачем я жил? для какой цели я родился?» Он чувствует в себе «силы необъятные» и понимает, что назначение ему было высокое, но проявляет себя по преимуществу как злая сила, приносящая людям лишь страдания и несчастья: он погубил Бэлу, кровно обидел Максима Максимыча, ради пустого любопытства разо­рил гнездо «честных контрабандистов», нарушил семейный покой Веры, оскорбил Мери, убил на дуэли Грушницкого.

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ

$ Печорин считает, что человек счастлив, когда подчиняет своей всё, что его окружает (счастье – это «насыщенная гордость»). Но чем больше он одерживает таких побед, тем глубже страдает сам.

$

«НАПОЛЕОНОВСКАЯ ПРОБЛЕМА»

Это проблема крайнего индивидуализма и эгоизма. Человек, отказывающийся судить себя по тем же законам, по которым он судит окружающих, теряет нравственные ориентиры, утра­чивает критерии добра и зла. Печорин не только несет несчастье другим, но и сам глубоко несчастен.

ПРОБЛЕМА УВАЖЕНИЯ К ЛЮДЯМ

Уважение к миру, к людям начинается с самоуважения. Но че­ловек, унижающий других, не уважает самого себя. Торжествуя над слабым, он чувствует себя сильным. По оценке Н. Добролю­бова, Печорин, не зная, где применить св$ои силы, истощает жар своей души на мелкие страсти и ничтожные дела. «Зло по­рождает зло», — рассуждает герой. «Я иногда сам себя презираю!.. Не оттого ли я презираю других?» Печорин ощущает свою нрав­ственную ущербность, он «сделался нравственным калекой».

ПЕЧОРИН И МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Глубокое исследование характера Печорина происходит в значительной мере через сопоставление его с другими героями.

$

ПЕЧОРИН

МАКСИМ МАКСИМЫЧ

Люди не просто разного круга и разной культуры - они непохожи и по
внутренним качествам.

Скрытен и загадочен

Весь на виду.

$

Эгоист

Всегда помнит о других, часто за­бывая о себе.

Весь в противоречиях.

Всегда верен себе — это очень цельный характер.

$Пытается во всем дойти до самой сути, разобраться в сложностях человеческой натуры, и прежде всего, в самом себе.

$

Лишен понимания общего смысла вещей; добр, простодушен, часто наивен.

У него заметное преимущество таинственного обаяния, культуры. Он выше Максима Максимыча

интеллектуально.

Выше Печорина нравственно (а это важнее любого другого преимущества). Максим Максимыч есть художественно правдивое вопло­щение прекрасного человека: доб­рого, великодушного, надежного и верного и, главное, не догады­вающегося $о своем величии.

ПЕЧОРИН И ГРУШНИЦКИЙ

ГРУШНИЦКИЙ

ПЕЧОРИН

$

Они похожи друг на друга отсутствием простоты. У них есть общие черты: эгоизм и самолюбование.

Находится в полной гармонии с собой и обществом.

Находится в постоянном конфликте с обществом и самим собой.

Стремится к показной деятель­ности.

$

Не находит себе достойной дея­тельности.

Изображает из себя одинокого, таинственного и разочарованно­го романтического героя.

Печо$рин и есть романтический герой.

Под его многочисленными мас­ками — жестокая натура, в ней побеждает злоба и ненависть. Пе­ред нами мелкая и себялюбивая душа.

В нем все настоящее, не показ­ное, оригинальное. Перед нами натура эгоистичная, но сложная, глубокая и противоречивая.

ДУЭЛЬ

$

До последнего момента Печорин давал Грушницкому шанс, готов был простить приятелю мстительность, распускаемые в городе слухи и свой умышленно не заряженный противниками пистолет, наглое ожидание Грушницким холостого выстрела. После дуэли Печорин не испытывает торжества победителя. Эта дуэль — попытка героя убить в себе мелкую сторону собственной души.

ВЫВОД

У Грушницкого вс$е отрицательные качества Печорина, но нет ни одного его положительного. Если вначале он может казаться двойни­ком Печорина, то потом — своеобразной его карикатурой (то, что в Печорине трагично, в нем — смешно).

Поставленный рядом с Грушницким, Печорин необыкновенно вы­растает в глазах читателей.

$

ПЕЧОРИН И ВЕРНЕР

ПЕЧОРИН

ВЕРНЕР

У обоих глубокий и острый аналитический ум, наблюдательность, проницательность, знание людей. Это люди одного со$циального круга и уровня культуры.

Скрывают свои чувства и настроения под маской иронии и насмешки.

Вместе им легко и просто, они понимают друг друга с полуслова («читают в душе друг друга»), дорожат мнением друг друга.

Считает, что «из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один в этом не признается; рабом я$ быть не могу, а повелевать в этом случае — труд утоми-тельный, потому что надо вместе с этим и обманывать...».

Всрнер — единственный человек, достойный быть другом Печорина, но и он не выдерживает испытаний (в дуэли с Грушницким был секундантом; исход дуэли его испугал — друзья расстаются).

$Деятелен: знает, что только в деятельности можно обрести

Созерцатель, скептик, склонен к логическому философствованию.

ВЫВОД

Настоящих друзей у Печорина нет, это подчеркивает его одиночество. Печорин представляется не просто героем своего времени, но траги­ческим героем. Одаренность, ум возвышают Печорина над людьми, приводя к индивидуализму, заставляя $замкнуться в кругу собствен­ных переживаний, разрывая его связи с обществом.

ЖЕНСКИЕ ОБРАЗЫ В РОМАНЕ.

БЭЛА

ПОРТРЕТ

Симпатия автора чувствуется уже в $созданном им портрете: «…она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны…». У Бэлы сильный цельный характер, в котором есть и твёрдость, и гордость, и постоянство, ведь воспитывалась она в традициях Кавказа.

ПАРАЛЛЕЛЬ «ЧЕЛОВЕК - ЖИВОТНОЕ»

Когда Печорин задумал украсть Бэлу, он стал играть на самых тонких струнах души ее брата Азамата, мечтавшего о коне Казбича. Он помог Азамату украсть его. Так конь уравнялся с чело­веком, что само по себе уже безнравственно и предопределяет трагедию. Кличка$ коня Карагез — «черный глаз» — тоже не случайна (проводится параллель с портретом черкешенки Бэлы).

ЛЮБОВЬ

Печорин, увидев на свадьбе юную черкешенку, был пленен ее внешностью и необычайностью. Бэла показалась ему воплоще­нием естественности и непосредственност$и — всего того, чего Печорин не встречал в светских дамах. Любовь к ней — не кап­риз, а попытка вернуться в мир искренних чувств, найти гар­монию, приблизиться к человеку другой веры, другого образа жизни.

РАЗОЧАРОВАНИЕ

Печорина, увлекла борьба за Бэлу, но когда все преграды были уничтожены и девушка с радостью приняла его, он понял, что обманулся: «…любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни, невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой».

МЕРИ

Портрет.$ Она сразу вызывает симпатию: естественна, смела, благородна. Девушка очень незаурядна: увлекается Байроном (читает его по-английски), занимается математикой. Печорин тоже находит в ней достоинства: «Она шутила очень мило; ее разговор был остер, без притязания на остроту, жив и свобо­ден; ее замечания иногда глубоки».

$ В любви. Любовь к Печорину меняет ее: она становится ис­креннее, естественнее, разбуженные чувства превращают ее в добрую, нежную, любящую женщину. Она оказывается спо­собной простить Печорина. Он же поступает с ней жестоко: до­бивается ее любви, сам не любя. Печорин хочет быть честным с ней, поэтому прямо объясняет, что смеялся над ней и она за это должна его презирать.

ВЕРА

$ Портрет. Это «единственная женщина в мире, которую я не в силах был бы обмануть», — говорит Печорин. Она для него ангел-хранитель. Тонко понимает Печорина и знает, насколь­ко он одинок и несчастлив. Вера все ему прощает, она умеет чувствовать глубоко и сильно.

В любви. Она и ее отношение к Печорину помогают читателю быть справедливее к герою, понять его. Теперь мы знаем, что этот человек не всегда холоден, спокоен и разочарован — он тоже способен на сильные чувства, способен не только брать, но и отдавать (он мечтает увезти Веру, жениться на ней, забыв пред­сказание старухи, пожертвовать своей судьбой). Но как только в душе Печорина просыпаются подлинные чувства, он не только беспокоится, что их $увидит посторонний, но и сам их боится. Он убивает лучшую половину своей души и прячет глубоко, чтоб никто не увидел (после отчаянной погони за безвозвратно уехав­шей Верой он убеждает себя, что в слезах его повинен пустой желудок).

ПРОБЛЕМАТИКА РОМАНА

ЗАДАЧИ АВТОРА

Дать портрет поколения молодых людей своего времени, по­казав все самые их слабые стороны: холодность сердец, эгоизм, бесплодность деятельности.

Исследовать душу человеческую, сосредоточив внимание на внутреннем мире главного персонажа, подробно раскрыв мо­тивы, п$обудившие его на те или иные поступки.

Разобраться в основном противоречии героя своего времени — в разладе его мечты с действительностью.

Проанализировать, как окружающая среда влияет на формирование личности и судьбу человека.

$ВЫВОДЫ АВТОРА

На вопрос, почему жизнь Печорина — «ровный путь без цели», Лермонтов отвечает названием романа. Социально-психологи­ческие условия эпохи во многом объясняют трагедию героя: разочарование и скептицизм — это и черта времени тоже.

$ • Развитые обществом пороки и скука толкают человека на без­нравственные поступки, а природные задатки души остаются невостребованными (вот почему в характере Печорина суще­ствуют противоречия и двойственность).

Когда человека не привлекает ни выгодная женитьба, ни но­вая звездочка на эполетах, а идеи добра и справедливости стол­кновения с жизнью не выдерживают, остаются (как у Печорина) два убеждения: рождение — несчастье, а смерть неизбежна. Вот почему В. Белинский назвал этот роман «воплем страдания» и «грустной думой».

Задания для контроля знаний

1. Прочитайте приведенное ниже стихотворение и вы$полните задания В1—В4; С1—С4.

Монолог

Поверь, ничтожество есть благо в здешнем свете.

К чему глубокие познанья, жажда славы,

Талант и пылкая любовь свободы,

Когда мы их употребить не можем?

$ Мы, дети севера, как здешние растенья,

Цветем недолго, быстро увядаем...

Как солнце зимнее на сером небосклоне,

Так пас$мурна жизнь наша. Так недолго

Ее однообразное теченье...

И душно кажется на родине,

И сердцу тяжко, и душа тоскует...

Не зная ни любви, ни дружбы сладкой,

Средь бурь пустых томится юность наша,

И быстро злобы яд ее мрачит,

$ И нам горька остылой жизни чаша;

И уж ничто души не веселит.

$ М. Ю. Лермонтов, 1829

При выполнении заданий В1—В5 ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов.

В1. Стихотворение начинается с вопроса, не требующего ответа и содержащего утверждение. Как называются подобные вопросы?

В2. Назовите средство художественной изобразительности, представляющее собой образное определение («пылкая любовь свободы», «дружбы сладк$ой»)?

В3. Укажите название тропа, основанного на переносе свойств одного предмета или явления на другие («злобы яд», «жизни чаша»).

В4. Какой прием использует автор, характеризуя свое поко­ление: «Мы, дети севера, как здешние растенья, / Цветем не­долго, быстро увядаем...»?

В5. Укажите размер, которым написано стихотворение М. Ю. Лермонтова «Монолог».

Для выполнения заданий С1—С2. Запишите сначал$а номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 5—10 предложений.

С1. Чем обусловлена грустная тональность лермонтовского «Монолога»?

С2. Кто из русских поэтов обращался к теме личности и эпохи и в чем их произведения сопоставимы с приведенным стихотворением М. Ю. Лермонтова?

Ответы

В1. Риторические

В2. Эпитеты

В3. Метафора

В4. Сравнение

В5. Ямб

$ № 2. Тест по теме «М.Ю. Лермонтов».

Вариант 1.

1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1795 – 1829 гг. Б. 1809 – 1852 гг. В. 1799 – 1837 гг. Г. 1814 – 1841 гг.

2. Какой факт не относится к биографии М. Лермонтова

А. Обучение в Москве в Благородном пансионе Б. Служба в лейб-гвардии Гусарском полку

$ В. Ссылка в Сибирь Г. Участие в войне на Кавказе

3. Причиной первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило стихотворение$

А. «Узник» Б. «Смерть поэта» В. «Кинжал» Г. «Дума»

4. Укажите строчку, в которой неверно определён жанр произведения

А. «Герой нашего времени» - повесть Б. «Мцыри» - поэма

В. «Маскарад» - драма Г. «Три пальмы» - баллада$

5. Произведение с таким названием встречается и у М. Лермонтова, и у А. Пушкина, и у Л. Толстого

А. «Бахчисарайский фонтан» Б. «Кавказский пленник» В. «Метель» Г. «Выстрел»

6. В приведённом отрывке определите рифму

Белеет парус одинокий

$

В тумане моря голубом!...

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?...

А. Опоясывающая Б. Парная В. Перекрёстная

7. В приведенном отрывке определите стихотворный размер

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

С милого севера в сторону южную.

$

А. Ямб Б. Хорей В. Дактиль Г. Анапест

8. Расположите повести, входящие в роман «Герой нашего времени» в соответствии с хронологией описанных в них событий

$1) «Максим Максимыч» 2) «Фаталист» 3) «Княжна Мери» 4) «Тамань» 5) «Бэла»

А. 4,3,5,2,1 Б. 5,1,4,2,3 В. 3,5,1,2, 4 Г. 1,2,3,4,5

9. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

А. Чтобы объективно раскрыть «историю души» героя Б. Чтобы быть оригинальным

В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою Г. Чтобы от «внешнего к внутреннему» постепенно раскрыть характер главного ге$роя

10. В какой строке указаны повести, не входящие в дневник Печорина

А. «Максим Максимыч», «Фаталист» Б. «Бэла», «Максим Максимыч»

В. «Тамань», «Бэла» Г. «Тамань», «Княжна Мери»

11. В какой из частей романа «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли?

А. «Тамань» Б. «Кн$яжна Мери» В. «Фаталист» Г. «Максим Максимыч»

12. О ком сказаны следующие слова: «Его цель – сделаться героем роман$а. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился».

А. Печорин Б. Вернер В. Грушницкий Г. Максим Максимыч

13. Чей это портрет: «…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его череп, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетени$ем противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли»

А. Казбич Б. Максим Максимыч В. Вулич Г. Вернер

14. О каком герое романа сказано: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство».

А. Печорин Б. Вулич В. Вернер Г. Грушницкий

15. Чей это портрет: «Рожа у него была $самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, а оружие в серебре…»

А. Вулич Б. Казбич В. Вернер Г. Азамат

16. Чей это портрет: «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу».

А. Вера Б. Мери В. Бэла Г. Княгиня Лиговская

17. Кто из соучеников М. Лермонтова по университету не выступал в печати с критическими статьями о ром$ане «Герой нашего времени»?

А. Белинский. Б. Герцен В. Огарёв

$18. Кому из критиков принадлежат слова: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним общим названием; нет, это не собрание повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

А. Добролюбов Б. Писарев В. Белинский

19. Где находится музей-заповедник М. Ю. Лермонтова?

$А. Ясная Поляна Б. Абрамцево В. Тарханы Г. Михайловское

Вариант 2.

1. Укажите годы жизни М.Ю. Лермонтова

А. 1795 – 1829 гг. Б. 1809 – 1852 гг. В. 1799 – 1837 гг. Г. 1814 – 1841 гг.

2. Какой факт не относится к биографии М. Лермонтова

А. Обучение в Москве в Благородном пансионе Б. Служба в лейб-гвардии Гусарском полку

$ В. Дружба с К.Ф. Рылеевым Г. Участие в войне на Кавказе

3. Причиной первой ссылки Лермонтова на Кавказ послужило стихотворение

А. «Узник» Б. «Смерть поэта» В. «Кинжал» Г. «Дума»

4. Укажите строчку, в которой неверно определён жанр произведения

А. «Герой нашего времени» - расск$аз Б. «Песнь про царя Ивана Васильевича…» - поэма

В. «Маскарад» - драма Г. «Три пальмы» - баллада

5. Произведение с таким названием встречается и у М. Лермонтова, и у А.Пушкина, и у Л. Толстого

А. «Маскарад» Б. «Кавказский пленник» В. «Пророк» Г. «Выстрел»

6. В приведённом отрывке определите рифму

В минуту жизни трудную

$Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

А. Опоясывающая Б. Парная В. Перекрёстная

7. В приведенном отрывке определите стихотворный размер.

На сев$ере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Оделась, как ризой, она.

А. Ямб Б. Хорей В. Амфибрахий Г. Анапест

8. Расположите повести, входящие в роман «Герой нашего време$ни» в соответствии с хронологией описанных в них событий

1. «Максим Максимыч» 2. «Фаталист» 3. «Княжна Мери» 4. «Тамань» 5. «Бэла»

А. 4,3,5,2,1 Б. 5,1,4,2,3 В. 3,5,1,2, 4 Г. 1,2,3,4,5

$9. С какой целью М. Ю. Лермонтов нарушает хронологический порядок построения романа «Герой нашего времени»?

А. Чтобы быть оригинальным Б. Чтобы объективно раскрыть «историю души» героя

В. Чтобы пробудить интерес читателя к герою Г. Чтобы от «внешнего к внутреннему» постепенно раскрыть характер главного героя

10. В какой строке указаны повести, входящие в дневник Печорина

А. «Максим Максимыч», «Фаталист» Б. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

$ В. «Тамань», «Бэла» Г. «Бэла», «Максим Максимыч»

11. В какой из частей романа «Герой нашего времени» присутствует сцена дуэли

А. «Тамань» Б. «Княжна Мери» В. «Фаталист» Г. «Максим Максимыч»

12. О$ каком герое романа сказано: «Была только одна страсть, которой он не таил: страсть к игре. За зелёным столом он забывал всё и обыкновенно проигрывал; но постоянные неудачи только раздражали его упрямство».

А. Печорин Б. Вернер В. Вулич Г. Грушницкий

13. Чей это портрет: «Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий. Ловок был, как бес! Бешмет всегда изорванный, а оружие в серебре…» А. Вулич . Азамат В. Вернер Г. Казбич

14. О ком сказаны следующие слова: «Его цель – сделаться геро$ем романа. Он так часто старался уверить других в том, что он существо, не созданное для мира, обречённое каким-то тайным страданиям, что он сам почти в этом уверился». А. Печорин Б. Грушницкий В. Вернер Г. Максим Максимыч

15. Чей это портрет: «…был мал ростом, и худ, и слаб, как ребёнок: одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова ег$о казалась огромна: он стриг волосы под гребёнку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли»

А. Казбич Б. Вернер В. Максим Максимыч Г. Вулич

16. Чей это портрет: «…Она была хороша: высокая, тоненькая, глаза чёрные, как у горной серны, так и заглядывали вам в душу».

А. Мери Б. Вера В. Бэла Г. Княгиня Лиговская

17. Кто из соучеников М. Лермонтова по университету не выступал в печати с критическими статьями о романе «Герой нашего времени»?

А. Белинский Б. Герцен В. Огарёв

$18. Кому из критиков принадлежат слова: «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей, изданных в двух книжках и связанных только одним общим названием; нет, это не собрание повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая».

А. Добролюбов Б. Писарев В. Белинский

19. Где находится музей-заповедник М. Ю. Лермонтова$

А. Михайловское Б. Абрамцево В. Тарханы Г. Ясная Поляна

Ответы к вариантам 1, 2

Задания

$

$

1

2

3

4

$

5

6

7

8

$$

9

10

11

12

13

14

$

15

16

17

18

$19

Вариант ответа

$

Г

В

Б

$

А

Б

В

В

А

$

Г

Б

Б

В

Г

$

Б

Б

В

В

В

В

Норма оценки

Баллы

$

Оценка

19

5

15 - 18

4

10 - 14

$

3

0 - 9

2

3. Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выпол­ните задания

Б1—В7; С1—С2

Я возвращался домой пустыми переулками станицы; месяц, полный и красный, как зарево пожара, начинал показываться из-за зубчатого горизонта домов; звезды спокойно сияли на темно-голубом своде, и мне стало смешно, когда я вспомнил, что были некогда люди премудрые, думавшие, что светила не­бесные принимают участи$е в наших ничтожных спорах за кло­чок земли или за какие-нибудь вымышленные права!.. И что ж? эти лампады, зажженные, по их мнению, только для того, чтобы освещать их битвы и торжества, горят с прежним блес­ком, а их страсти и надежды давно угасли вмест$е с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником! Но зато какую силу воли придавала им уверенность, что целое не­бо со своими бесчисленными жителями на них смотрит с учас­тием, хотя немым, но неизменным!.. А мы, их жалкие потом­ки, скитающиеся по земле без убеждений и гордости, без на­слаждения и страха, кроме той невольной боязни, сжимающей сердце при мысли о неизбежном конце, мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного счастия, потому знаем его невозможность и рав­нодушно переходим от сомнения к сомнению, как наши пред­ки бросались от одного заблуждения к другому, не имея, как они, ни надежды, ни даже того неопределенного, хотя и ис­тинного наслаждения, которое встречает душа во всякой борь­бе с людьми или судьбою...

И много других подобных дум проходило в уме моем; я их не удерживал, потому что не люблю $останавливаться на какой-нибудь отвлеченной мысли. И к чему это ведет?.. В первой мо­лодости моей я был мечтателем, я любил ласкать попеременно то мрачные, то радужные образы, которые рисовало мне беспо­койное и жадное воображение. Но что от этого мне осталось? одна усталость, как после ночной битвы с привидением, и смут­ное воспоминание, исполненное сожалений. В этой напрасной борьбе я истощил и жар души, и постоянство воли, необходимое для действительной жизни; я вступил в $эту жизнь, пережив! ее уже мысленно, и мне стало скучно и гадко, как тому, кто читает дурное подражание давно ему известной книге.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

В1. Укажите название главы романа «Герой нашего времени», из которой взят данный фрагмент.

$ В2. Назовите фамилию героя, размышления которого переданы автором в приведенном эпизоде.

В3. Фрагмент в основном представляет собой развернутое рассуждение, обладающее внутренней логикой и смысловой законченностыо. Как оно называется?

В4. В начале эпизода дается описание ночной станицы. Каким термином обозначается подобное описание?

В5. «Их страсти и надежды давно угасли вместе с ними, как огонек, зажженный на краю леса беспечным странником!» какой прием использовал здесь автор?

В6. Какое художественное средство использовано в речи героя, размышляющего о своей первой молодости: «то мрачные, то радужные образы»?$

$ В7. Герой размышляет над «вечными» вопросами бытия, формулирует общечеловеческие проблемы. К какой жанровой разновидности романа относится «Герой -нашего времени»?

С1. Какую оценку дает герой (а вместе с ним автор) своему поколению?

С2. В каких произведениях русских писателей представлены противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с героем лермонтовского романа?

Ответы к части В

В1. – Фаталист

В2. – Печорин

В3. – монолог

В4. – пейзаж$

В5. – сравнение

В6. – эпитет

В7. – философский

4. Запишите отрывок, который представляет собой опыт ритмической прозы. Подчеркните грамматические основы предло­$жений.

Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли5 дет­ство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облака­ми меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю об вас да о небе. ..>

Часто во время зари6 я глядел на снега и далекие $льдины утесов; они так сияли в лучах восходящего3 солнца, и, в розо­вый блеск одеваясь, они, между тем как внизу все темно3, воз­вещали2 прохожему3 утро.

Как я любил твои бури, Кавказ!..

{М.$ Лермонтов)

1. Какова роль предложений с обращениями?

2. Какие слова употребляются в переносном значении?

3. Объясните знаки препинания.

6. Запишите отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва». Объясните орфограммы и пунктограммы. Подчеркните слово состояния как член предложения, подберите к этому слову ан­тоним. Какова роль предложения с этим словом в тексте? Как его употребление связано с содержанием стихотворения"

Есть сила благодатная

$В созвучье слов живых,

$И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко».

1. Объясните значение слов бремя, созвучье, благодатный.

2. Придумайте предложение, в котором слово далеко является наречием.

3. Образуйте наречия от слов благодатный, святой, живой. Придумайте с этими словами предложения.$

4. Выучите наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова «Молит­ва». Напишите его по памяти, сверьте свою запись.

5. Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения.

6. Прочитайте отрывок из книги «Лермонтов — мастер сти­$ха». Составьте план текста. Объясните орфограммы и пунктограммы. Какова роль цитирования в тексте?

Стихотворение «Парус» написано было Лермонтовым во время крутого поворота на его жизненном пути. Он бросил Московский университет и переехал в Петербург, чтобы поступить в высшую шк$олу. Во французском письме от 2 сентября 1832 года к Лопухиной Лермонтов писал: «Впереди я не вижу ничего особенно утешительного... Москва — моя рода, на, и такою будет для меня всегда: там я родился, там много страдал, там же был слишком счастлив! Пожалуй, лучше бы не быть ни тому, ни другому, ни третьему, но что делать?» Далее Лермонтов говорит: «Вот еще стихи, которые сочинил я на берегу моря» — и приводит стихотворение «Белеет парус одинокий».$

Кроме автографа в письме к Лопухиной, сохранилась ко­пия с незначительным изменением. Черновика не дошло, да его могло и не быть: все двенадцать строк могли сложиться на $берегу моря.

...Вид паруса на море навел поэта на сравнение со своей судьбой и со своим характером. Большим шагом вперед по дороге мастерства надо считать то, что Лермонтов воздержал­ся от дополнительной строфы: «И я как парус» и т.д. Этим$ бы он только ослабил впечатление и сузил бы тему.

Всего двенадцать строк, а поэтическая идея выражена с предельной ясностью и яркостью. Новым приемом является синтаксический параллелизм:

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном?

Или:

Под ним струя светлей лазури,

$Над ним луч солнца золотой...

То же в седьмой и восьмой строках. Встречаем и характерный для Лермонтова прием — заключительные строки делать самыми сильными:

А он, мятежный, просит бури,

$Как будто в бурях есть покой!

Есть случайное созвучие в начале строки с конечными рифмами соседней строфы: «ищет» в третьей строке первой / строфы перекликается с рифмами «свищет — не ищет» — во второй. Все рифмы в первой строфе имеют ударное о, все рифмы во второй — ударное и.

Образ паруса близок к н$аиболее ярким и удавшимся геро­ям лермонтовского творчества: к Демону, к Мцыри, к Печо­рину. И неудивительно, потому что все они родственны их ав­тору…

Мцыри рассказывает о своей «дружбе краткой, но живой, меж бурным сердцем и грозой», а в «Герое нашего времени» читаем: «Я как матрос, рожденный и выросший на палубе раз­бойничьего брига; его душа сжилась с бурями и битвами... он скучает и томится, как ни мани его тенистая роща, как ни све­ти ему мирное солнце».

$В «Парусе» это настроение нашло наиболее законченный образ, образ мятежно-деятельной натуры.

(И. Розанов)

1. Перескажите текст, дополнив своими наблюдениями над осо­бенностью использования изобразительно-выразительных средств в стихотворении «Парус».

2. Отредактируйте свой текст.

$

Используемая литература

  1. Бельская Л.Л. Литература. 9 – 11 классы. Проверочные работы. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

  2. Зинин С.А. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: Литература. – М.: АСТ: Астрель, 2010.

  3. Крутецкая В.А. Русская литература в таблицах и схемах. 9-11 классы. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2010

  4. Кучина Т.Г., Леденёв А.В. Тематические тестовые задания для подготовки к ЕГЭ. – Ярославль: Академия развития; Владимир: ВКТ, 201$0

  5. Пахнова Т.М. ЕГЭ. Русский язык. Работа с текстом при подготовке к экзамену. – М.: «Экзамен»,2010.

Post Comment