Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Тучи" 6 класс

Конспект урока по литературе в 6 классе


Мотив одиночества и изгнания в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Тучи"

Овсянникова Галина Павловна,

учитель русского языка и литературы,

$ II квалификационной категории

ГБОУ лицей № 410

Пушкинского района Санкт – Петербурга

Цель урока: развитие умения анализировать стихотворение, применяя изученные изобразительно-выразительные средства. Развитие творческих способностей учащихся. Освоение литературоведческой терминологии.$

Задачи:

  • обучающие: научить анализировать художественный текст, применять полученные теоретические знания; научить выразительному чтению.

  • развивающие: развить умение аргументировать, анализировать; развитие навыков коллективной работы;

  • воспитательные: при$вивать любовь к родной поэзии, способствовать воспитанию личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Тип урока: комбинированный. Урок с использованием элементов технологий педагогических мастерских и развития критического мышления.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

$

Оборудование: цветные карандаши, портрет М. Ю. Лермонтова, виды Кавказа, пейзажные иллюстрации (тучи).

Структура и ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление и запись темы урока, формулирование темы.

1) Упражнение «Ассоциации».

$- Какие слова, образы, мысли возникают у вас при произнесении имени Лермонтова? Посмотрите на портрет писателя. Запишите ассоциации в тетрадь (цепочка слов)

- что вы видите?

- что слышите?

- что ощущаете? чувствуете?

- что знаете?

- Лермонтов – это кто? что?

Чтение цепочек-ассоциаций. Обмен мнениями.

- Какие слова встречались чаще всего?

Вывод: Имя Лермонтова связывается у нас с мотивами грусти, печали, тоски, одиночества.

$3. Новая информация.

Произведение написано в апреле 1840 года, перед отъездом Лермонтова во вторую кавказскую ссылку. Как вспоминал впоследствии В.А.Соллогуб, «друзья и приятели собрались в квартире Карамзиных проститься с юным другом своим, и тут, растроганный вниманием к себе и непритворною любовью избранного кружка, поэт, стоя в окне и глядя на тучи, которые $ползли над Летним садом и Невою, написал стихотворение «Тучки небесные, вечные странники!..». Софья Карамзина и несколько человек гостей окружили поэта и просили прочесть только что набросанное стихотворение. Он оглянул всех грустным взглядом выразительных глаз своих и прочел его. Когда он кончил, глаза были влажные от слез…». Возможно, предчувствие скорой гибели делает это стихотворение пронзительно грустным и печальным.

4. Анализ стихотворения «Тучи».

  • Чтение учителем первой строфы.

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною

Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники

$С милого севера в сторону южную.

- Какая картина предстает перед вами?

- Какое настроение, чувство она вызывает?

$

Учитель: Прекрасная картина, замечательные краски: лазурный, жемчужный; поэт употребляет «ласковые» слова: «тучки» - с уменьшительно-ласкательным суффиксом; слово «милый».

- Но что нарушает эту прекрасную картину? Какое слово вносит дискомфорт, грусть? («изгнанники»)

- С каким словом оно рифмуется? («странники»)

- Кого называют изгнанником?

$- Кто такой странник?

Сообщение учителя о мотиве странничества и изгнанничества в творчестве Лермонтова.

С чьей судьбой сравнивается судьба туч? (3-я строка).

- Как вы поняли это? При помощи чего, какими словами выражает автор это сравнение? (союзы «как», «будто»).

Запись в тетрадь определения:

Сравнение – изображение одного предмета путем сравнения, сопоставления его с другими.

Итак, мы познакомились с еще одним приемом в литературе.

-Почему холодный и суро$вый север Лермонтов называет «милым», а теплый, ласковый юг у поэта всего лишь «южная сторона»?

Такое противопоставление называется «антитезой» (вспомните определение).

Отработка выразительного чтения. Прочитайте четверостишие так, чтобы открыть нежность, красоту природы и в то же время грусть, тоску поэта-изгнанника.

$

  • Чтение учителем второй строфы.

Кто же вас гонит: судьбы ли решение?

Зависть ли тайная? Злоба ль открытая?

Или на вас тяготит преступление?

Или друзей клевета ядовитая?

- Из каких предложений по цели высказывания состоит вторая строфа?

-Кому задает поэт эти вопросы?

-Ждет ли он ответа на них?

$- Какая из причин изгнания кажется вам наиболее горькой?

  • Чтение учителем третьей строфы.

Нет, вам наскучили нивы бесплодные…

Чужды вам страсти и чужды страдания;

Вечно холодные, вечно свободные,

Нет у вас родины, нет вам изгнания.

- Как меняется отноше$ние автора к тучам от 1-го к 3-му четверостишию?

-Почему определения «холодные» и «свободные» синонимы?

- Почему в начале стихотворения тучки «изгнанники», а в конце «нет изгнания»?

$- Завидует ли поэт вечной свободе туч?

- Каков же ответ: есть ли сходство в их судьбах?

Вывод: в целом все стихотворение построено по принципу антитезы: холодные и свободные тучки противопоставляются мятущейся, страстной, страдающей душе лирического героя, изгнанника, гонимого с родины. В 1-ой и 2-ой строфах лирический герой пытается найти родственную душу, сравнивает ст$ранников-тучек с собой, но его ждет разочарование. Лирический герой Лермонтова одинок, отвержен, несчастен, гоним, разочарован. У него нет гармонии с окружающим миром.

5. Возврат к упражнению «Ассоциации». Цветовой анализ стихотворения (таблица)

Давайте выпишем в таблицу средства выразительности, которые есть в стихотворении, каждое из них подчеркнем цветом - ассоциацией.

Эпитеты

Метафоры

$Сравнения

Небесные

Степь лазурная

$Цепь жемчужная

Милый север

Сторону южную

Зависть тайная

Злоба открытая

Друзей клевета ядовитая

Нивы бесплодные

Вечно холодные

Вечно свободные

$Вечные странники

Судьбы ли решение

Тяготит преступление

Чужды вам страсти

Чужды страдания

Нет у вас родины

Нет вам изгнания

Как я, изгнанники

7. Рефлексия.

- Какой момент урока был самым трудным?

- Что вас удивило, обрадовало, огорчил$о?

Выставление оценок.

8. Домашнее задание: прочитать «Три пальмы», «Листок».

А так же задание на выбор:

1) выписать и раскрасить метафоры, эпитеты и сравнения стихотворения «Утес»

2) нарисовать рисунок - ассоциацию к стихотворениям "Тучи", "Утес"

прочитать «Три пальмы», «Листок».

$

Список использованной литературы:

  1. Егорова Н.В., Макарова Б.А. Универсаль­ные поурочные разработки по литературе: 6 класс. М.: ВАКО, 2011.

  2. Еремина О.А. Уроки литературы в 6 классе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 2008.

  3. Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Лите­ратура: 6 класс. М.: Просвещение, 2005.

  4. $Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература. 6 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Под ред. В.Я. Коровиной. М: Просвещение, 2010.

Post Comment