Открытый урок литературы Тема: Проблема истинного гуманизма в «Повести об отцах» Н.Н.Куратовой. От отеческой любви - к любви детей 10 Класс

Открытый урок литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы МОУ «СОШ № 25 с углубленным изучением отдельных предметов имени В.А.Малышева» г.Сыктывкара

Куликовой Ирины Леонидовны

$

Тема: Проблема истинного гуманизма в «Повести об отцах» Н.Н.Куратовой.

От отеческой любви - к любви детей.

Оформление доски: портрет Н.Н.Куратовой, иллюстрации по теме «Отцы и дети».

$

Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца,

его я любила больше всех на свете.

Н.Куратова «Повесть об отцах»

Ход урока

Цели:

  1. Познакомиться с личностью первой коми писательницы - проза$иком Н.Н.Куратовой.

  2. Начать знакомство с «Повестью об отцах».

  3. Выявить особенности характера Васьки-кузнеца и выяснить причины большой любви к нему не только родной доче$ри, но и чужих детей.

  4. Понять, в чем заключается истинный гуманизм и отеческая любовь.

Биография первой коми писательницы - прозаика Н.Н.Куратовой (презентация учащихся).

Вывод учителя: Н.Куратова – первопроходец в коми прозе. Она беззаветно любит свой язык, родину и, конечно, свой коми народ. В каждом её произведении чувствуется органическая связь со своими героями.

Одним из таких произведений является «Повесть об отцах», написанная в 1969 году. За создание этой повести Н.Куратова награждена Государственной премией имени И$. А. Куратова.

Вопрос учителя:

-Какова композиция «Повести об отцах»? (К$ольцевая композиция, рассказ ведется от имени родной дочери Василия-кузнеца Раи).

Вопрос учителя:

-О чем это произведение? (О драматической судьбе двух семей, живущих в коми деревне).

Вопрос учителя:

-Какие проблемы волнуют автора? (Ответы учащихся)

Слайд №1 «Проблемы, поднятые в повести об отцах»

Семьи любви гуманизма

Долга верности отцов и детей

Слово учителя:

Пробл$ема взаимоотношения отцов и детей характерна для литературы. Перед нами произведение коми писательницы.

-А в каких произведениях русской литературы поднимается эта проблема? (И.С.Тургенев «Отцы и дети», А.С.Пушкин «Станционный смотритель», Л.Н Толстой «Детство. Отрочество. Юность», «Война и мир» и др.)

Вопрос учителя:

-Какова центральная проблема повести? (Проблема истинного гуманизма)

Вопрос учителя:

В «Повести об отцах» героев немного. Кто$ они? (Учащиеся перечисляют героев: Василий-кузнец, Василий Ксенофонтович, Дарья, Мария, дети: Рая, Игорь, Лариса, Юрочка).

Вопрос учителя:

Но всё-таки она названа «Повесть об отцах». Почему?

(Большее внимание сосредоточено на мужских характерах (Василии-кузнеце и Василии Ксенофонтовиче).

Вопрос учителя:

-Какой характер наиболее интересен? (Характер Василия-кузнеца).

$Слово учителя:

именно так любил называть себя сам герой. В коми селах встречается обращение к взрослому человеку с прибавлением суффикса – К -. В русском языке обращение «Васька» имеет пренебрежительный оттенок, в коми-скорее ласкательный.

Вопрос учителя:

- Посмотрите фрагмент из кинофильма «Цыган».

$- Что общего заметили между героем кинофильма и героем «Повести об отцах» (внешность, род занятий)

(Смуглые, рослые, широкоплечие иссиня-чёрные кудри; оба – кузнецы), Васька – кузнец в селе носит прозвище «цыган».

- Обратите внимание, даже имена у героев одинаковые: Василий.

Слайд №2. Василий (греч.) – «царский, царственный». Он человек долга. Женившись, он безропотно разделит тяготы быта, не жалуясь на свою судьбу. Ответственность Василия возрастает после рождения ребёнка. Его привя$занность к детям по силе чувства может быть сравнима с чувством матери.

Вопрос учителя:

- Соответствует ли характер героя определению его имени? В чём? (Любит дочь, жену, хороший семьянин, работящий).

Вопрос учител$я:

- Что о своих чувствах к отцу спустя много лет рассказала его дочь Рая, от имени которой ведётся повествование? («Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, $его я любила больше всего на свете», «я же бегала за ним как собачонка»)

Вопрос учителя:

- А отец? Как он относился к дочери? (и он платил ей той же любовью. Называл «синичка», «сильными руками кузнеца подхватывал он дочь и подбрасывал высоко-высоко, до самого неба»).

Слово учителя:

страницы повести убеждают нас: какое это счастье для девочки быть любимой в семье, а особенно любимой отцом.

Вопрос учителя:

- Что привлекает Раю в отце? (Весёлый нрав, доброе отношени$е к людям, общительность, трудолюбие, сила отца)

Вопрос учителя:

-Умеет ли Василий ценить людей? (Рассмотреть его отношения с Василием Ксенофонтовичем) (В Василии Ксенофонтовиче он видит широко образованного человека, просиживает с ним до полуночи, восхищаясь его знаниями, мечтает дочь выучить на учителя)

Семья Василия – кузнеца-счастливая, дружная.

Вопрос уч$ителя:

-Что, ребята, может разрушить счастье человека, искалечить судьбы на долгие годы?

( «Война… Она налетела как вихрь, вымела из деревни всех взрослых мужчин, оставила одних женщин и детей»).

Этими словами писательница перевёртывает новую страницу жизни своих героев.

Василий- кузнец одним из первых ушёл на фронт. $

Сообщение учащегося «Василий-кузнец на фронте».

Вывод учителя:

Василий-кузнец на фронте сохранил весёлый нрав, был в плену, бежал, никогда в письмах не жаловался на судьбу, сражался вместе с польскими партизанами против фашистских оккупантов. Не потерял бодрости духа, даже тогда когда лишился руки. И рай, и ад прошёл фронтовик, не сломался, выдержал, преодолел все препятствия.

И снова дома солдат.

Вопрос уч$ителя:

-О какой жизни он мечтал? (Ответы учащихся).

-А какой она предстала перед ним?

(Фронтовика встретили новые жизненные испытания: Дарья, его жена, вышла замуж).

Вопрос учителя$:

-Перед каким нравственным выбором встал Василий-кузнец? (Ответы учащихся)

Слайд №3

Нравственный выбор Васьки-кузнеца

Понять, простить жену, Упрекать жену в неверности, оставить в покое новую семью разрушить покой

новой семьи

Вопрос учителя:

-Какой выбор делает герой? И почему?

Вопрос учителя:

- Какие каче$ства необходимы человеку, чтобы принять такое сложное решение? (Сильная любовь, человечность, умение прощать, понимать)

Слово учителя:

Встреча Васьки с Дарьей после долгой разлуки – это встреча двух любящих людей, умеющих понять друг друга (Прочитать отрывок «Бросилась я к отцу…»$).

Вопрос учителя:

-Как в «Повести об отцах» показано отношение дочери к отцу в этот сложнейший момент жизни (Переживает, жалеет отца, надеется, что жить будут как прежде)

- Оправдан ли внезапный отъезд отца? (Это стыд за содеянное (избил учителя Василия Ксенофонтовича), это не бегство от себя, это желание не мешать новой семье, которая создавалась во имя счастья детей).

Слово учителя:

Василий умеет терпеть, прощать, $любить и ждать, он так и не научился жить ради личного благополучия.

Вопрос учителя:

-Так ли это? Приведите примеры.

(Получив известие о смерти учителя Василия Ксенофонтовича, он, не задумываясь, возвращается на родину, чтобы помочь Дарье. Аргументы его просты: «Ты, говорит, синичка, у меня умница, сама зарабатываешь, проживёшь и без меня. А там три рта голодных. Матери нужно помочь». Когда не стало Дарьи, он берёт на себя ответственность быть отцом для совершенно чужих детей.)

Вопрос учителя:

-Кем стал Василий для неродных детей? (Родным отцом)

-Почему вы так решил$и, ведь в «Повести об отцах» ничего не сказано о том, как$ Василий смог добиться любви неродных детей: Игоря, Ларисы и Юрочки?

(Дети спешат к нему из-за тревожного сообщения о болезни отца, они заняты одной мыслью: «Нет, не должен…Нет,нет..Вылечим, не дадим умереть…).

Вопрос учителя:

-Что чувствуют дети к отцу?

(Преданность, привязанность, любовь, без него они чувствуют себя сиротами)

Учитель читает заключительные строки повести (слова сестры Анны).

Слово учителя: вся жизнь этого человека, все его качества, гуманность говорят, что он настоящий отец.

Работа со сравнительной таблицей «Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой» (Заранее дано задание: заполнить первую часть таблицы «Как вы понимаете смысл слово «гум$анизм»?)

Как вы понимаете смысл слова «гуманизм»$

$

Истинный гуманизм (на примере характера Василия-кузнеца)

Вопросы учителя:

-Как $вы понимаете слово «гуманизм»?

-А в чём заключается истинный гуманизм? Что вы записали во вторую часть таблицы? Назовите нравственные качества Василия-кузнеца, позволившие ему достойно выйти из сложнейшей ситуации и завоевать любовь детей (учащиеся перечисляют эти качества)

Слайд №4. Истинный гуманизм в «Повести об отцах» Н.Куратовой: доброта, любовь, отзывчивость, умение понять, умение прощать, огромное терпение, забота о $ближнем, жизнь для других.

Вывод: Именно такие качества подразумевает Н.Куратова под истинным гуманизмом.

Этими чертами наделен простой коми мужчина. Такие отцы очень нужны детям. Сила их любви воплотится в любовь и преданность к ним детей. Искренне хотелось бы, чтобы как можно больше девчонок и мальчишек, став взрослыми, сказали (см. эпиграф): «Ярче всего в моей памяти запечатлелся образ отца, его я любила больше всех на свете».

$

Post Comment