Проблема выбора и её художественное воплощение в рассказе Е. Замятина «Пещера» 11 Класс

Проблема выбора и её художественное воплощение в рассказе Е. Замятина «Пещера»

$ Урок-мастерская

(11 класс)

Технология урока:

педагогическая мастерская по рассказу Е. Замятина «Пещера», рассчитана на два учебных часа, легко вписывается в программу 11 класса. Рассказ «Пещера» ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временных затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства.

Анализ данного произведения формирует у учащихся начальное понимание взглядов Замятина на новую действительность и «нового» человека». Это поможет увидеть развитие взглядов $в других произведениях и более глубоко понять идейно-художественное своеобразие романа Е. Замятина «Мы».

       При работе с рассказом используется прием технологии развития критического мышления, $позволяющий понять глубину замятинского текста, – чтение с остановками.

Текст рассказа невелик по объему. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предла$гаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа.

При подготовке урока были использованы материалы УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО РАССКАЗУ Е.ЗАМЯТИНА «Пещера» Голубевой Ольги Альбертовны, педагога-психолога МОУ СОШ №3 г. Костромы.

Цели и задачи урока:

Предметные: показать трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и арг$ументировано отстаивать свою. Самостоятельно оценивать правильность своих действий развивать способность к самооцен­ке на основе наблюдения за речью при работе с текстом;

Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывани$е, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь

Познавательные: Извлекать информацию из текста, $уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. выдвижение первичных смысловых версий индивидуально освоение навыков выстраивания логического рассуждения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: воспитывать интерес к изучению художественной литературы; учить выявлять заложенные в художественных произведениях непреходящие нравственны$е ценности и их современное звучание.

Технология: прием технологии развития критического мышления – чтение с остановками, $позволяющий понять глубину замятинского текста.

ТИП УРОКА: Урок-мастерская

$Ход урока:

  1. Организационный этап.

$$ Цели и задачи учителя на данном этапе урока:

Лууд – создать условия, благоприятствующие предстоящей работе

Рууд – отрабатывать навыки самоорганизации

Пууд – настроить на восприятие темы урока.

Цели учащихся: приготовиться к уроку, настроиться на предстоящую работу, на восприятие темы урока.

— Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Желаю Вам успешной работы.

Мотивация. Постановка проблемы.

-Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? ( называют что-то простое). А теперь представь$те: революция… Назовите ассоциации… Революция(изменение, гражданская война, белые и красные, борьба, разруха,………, ………..)

-Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми? (дети высказываются по-разному, но уже серьезнее).
Диалог: вопрос я задала один? а мнений у нас (много). Какой же вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.
Это Замятин и его рассказ «Пещера».

-Попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.

Звучит тема урока: Проблема выбора и её художественное воплощение в рассказе Е. Замятина «Пещера»

$2. Основной этап урока.

Цели и задачи учителя:

Предметные: помогать совершенствовать умения обучающихся ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера.

Личностные: развивать потребность в самовыражении и самореализации, повышать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

Ко$ммуникативные УУД: Совершенствование построения речевого монологического и письменного высказывания в соответствии с поставленными задачами, осуществлять речевой контроль.

Познавательные УУД: Развивать умение ставить и формулировать проблемы, делать выводы, обобщения; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные УУД: Учить грамотно высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы, контролировать и $оценивать результаты своей и чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

$Обратимся к истории создания произведения.

$ (С историей создания знакомит подготовленный обучающийся)

История создания рассказа

В период с 1917 по 1920 г.г. Замятин создает цикл рассказов, где действие происходит в послеоктябрьской России, в Петербурге. Это рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера».

Рассказ «Пещера» — одно из самых талантливых произведений Е. И. Замятина. Интересна история его создания. Толчком к созданию рассказа послужило, как это часто бывало у Замятина, незначительное впечатление. Писатель вспоминает: «На дворе 1919 год. Ночное дежурств$о зимой. Мой товарищ по дежурству озябший, изголодавшийся профессор, жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду.

На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Вот так житейский эпизод под пером писателя превращается в грандиозное обобщение.

— А теперь обратимся к фрагменту из биографии писателя.

(Готовит обучающийся)

Инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Пар$иже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой $ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент вы$годно, а то, что мне кажется правдой».
В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет с$воей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.
Почему же мэтра, мастера ( а таким его признавали) считали оппозиционером? Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? ( таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.)

Так перед каким же выбором он оказался? (творчество или родина). Тяжелый выбор… А перед каким выбором он поставил своих героев? (переходим к анализу произведения).

$Работа с текстом рассказа.

Личностные результаты:

1. развитие любви и инт$ереса к художественному произведению, богатству языка и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

$ Коммуникативные УУД:

1.Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности 3. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений;

$ 2. самостоятельно делать выводы

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, — словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз, к которому мы сегодня и обрати$мся.

      Кстати, какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

$ Рассказ разделен на 5 частей.

По первой части рассказа поработаем фронтально, она перед вами (на каждой парте текст)

Таблица 1

$

Чтение 1-й части текста.

  1. Найдите ключевые слова

 

2. Какое возникает ощущение при чтении? В каком времени и пространстве оказывается читатель?

3. Что в тексте стало для вас неожиданным? Запишите в нужную колонку.

$

$4. Как же доносит эти мысли до читателя Е.Замятин?

5. С помощью каких художественно-выразительных средств создается напряженная жуткая атмосфера?

$ Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, чем-то похожие на дома скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль; может мамонт, может быть, ветер; а может быть — ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь п$ереносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…

В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги;$ каменно-вековые гончарного вида лепешки; Скрябин, опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной – бог: коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

$

Возникло ощущение нереальности происходящего, при всей реальности того, что происходит. Страшно, холодно, жутко.  Неожиданным стало место действия – Петербург, уподобленный каменному веку. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека. Картину сопровождают звуки:$ рев и трубные звуки «мамонтейшего мамонта», стук каменного топора, лязг зубов от холода. мистическая картина ночи. Ночи с вымершими улицами, обледеневшими домами, с завывающим ветром.

$. Ожидаемым является время действия – зима, холод.

С первых же строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века, атмосфера жуткая, напряженная.

Каменному веку уподоблен день сегодняшний. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека (работа с ключевыми словами).

Возникает ощущение кризисности бытия, нового Всемирного Потопа.

Писатель следует эстетике экспрессионизма, «искусству крика$». Он повышенно эмоционально выражает свою мысль о мире и неблагополучии человека в нем. Автор изображает не сам предмет, а ощущение от него. «Я никогда не объяснял, я всегда показывал…», — говорил писатель. Задаче «докричаться до человека» подчинены и все художественные средства рассказа.

Тяготение к абс$тракции, гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма (примеры).

Строгий ритм создается за счет обилия пауз.

Образность (эпитеты, сравнения, метафоры) экспрессивна: таинственный вой, дома-скалы, квартиры-пещеры.

Гиперболический образ «мамонтейшего мамонта» чудовищен.

Метафоры пронизывают весь рассказ.

Метафора пещерной страны, затерянной среди скал, появляется еще раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его.

Речь героев обрывиста, недосказана – читателю нужно домыслить происходящее.

$Назывные предложения емко рисуют картину происходящего, задают общую тональность, настроение повествования. В тексте звучат анафоры.

— Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вы полу$чите листы оценивания, в них уже есть критерии оценивания. Ваша отметка за урок будет включать в себя баллы, которые вы получите за индивидуальную работу и за работу группы.

Таблица 2

Критерии оценивания деятельности обучающихся в течение урока

$

Вид оценивания

Деятельность

Кто оценивает

1.

Оценка индивидуальной деятельности

Участие в проверке домашнего задания

Участие в работе группы

Участие в дискуссии

Учитель

Группа, взаимооценивание

Класс, взаимооценивание

2.

$

Оценка работы группы

Сформулированный и аргументированный ответ на поставленный вопрос

Логичность, выразительность, последовательность ответа

Выполнение правил поведения в дискуссии

$

Класс, взаимооценивание

Класс, взаимооценивание

Класс, взаимооценивание

Количество баллов за участие: активное – 1 балл, не очень – 0,5 балла, неучастие – 0 баллов.

Объединитесь по 3 человека. Должно получиться 4 группы.

$— Возьмите задания, которые Вам предстоит выполнить. Ознакомьтесь внимательно. Выполнение заданий – это подготовка к дискуссии. — Вам понятно задание? Какие цели стоят перед Вами на этом этапе урока?

Найти необходимый материал в тексте, сформулировать ответы на вопросы, подготовить выступление и принять участие в обсуждении проблемного вопроса.

Какого результата Вы можете достичь благодаря этой работе?

Сможем более глубоко понять содержание, будем совершенствовать работу вместе, приходить к общему выводу и защищать свою точку зрения.

Группы приступают к работе. Время: 15 минут.

  Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух.

$

$Таблица 3

Задания для групп и предполагаемый материал для ответов

$Номер

группы

$

$Найти в тексте ответ на вопрос,

дать развернутый ответ

и выступить перед одноклассниками.$

Предполагаемый материал

$1 группа

Чтение 2-й части текста: «Бог могуче гудел…- Ну, конечно, с утра.» Герои рассказа. Работа с образами.

1. Место, где происходит действие

  1. Ваш прогноз – каково содержание следующего абзаца?

3. Охарактеризуйте главного героя.

$4. О чем идет речь во второй части текста? Как выглядят герои?

5. Какие метафоры использует автор? Какие $ассоциации они вызывают?

Это «пещерный» Петербург.

мы ждем появления главного героя.

$

Метафоры к образу Мартин Мартиныча.

Герои рассказа — Мартин Мартиныч (вы вслушайтесь: не Мартын Мартыныч, а Март — солнечный зайчик на обледенелой стене) и Маша. Маша… Нежная, добрая, любящая…

Мартин Мартиныч и Маша сумели сохранить свою любовь и вместе с ней — в$се доброе и человеческое, невзирая на суровые испытания и нелегкие удары судьбы. Маша смертельно больна, ей уже много месяцев сложно подниматься с постели. Ее муж обессилен изнурительными поисками пищи и дров, которые ценятся в заснеженном и промерзшем городе на вес золота. И вот дрова заканчиваются, а с ними — надежды на существование. Мартин Мартиныч мог бы топить мебелью, бумагами, которых достаточно в квартире, но все это — и шкафы, и стулья, и книги — чужое. А чужое — это табу, запрет. У горячо любящих друг друга супругов даже мысли не возникает воспользоваться этими вещами для сохранения не просто тепла — жизни. Но отчаянное положение и особенно$ тот факт, что у Маши завтра именины, толкают Мартина Мартиныча на страшное для него преступление — воровство. Но не о себе он заботится, потому что этот день — последний для него — и крадет он не у бедняка.
Как вы понимаете образное выражение: «туже узел, еще туже»?
  

Для каждого героя здесь свои символы. «Глиняный» — выбирает автор для Мартина Мартиныча, и чувствуется что-то теплое, милое, родное в его «глиняной улыбке» и что-то хрупкое.

2 группа

Чтение 3-й части текста: «Пе$щерный бог затихал…- Обе двери – не натопишься…»

$ 1. О чем идет речь в третьей части текста? Как выглядят герои?

2. Какая метафора сопровождает образ Обертышева? Ваши ассоциации

3. Как рисуется внутреннее состояние Мартин Мартиныча?

4. Как вы думаете, что произойдет дальше?$

Обертышевы богаты по меркам послереволюционного Петербурга — у них всегда достаточно еды и целая прихожая дров. Но люди эти, безжалостные к чужой беде, замкнутые на своем тесном, благополучном и хищном мирке, уподоблены зверям. Не зря о главе семейства говорится, как о кровожадном животном: «Желтые каменные зу$бы сквозь бурьян, желтые зубы — из глаз, весь Оберты-шев обрастал зубами, все длиннее зубы». Его жена и дети — это «обертышевская самка и трое обертышат». Эти люди выбрали закон выживания за счет уничтожения слабейших — и им удобно и комфортно рядом с чужой$ бедой.

«Расколотый надвое Мартин Мартиныч».

Вот он, замятинский шедевр, шедевр звукописи: «Где бы дров — где бы дров — где бы дров!» Сливаются глухие удары топора с ударами сердца, птица-мысль «бестолково, слепо тукается в потолок, в стекла, в стены$«.

$3 группа

4$ группа

Чтение 4-й части текста: «На темной обледенелой площадке…– Как же это вы так…»

  1. Согласны ли вы, что этот эпизод является кульминационным?

  1. Кто побеждает в схватке?

3. Какова идея автора в рассказе. $Каким вам хочется видеть финал рассказа? Попробуйте предсказать его завершение.

Чтение 5-й части текста: «Двадцать девятое. – До конца».

  1. Что происходит в душе Мартина Мартиныча?

  1. Как изображен следующий день?

3. Что же умирает?

$4. Какая метафора завершает рассказ?

«И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот давний, со Скрябиным, которы$й знал: нельзя — и новый, пещерный, какой знал: нужно…»

Мартин Мартиныч старается победить в себе эту мысль, победить самого себя — пещерного. Он стягивается узлом до предела натянутых нервов. Здесь опять Замятин создает удивительно звучащий образ — «$туже узел, еще туже!» — словно плачет струна под безжалостным смычком… Струна рвется: «$Запустил руку в дрова… полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро — хлопнул дверью и вверх — огромными, звериными скачками«… Рвется струна …

Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.

Герой украл, и теперь можно жечь все, конец уже неотвратим, мы понимаем, что стоит за этим: «$Все сжег — я все сжег — все..

Стук топора, и Март расколот.

Обратим внимание на хронологическую разлиновку рассказа. События начинаются 28 октября, когда еще бывают «синеглазые дни», когда еще есть надежда на спасение.

«Двадцать девятое. С утра — низкое,$ дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом… Только бы сегодня: «завтра» — непонятно в пещере: только через века будут знать «завтра», «послезавтра…

Сумерки. 29 октября состарилось. 29 октября умерло».

Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.

Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма.       Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое – наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там – да$же понимание ценности человеческой жизни…

Трагедия интеллигенции в России XX века — очень глубокая тема.

$ Работа окончена. Выступают представители каждой группы.

Класс оценивает качество каждого подготовленного ответа.

Учитель обращается к классу с проблемным вопросом.

— Так каков же был выбор перед главными героями? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)…
Обобщение .Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои), что поняли? ( выборы тяжелые, главные, сущностные… )…

(Сущность конфликта – выбор между человеческим и пещерным. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остается жив, но погибают его духовные ценности. У человека всегда есть право выбора и часто — возможность этого выбора. Каждый сам должен решить для себя, что для него важнее и как он хочет выстр$оить свою жизнь. Выбор в жизни человека существует и сегодня, в ситуации выбора мы бываем часто, но главный выбор у нас впереди).

Перед Вами несколько высказываний писателей, слова которых я хотела сделать эпиграфом уроку, который, на ваш взгляд, наиболее подходит к теме нашего урока?

— Вот – Любовь
Того вампирственного века,
Который превратил в калек
Достойных званья человека!
А. Блок
(«Возмездие)

«Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше — жизнь все равно снесет». $Л.Н.Толстой.

(Большинство обучающихся посчитали наиболее подходящими строки А.Блока)

Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Бл$ока и рассказ?
Можно сказать, что слова Блока из поэмы «Возмездие» отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами «высокое» и «низкое», когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века «вампирственный» очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, «высасывались» нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме «Двенадцать» в образе отряда красногвардейцев.

Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода?
Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе «Белая гвардия», повестях «Собачье сердце», «Роковые яйца», М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в «Конармии», Б. Пильняк в романе «Голый год».

$

Подведение итогов данного этапа работы

КУУД — Умение выражать свои мысли

ПУУД — Рефлексия способности орга$низовывать собственную деятельность. Прогнозирование.

ЛУУД — Смыслообразование

— Итак, вы достигли цели, которую ставили на этом этапе урока?

(Да, нашли материал для ответов на вопросы, поработали над средствами выразительности, участвовали в дискуссии)

— А какого результата достигли, благодаря этой работе?

Глубоко раскрыли содержание рассказа, работали в группе слаженно, четко, распределили роли. Слышали друг друга.

Обобщение.

— Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

— Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками»,$ в чем?

— Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Ключевыми, главными словами ответа будут, конечно, слова «мастерство писателя». Сформулируйте ответ на этот вопрос, начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»

Домашнее задание.

Цели и задачи учителя:

ПУУД – развитие творческих способностей

РУУД – развитие навыков самоорганизации при выполнении домашнего за$дания.

ЛУУД – осознание ценности семейных взаимоотношений,   умение рассказать о своих чувствах.

— Последний этап нашего урока – обсуждение домашнего задания. Предлагаю Вам три варианта выполнения. Какая цель стоит перед Вами сейчас? (выбрать наиболее подходящий вариант работы)

— Я желаю Вам сделать правильный выбор.

  • Рецензия на рассказ.

  • Сочинение «Евгений Замятин: тревожный взгляд в будущее» (по рассказам Е. Замятина).

  • Рассказ о л$ичности и судьбе Е. Замятина по статье учебника с возможным привлечением других материалов.

Post Comment