Проверочная работа по литературе в 5 классе по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение с. Среднее Аверкино муниципального района Похвистневский Самарской области

.

Проверочная работа по литературе в 5 классе
по рассказу В.Астафьева «Васюткино озеро»

$

подготовила

учитель русского языка и литературы

Иванова Галина Владимировна

$

с. Среднее Аверкино

2013

Анализ отрывка из эпического про$изведения

Цель: контроль осмысленного чтения художественного произведения, знания литературоведческих терминов, умения находить их при анализе прозаического произведения, развитие навыков письменной рефлексии по технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился с дровами, густая, как смоль, темнота начала редеть, прятаться в глубь леса. Не успела она ещё совсем рассеяться, а на смену ей уже выполз туман. Стало холоднее. Костёр от сырости зашипе$л, защёлкал, принялся чихать. (…)

Всё замерло в ожидании первого утреннего звука. Что будет это за звук – неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лёгкий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц, может, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень.

Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить сонную тайгу. Васютка зябко поёжился, придвинулся ближе к костру и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки.

Солнце было уже высоко. Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая пыль искрилась всюду.

«Где это я?»- изумлённо подумал Васютка. И, окончательно проснувшись, услышал оживлённую тайгу.

По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки, хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. (…)

-Ну, чего смотришь? Не узнала?- с$ улыбкой обратился к ней Васютка. (…)А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то бы сбегала, сказала нашим, где я. Ты вон какая проворная! (…) Убирайся давай, рыжая, стрелять буду!

Васютка вскинул ружьё и выстрелил в воздух. Белка, будто пушинка, подхваченная ветром, метнулась и пошла считать леревья. Васютка выстрелил ещё раз и долго ждал ответа. Тайга не откликалась. По-прежнему надоедливо, вразнобой горланили кедровки, неподалёку трудился дятел да пощёлкивали капли росы, осыпаясь с деревьев.

В.Астафьев «Васюткино озеро»

Задание

Ответы

1

$

К какому роду литературы относится данное произведение, из которого взят отрывок?

$

Эпос

2

Укажите жанр произведения

Рассказ

3

Где и когда происходит действие?

В Заполярье в конце августа

4

На$зовите полное имя героя, о котором идёт речь

Василий Шадрин

5

Какой таёжный закон нарушил Васютка?

Отошёл от затесей

6

Как называется картина природы в литературном произведении?

Пейзаж

7

Как называется речь одного персонажа?

Почему Васютка разговаривает вслух?

Монолог

Прогоняет страх

8

Как н$азывается самый напряжённый момент в художественном произведении? Выпишите предложение, подтверждающее вашу мысль.

Кульм$инация

«А я вот заблудился».

9

Какие качества помогли мальчику выжить?

Смелость, смекалка, терпение,

знание тайги…

10

Выпишите из отрывка примеры изобразительно-выразительных средств:

эпитетов

$Робкий свист; сонная тайга; оживлённая тайга

сравнений

Белка, будто пушинка; темнота густая, как смоль; туман пал росою

олицетворений

Заплакала желна; белка пошла считать деревья; горланили кедровки

$

Составьте синквейн, характеризующий героя

Васютка

Смелый, сообразительный

Нарушил, заблудился, выжил

Мальчик-первооткрыватель проточного озера

Робинзон

Список использованной литературы

1. Литература.5 кл. Учеб. для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. Ч.2/ авт.-сост. В.Я. Коровина.- М.: Просвещение, 2009

Post Comment