Рабочая программа по учебному курсу "Литература" 8 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4 имени Нисанова Хаима Давидовича города Пролетарска

Ростовской области

$

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному курсу

«Литература»

8 класс

подгото$вила

учитель русского языка и литературы

Пермякова Наталья Евгеньевна,

высшая квалификационная категория

г. Пролетарск

2012

$

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕ$ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПРОЛЕТАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА № 4 ИМ. НИСАНОВА Х.Д.

Согласовано

Руководитель МО

_______ Пермякова Н.Е..

Протокол № ___ от

«____»__________2011 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по Госстандартам

___________ Скок Л.Б..

$

«____»____________2011 г.

Утверждаю

Директор МБОУ

СОШ № 4 им. Нисанова Х.Д.

_______ Перевозникова Т.И.

Приказ № ___ от «___»_____________2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по у$чебному курсу

«Литература»

8 класс

(105 часов в год, 3 часа в неделю)

2011-2012 учебный год

Учитель:

Пермякова Наталья Евгеньевна

Раздел I. Пояснительная записка

$ Назначение программы : программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Цель программы способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Задачи

Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельностью самого ученика. Осваивая программу, учащийся накапливает солидный читательский багаж, формирует представление о литературе как виде искусства, постигает ее специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим.

$Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

Принципы построения

Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Специфика курса

В 8 классе учащиеся обращаются к проблеме времени на страницах произведения искусства, следовательно к истории в произведениях искусства слова, которую невозможно изучить, не касаясь позиции автора. Учениками накоплен материал по литературе различных времен. Знания, полученные на уроках истории, особенности возраста дают возможность серьезного знакомства с произведениями исторической тематики.

$ Технологии, методы

Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

В 8 классе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным подтекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес шко$льников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу.

Тематическое и поурочное планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, соответствующей компоненту государственного стандарта общего образования по литературе 2004года, предусматривающей 70 часов в год . Планирование адаптируется с увеличением на 1 час для уделения большего внимания анализу текстов и региональному компоненту, в связи с чем составляет 105 часов в год (3 часа в неделю).

В 8 классе ученики особенно пристально рассматривают проблему времени на страницах произведений искусства слова, что является своеобразной подготовкой к восприятию курса на историко-литературной основе в 9 классе. Знания, полученные на уроках истории, опыт самостоятельного чтения дают возможность серьезного знакомства $с произведениями исторической тематики. Читатель встречается с временем, изображенным, временем создания и временем чтения.

При этом очень важно рассмотрение позиции автора, повествующего об исторических событиях. Сложность связей литературы и времени демонстрируется практически каждым конкретным произведением, включенным в этот курс, начиная с былин и завершая историческими романами 20 века.

В программе широко представлена лирика, отражающая яркость эмоционального отклика художественного слова на события прошлого. Именно в лирических произведениях, обращенных к истории, активно выявляется позиция автора.

Необходимо подсказать ученикам важность понимания исторического времени для верного взгляда на время сегодняшнее. В $качестве достаточно объемного эпиграфа для этого предлагается фрагмент сказки Х. К. Андерсена «Калоши счастья».

В 8 классе предоставляется возможность понаблюдать за тем, как искусство на разных этапах своего развития смотрело на события истории. Ученик видит живую историю на страницах художественного произведения и оценивает обращение художника к прошлому. Попутно возникают самые разнообразные вопросы, которые вовсе не обязательно с проблемой времени, но, как правило, помогают более отчетливо представить возможности различных жанров, когда они обращены к событиям истории.

Накопленные знания и умения, связанные с освоением сюжета (5 класс), знакомство с героями литературного произведения (6 класс), жанрами произведений и художественными приемами (7 класс), обогащаются новыми подходами.

К изучению наиболее трудных произведений: народной драмы «Как француз Москву брал», романа «Дон Кихот», повести «Марфа Посадница», былин 19 века, «Пиковой дамы», «Трех мушкетеров», обзорных тем даны методические рекомендации в Программе по литературе под редакцией Т. Ф. Курдюмовой.

$ Резервные уроки могут быть использованы для уроков внеклассного чтения на усмотрение учителя.

Отбор содержания курса, целевые установки автора отражены в требованиях к уровню подготовки учащихся 8 класса.

В работе используются:

1. Сбор$ник нормативных документов. Литература / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008. – 185, [7] с.

2. литература: программа по литературе для общеобразовательных учреждений. 5 – 11 класс / Т. Ф. Курдюмова – М.: Дрофа, 2006.

3. Литература. 8 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учебных заведений. (автор-составитель Т. Ф. Курдюмова – М: дрофа, 2008).

Раздел II. Тематический план

$

Наименование разделов

Всего часов

$

Из них

Р.р.

Вн.чт

1

Ведение. Литература и время.

2

2

Фольклор.

5

1

1 р.к.

3

Древнерусская литература

5

4

Литература 18 века

4

1

5

Литер$атура 19 века

52

7

6

Литература 20 века

37

2

3 р.к.

Раздел III. Основное$ содержание тем.

(70 часов)

$ Литература и время. Литературный процесс как часть исторического прошлого. История в произведениях искусства слова. Время на страницах исторических произведений. Г.х. Андерсон. Калоши счастья.

История в устном народном творчестве. Жанры исторической тематики в фольклоре. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.

Историческая народная песня. Правеж. Петра I узнают в шведском городе.

Народная драма. Как француз Москву брал.

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА$

Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Особенности отражения исторического прошлого в литературе.

Летопись. Повесть временных лет.

Воинская повесть. Повесть о разорении Рязани Батыем.

Житие. Сказание о житии Александра Невского. Б. К. Зайцев. Преподобный Сергий Радонежский.

ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА

$Жанры исторических произведений: Эпические и драматические. Историческая драма и исторический герой. События истории в произведениях XVIII века. Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новагорода.

ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

Проблема человека и времени в произведениях XIX века. Массовая литература на исторические темы. Яркость выражения авторской позиции в произведениях на исторические темы.

Былины и их герои в поэзии XIX века. А. К. Толстой. Илья Муромец. Правда. Г. У. Лонгфелло. Песнь о Гайавате. В.Скотт. Айвенго. И. А. Крылов. Волк на псарне. А. С. Пушкин. Песнь о вещем Олеге. Полтава. Борис Годуно$в. Капитанская дочка. Герои исторической повести. Историческая повесть и исторический труд. М. Ю. Лермонтов. Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Н. В. Гоголь. Тарас Бульба. Героическая личность.

Мотивы былого в лирике поэтов XIX века. В. А. Жуковский. Воспоминание. Песня. А. С. Пушкин. Воспоминание. Стансы. Анчар. Д. В. Давыдов. Бородинское поле. И. И. Козлов. Вечерний звон . Ф. Н. Глинка. Москва. А. Н. Апухтин. Солдатская песня о Севастополе. А. Дюма. Три мушкетера. А. К. Толстой. Василий Шибанов. Князь Серебряный. Вымысел и реальность в художественном произведении. Народная речь в литературном тексте. Л. Н. Толстой. После бала. Контраст как композиционный прием. Время и пространство в художественном тексте.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

Былины и их герои в произведениях 20 века. Автор и время на страницах произведений XX века. Былины и их герои в поэзии XX века. И. А. Бунин. На распутье. Святогор. Святогор и Илья. К. Д. Бальмонт. Живая вода. Е. М. Винокуров. Богатырь. Ю. Н. Тынянов. Подпоручик Киже.

Восковая персона. М. Алданов. Чертов мост. С. Цвейг. Невозвратимое мгновение (Ватерлоо,

18 июня 1815 года). Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали...».

Великая Отечественная война в лирике XX века. А. А. Ахматова. Клятва. Мужество. А. А. Прокофьев. Москве. К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...». А. Т. Твардовский. Рассказ та$нкиста. Ю. В. Друнина. Зинка. М. А. Дудин. «Здесь грязь, и бред,

и вши в траншеях...». А. А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь...». М. В. Исаковский. Огонек. Б. Ш. Окуджава. До свидания, мальчики. Е. М. Винокуров. «В полях за Вислой сонной...». В. С. Высоцкий. Штрафные батальоны. Л. М. Леонов. Золотая карета

Мотивы былого в лирике поэтов XX века. В. Я. Брюсов. Тени прошлого. 3. Н. Гиппиус. 14 декабря. Н. С. Гумилев. Старина. Прапамять. М. А. Кузмин. Летний сад. М. И. Цветаева. Домики старой Москвы. Генералам двенадцатого года. Е. А. Евтушенко. Когда звонят колокола. В. С. Высоцкий. «Зарыты в$ нашу память на века...»

Итоги

$

Раздел IV. Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.

$

$

$

$

Тема

Цели

Теория

Методы

Дата проведения

1 ЧЕТВЕ$РТЬ

Введение.

1.

Литература и время. Жанровое разнообразие произведений исторической тематики.

2.09

2.

Г.Х.Андерсен.$ «Калоши счастья». Герой сказки и его путешествие в исторические века.

Дать представление уч-ся о том, что со временем меняется не только жизнь, но и литература, появляются новые жанры. Иметь представление о жанровом своеобразии произведений на исторические темы. Уметь воспринимать события и характеры далекого времени, уметь оценить их через сказку Г.Х.Андерсена «Калоши счастья» - произведение, которое поможет уч-ся осознать связь времен.

Классическая литература

$ Жанры исторической прозы и поэзии

Рассказ

Комментированное чтение

5.09

Фольклор.

3.

Фольклор. Отражение жизни народа в произведениях фольклора.

Народная историческая песня.

«Правеж»

Знать, что произведения устного народного творчества в яркой поэтической форме передают $народное восприятие событий и героев отечественной истории, привить уч-ся желание с интересом входить в мир фольклорных произведений, в которых отражены представления наших предков об ушедшей и будущей жизни. Привитие интереса к фольклорным произведениям.

Историческая песня

Народный театр

Былины

Предания

легенда

Рассказ

Комментированное чтение Исследовательский

$ 8.09

4

«Петра 1 узнают в шведском городе».

Знать о каком историческом эпизоде царствования Петра 1 рассказано в песне, особенности изображения царя, уметь видеть художественные приемы, уметь отличать былинного героя от героев исторической песни

$

Эпитет

Постоянный эпитет

Проблемный

Сравнительный анализ

Метод художественного чтения

Исследовательский

9.09

5

Народный театр. «Как француз Москву брал»

Знать какие исторические события отражены в пьесе, как выражено отношение народа к этим фактам, уметь видеть исторических героев разных времен в одном произведении, почему они появи$лись в одном произведении, уметь охарактеризовать Наполеона и Потемкина. Воспитание патриотизма.

Народный театр

пьеса

Диалогический

Метод художественного чтения

12.09

6.

$

Вн. чт. Региональный компонент. «Донские исторические народные песни.

15.09

7

Р.Р. Работа со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

Продолжить работу со словарями при изучении литературы, связанной с историческим прошлым

$

16.09

Древнерусская литература.

8

Древнерусская литература. Историческая личность на страницах произведений Древней Руси. Летопись. «Повесть временных лет». «Смерть Олега от своего коня»

Продолжить изучение древнерусской литературы, знать, что ей принадлежит значительное место в культурном наследии России; задача древнерусского автора –передать истину, познакомить с содержанием отрывка из «Повести временных лет»

Лет$опись

Воинская повесть

Житие

Комментированное чтение

Исследовательский

19.09

9

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Познакомить уч-ся с «Повестью о разорении Рязани Батыем», видеть какими изображены Евпатий Коловрат и его дружина, знать какие художественные средства помогают передать их доб$лесть и отвагу, уметь видеть в тексте фольклорные элементы: анафору, гиперболу.

Анафора

гипербола

$ Комментированное чтение

Исследовательский

Творческий

22.09

10

Жанр жития в литературе.

Уметь видеть отличительные особенности жанра жития, кто являлся героем жития, знать строение жанра жития

23.09

11

«Сказание о житии Александра Невского»$

Портретная характеристика Александра Невского, уметь сравнивать его с другими персонажами.

житие

Сравнительный анализ

Исследовательский

Комментированное чтение

26.09

12

Б. К. Зайцев. «Преподобный Сергий Радонежский» .

Познакомить уч-ся с произведением «Сергий Радонежский», видеть какие качес$тва характеризуют человека, посвятившего свою жизнь служению Богу и Руси.

Каноническое жити$е

Наглядный метод

Исследовательский

29.09

Литература 18 века

13

Литература 18 века. События истории в произведениях 18 века.

Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новагорода».

Знать, почему в 18 веке усиливается интерес русской науки и литературы к мировой и отечественной истории, видеть, как авторы посредством изображения исторических событий выражают свое осознание огромной значимости России в судьбах $мира.

Комментированное чтение

30.09

14

Н.М.Карамзин. «Марфа- посадница, или Покорение Новагорода».

Сопоставление средств эмоциональной выразительности в речах Холмского и Борецкого.

$

Сравнительный метод

3.10

15

Н.М.Карамзин «Марфа – посадница…».

Сопоставление исторического труда и художественного текста.

Отличие героини повести и исторического персонажа

Проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести

6.10

$

16

Р.Р. Речь в защиту одного из героев повести – Марфы, Иоанна III или Холмского.

$

7.10

Литература 19 века.

17

Литература 19 века. Проблема человека и времени в произведениях 19 века. Былины и их герои в поэзии 19 века. А. К. Толстой. «Илья Муромец».

Раскрыть проблему человека и времени в произведениях 19 века, показать как в русских былинах сосредоточилась память народа о своем прошлом, отразились лучшие черты русского национального характера.

$

Поучение

Средства, характерные для былины

Диалогический

Комментированного чтения

Рассказ

10.10

18

А. К. Толстой. «Правда».

$Показать, как А К Толстой погружаясь в далекое прошлое, стремился выразить свои впечатления о современной жизни, преломляя их «в старинном зеркале»

13.10

19

$

Г.У.Лонгфелло. «Песнь о Гайавате» Сюжет и герои «Песни…»

Познакомить уч-ся с выдающимся американским поэтом, с его произведением. С образом народного героя индейца Гайавата, знать, что легло в основу сюжета, какими качествами наделен герой, уметь найти в тексте художественные средства.

Образные выражения

Сравнения

метафоры

Рассказ Комментированное чтение

Исследовательский

14.10

20

Г.У.Лонгфелло. «$Песнь о Гайавате»

Интерес автора и переводчика к народным легендам и преданиям аборигенов Америки.

Дать представление о романтическом герое и мире;

17.10

21

В. Скотт. «Айвенго».(Обзор)

Познакомить уч-ся с Вальтером Скоттом –создателем жанра исторического романа, показать, как его творчество оказало влияние на создание исторических жанров художественной литературы. Заинтересовать уч-ся$ самостоятельным чтением романа «Айвенго».

Рассказ

Самостоя

тельная работа

20.10

$

22

Великий русский баснописец. И.А. Крылов. О писателе.

Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях;

Повторить знание терминов

21.10

23

И. А. Крылов. «Волк на псарне».

Видеть в баснях Крылова не только моральные поучения, но и сатиру на конкретные события, видеть тесную связь сюжета и образов с событиями$ истории.

Басня

Чтение наизусть

Исследовательский

Диалогический

24.10

24

А.С.Пушкин. Произведения на историческую тему в творчестве А.С.Пушкина

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях;

Помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником?

$

27.10

25

А. С. Пушкин. «Песнь о в$ещем Олеге»

Познакомить с содержанием баллады «Песнь о вещем Олеге», видеть признаки этого жанра в произведении, видеть, какие художественные средства и приемы делают образ Олега запоминающимся и выразительным.

Баллада

Сравнительный метод

Пересказ

Комментированное чтение

Эвристический

28.10

26

$

«Полтава»

Видеть многоплановость поэмы «Полтава», исторические деяния Петра1.Изображение Полтавского боя, как решающего события всей русско-шведской войны. Уметь сопоставить изображение Петра1 перед боем, во время боя и во время празднования победы, видеть как автор относится к своему герою.

Тропы

Сравнительный метод Чтение наизусть

Самостоятельная работа

Комментированное чтение

31.10

2 ЧЕТВЕРТЬ

$ 27

«Борис Годунов»

Познакомить уч-ся с трагедией «Борис Годунов», видеть, что легло в основу создания трагедии, видеть конфликт трагедии, столкновение преступной власти и нравственных позиций народа.

трагедия

Диалогический

Комментированное чтение

Сравнительный анализ

10.11

28

Р.Р. Исполнение лирических и драматических произведений Пушкина

Пров$ерить, как учащиеся владеют навыками исполнения лирических и драматических произведений Пушкина

11.11

29.

Создание «Истории Пугачёва» и «Капитанской дочки»

Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

14.11

30

«Капитанская дочка». Знакомство с текстом.

Познакомить уч-ся с пр$оизведением, увидеть судьбы русского крестьянства и дворянства, крестьянское восстание, освоиться в композиции этого произведения. Уметь объяснить причины, по которым повесть получила свое название. Уметь охарактеризовать наиболее напряженные моменты в повести.

Композиция

Пейзаж

Словесный портрет

Комментированное чтение

Сравнительный анализ Исследовательский метод

Пересказ

17.11

31$

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и 2 глав.

Характеристика героев исторической повести

18.11

32

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести «Капитанская дочка». Разбор 3-5 глав

Проследить по тексту путь духовного становления Гринева.

$

21.11

33

$

Падение Белогорской крепости. Разбор 6-7 глав.

Выяснить изменение взгляда рассказчика на жизнь

24.11

34

$

Тема народного восстания в повести. Лирический сюжет произведения Разбор 8-12 глав

Познакомить с особенностями, принципами и идеей народного восстания;

25.11

35

Становление личности Петра Гринева

Обобщение, систематизация знаний по образу Петра Гринева, в ходе работы проследить те изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым.

$

28.11

36

Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести.

Систематизация изученного материала по образу Маши Мироновой;

Продолжить работу над смыслом названия повести;

1.12

37

Роль Пугачева в развитии сюжета

$

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева и Пугачева позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами;

Продолжить работу над художественными особенностями повести

2.12

38

Историческая повесть и исторический труд.

$Пейзаж, интерьер, манера повествования

Обобщение и систематизация материала;

5.12

39-40

$

Литературная игра по повести «Капитанская дочка»

Углубить понимание идейно-художественного богатства романа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

8.12

41

Р.Р.

Р.Р. Сочинение на одну из тем

Развитие связной речи учащихся;

Умение выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

$

$9.12

42

М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте и его судьбе

Познакомить учащихся с фактами биографии, лирикой поэта;

Вывить сходство судьбы М.Ю.Лермонтова с судьбой А.С.Пушкина;

12.12

43

М.Ю.Лермонтов. «П$еснь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Познакомить уч-ся с поэмой, обращенной в историческое прошлое России, в которой одним из центральных образов становится царь Иван Грозный и где автор развивает тему чести и достоинства человека.

поэма

Наглядный метод

Диалогический

Чтение наизусть

Исследовательский

Эвристический

15.12

44

Герои поэмы «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»и их судьбы .

Уметь видеть важнейшие события сюжета, как проявила$сь в поэме связь с фольклором.

поэма

Наглядный метод

Диалогический

Чтение наизус$ть

Исследовательский

Эвристический

16.12

45

Н.В.Гоголь. Слово о творчестве Н.В.Гоголя. Сюжет повести «Тарас Бульба»

Повторить известные сведения о Н.В.Гоголе как о писателе;

Дать понятие о романтической повести;

Раскрыть сюжет и идейный замысел повести

19.12

46

$Сопоставительная характеристика образов и судеб двух братьев

Дать сравнительную характеристику Остапу и Андрию: учеба, Запорожская сечь, бой, погибель;

22.12

47

Описания в повести (пейзаж, портрет, интерьер)

Показать роль художественной детали;

Помочь увидеть учащимся, как с помощью деталей интерьера автор воссоздаёт облик эпохи и характер героя

23.12

48

$

Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба». Нравы и обычаи Запорожской Сечи, быт казаков в 16-17 веках

Видеть, как Гоголь описывает нравы и обычаи Запорожской Сечи, быт казаков в 16-17 веках, видеть какие качества народного героя воплотил Гоголь в главном герое – Тарасе Бульбе, видеть и понимать лирические отступления в тексте, уметь составлять характеристику главного героя, воспитание товарищества.

Лирические отступления

Рассказ

$Проблемный метод

Беседа Комментированное чтение

Пересказ

26.12

3 ЧЕТВЕРТЬ

49

Р.Р. Героическая личность. Урок-диспут.

Разобраться в вопросе: кто такой Тарас Бульба: верный сын Отечества или убийца?

$12.01

50

Р.Р. Сочинение по повести «Тарас Бульба».

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

$

13.01

51

А. Дюма. «Три мушкетера» (обзор)

Познакомить уч-ся с деятельностью, жизнью А. Дюма, его романом «Три мушкетера», действие которого происходит во Франции; яркость сюжетов, убедительность характеров, стремительное повествование, живая речь. Воспитание смелости, отваги, нравственной ответственности за свои поступки, воспитание товарищества.

$Роман

Самостоятельная работа

Эвристический метод

Беседа Исследовательский

16.01

52

А.К.Толстой. Слово о писателе.

Баллада «Василий Шибанов». Сюже$т баллады, её герои.

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания баллады «Василий Шибанов»;

Представить Василия Шибанова как лицо историческое и показать его значимость в истории и балладе

Баллада

19.01

53

А. К. Толстой. «Василий Шабанов»

$анализ баллады»Василий Шабанов», уметь видеть завязку, кульминацию, развязку произведения, знать, какую роль в развитии сюжета играет Курбский и царь Иоанн.

Баллада

Устаревшие слова

Краткий пересказ

Интерпретация текста

Сравнительный метод

Исследовательский

20.01

54

Роман «Князь Серебряный»

$Сюжет и герои романа

Помочь учащимся раскрыть особенности романа и писательский замысел;

Познакомить с историческими лицами на страницах романа

Реализм

Романтическое повествова-ние

23.01

55

Нравственные идеалы автора и их воплощение в образах князя Серебряного и Елены Морозовой

Помочь увидеть, как автор старается показать соответствие внутренних и внешних качеств человека или, наоборот, контраст;

Раскрыть значение событий, которые стремительно приближаются к развязке;

$

фольклор

26.01

56

«Князь Серебряный»

Знать, почему так назван роман, видеть в Никите Романовиче такие черты, как смелость, честность, решительность, искренность; увидеть одну из главных проблем романа: губительность деспотизма, образ Ивана Грозного говорит о том, что деспотизм уничтожает живую душу не только в раздавленных властной волей подданных, но и в самом деспоте.

Исследовательский

Метод самостоятельной работы

Беседа

Рассказ

$

27.01

57

Вымысел и реальность в художественном произведении

30.01

58

Народная речь в литературном тексте

$

2.02

59

Мотивы былого в лирике поэтов 19 века. В А Жуковский

Увидеть мотивы былого времени в стихотворениях поэтов 19 века, знать, почему некоторые из них обратились к жанру песни, увидеть широту охвата прошлого, какой завет последующему поколению оставили поэты; воспитание патриотизма.

$ Песня

Рифма

Тропы риторические восклицания,

Риторические вопросы

Ассонанс

Звукопись

$

Чтение наизусть

Беседа

Исследовательский метод

Эвристический

3.02

60

Мотивы былого в лирике поэтов 19в. А С Пушкин Д. В Давыдов, И И Козлов, Ф Н Глинка, А Н Апухтин.

Увидеть мотивы былого времени в стихотворениях поэтов 19 века, знать, почему некоторые из них обратились к жанру песни, увидеть широту охвата прошлого, какой завет последующему поколению оставили поэты; воспитание патриотизма.

Песня

Рифма

Тропы риторические восклицания,

Риторические вопросы

Ассонанс

Звукопись

Чтение наизусть

$

Беседа

Исследовательский метод

Эвристический

6.02

61

Мотивы былого в лирике поэтов 19в. Д. В Давыдов, И И Козлов

Увидеть мотивы былого времени в стихотворениях поэтов 19 века, знать, почему некоторые из них обратились к жанру песни, увидеть широту охвата прошлого, какой завет последующему поколению оставили поэты; воспитание патриотизма.

Песня

Рифма

Тропы риторические восклицания,

Риторические вопросы

Ассонанс

$Звукопись

Чтение наизусть

Беседа

Исследовательский метод

$Эвристический

9.02

62

Мотивы былого в лирике поэтов 19в. Ф Н Глинка, А Н Апухтин.

Увидеть мотивы былого времени в стихотворениях поэтов 19 века, знать, почему некоторые из них обратились к жанру песни, увидеть широту охвата прошлого, какой завет последующему поколению оставили поэты; воспитание патриотизма.

Песня

Рифма

Тропы риторические восклицания,

Риторические вопросы

Ассонанс

$Звукопись

Чтение наизусть

Беседа

Исследовательский метод

Эвристический

10.02

63

Р.Р. Чтение наизусть понравившегося стихотворения.

13.02

64

Л. Н. Толстой. Личность и судьба.

$

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя, историей создания «После бала»

16.02

$

65

Л. Н. Толстой. «После бала». Сюжет и герои.

Познакомить уч-ся с произведением Л Н Толстого «После бала», уметь видеть сложную композицию романа, знать, почему это произведение можно назвать «рассказом в рассказе», в чем сила рассказа.

Композиция произведения

Портрет

Сравнительный метод

Беседа

Исследовательский

Рассказ

17.02

66

Прием контраста в рассказе Л.Н.Толстого «После бала»

Контраст как композиционный прием. Время и пространство в тексте.

$

20.02

67

Автор и рассказчик в произведении. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг.

Понять главную мысль рассказа.

24.02

68

$Р.Р. Письменный ответ на вопрос «Что такое долг, честь, совесть в моем понимании?»

27.02

Литература 20 века.

69

$

Вн.чт. Региональный компонент «П.В.Лебеденко. «Четвертый разворот»

1.03

70

Литература 20 века. Автор и время на страницах произведений. Былины и их герои в поэзии 20 века. И.А. Бунин.

$

Увидеть, какие былинные мотивы создают в своей поэзии такие поэты, как И А Бунин, К Д. Бальмонт, Е М Винокуров; уметь сопоставлять их стихи, видеть, какие чувства выразили поэты, обратившись к былинным героям, мотивам и сюжетам; что объединяет эти стихи; увидеть, как через эти стихотворения предстает современная поэтам действительность; воспитание патриотизма, любви к своему родному краю.

Чтение наизусть

Исследовательский метод

Интерпретация текста

Индивидуальная работа

2.03

71

$

К.Д.Бальмонт «Живая вода»

Видеть, какие чувства выразил поэт, обратившись к былинным героям, мотивам и сюжетам;

5.03

72

Е.М.Винокуров. «Богатырь»

Видеть, какие чувства выразил поэт, обратившись к былинным героям, мотивам и сюжетам;

9.03

73

Ю.Н.Тынянов. Тема истории на страницах произведений Тынянова

«Подпоручик Киже» и тема деспотизма

$Познакомить с творчеством Ю.Н.Тынянова;

Помочь увидеть анекдотичную основу исторического рассказа;

Раскрыть трагическое одиночество Петра 1

Комментированное чтение Исследовательский метод

Рассказ

12.03

74

Ю.Н. Тынянов. «Восковая персона»

Познакомить уч-ся с произведением «Восковая персона», увидеть, как автору удается погрузить читателей в атмосферу давно прошедшей петровской эпохи. Почему даже восковое подобие императора продолжает беспокоить живых.

$

Комментированное чтение Исследовательский метод

Рассказ

15.03

75

Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

$Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию

16.03

76

Образ Петра и его окружения на страницах исторического повествования

Показать своеобразие рассказа «Восковая персона;

Выявить авторскую позицию

19.03

77

М. Алданов «Чертов мост» (обзор)

Познакомить уч-ся с произведением «Чертов мост», видеть, какими средствами автор дос$тигает яркости и драматизма описания решающего сражения, уметь описывать сцены самого ответственного момента в победе на Чертовом мосту, уметь охарактеризовать Суворова и других героев произведения.

Пересказ

Исследовательский

Индивидуальный

Эвристический

22.03

$

78

С. Цвейг. «Невозвратимое мгновение(Ватерлоо, 18 июня 1815 года)» (обзор)

Познакомить обзорно уч-ся с творчеством С Цвейга, его

произведением «Невозвратимое мгновение», уметь охарактеризовать главные особенности его творчества, уметь дать краткую хпрактеристику одному из исторических героев, изображенных на страницах этой миниатюры.

Историческая миниатюра

Рассказ Исследовательский

Комментированного чтения

23.03

$

4 ЧЕТВЕРТЬ

79

Б.Васильев. Слово о писателе и его творчестве. «Утоли моя печали…» как роман о судьбах властителей и простых людей на страницах истории

Познакомить учащихся творчеством Б.Васильева;

Показать взаимоотношение власти и народа;

Выявить роль автора, его отношение к событиям прошлого

2.04

80

$Сюжет и герои повести: семья Олексиных и главная героиня повести Наденька Олексина, Иван Каляев

Продолжить знакомство с героями романа;

Выявить своеобразие повествования

$

5.04

81

Б.Л.Васильев. «Утоли моя печали»

Познакомить уч-ся с произведением Б Васильева «Утоли мои печали», который посвящен событиям рубежа 19 – 20 веков, но обращен к сегодняшнему поколению, почему стала возможной ходынская трагедия, видеть, как в романе поставлена проблема политического террора, знать, какое значение в романе играет образ Маши Олексиной, уметь объяснить смысл названия романа.

Рассказ

Комментированное чтение

Сравнительный метод

Эвристический

$

6.04

82

Вн.чт. Региональный компонент

А.В.Калинин «Повесть «Цыган»

9.04

83

$

Великая Отечественная война в лирике 20 века. А.А .Ахматова «Клятва», «Мужество»

Видеть, как лирика военных лет отражала реальные картины и события, проходившие перед глазами поэтов

Уметь сопоставлять стихи о войне, что их сближает и что отличает, уметь самостоятельно анализировать стихотворения

Чтение наизусть Исследовательский метод

Самостоятельной работы

Интерпретация поэтического текста

12.04

84

Великая Отечественная война в лирике АА Прокофьева и К.М.Симонова.

$

Уметь сопоставлять стихи о войне, что их сближает и что отличает, уметь самостоятельно анализировать стихотворения.

13.04

85

Лирика о войне А.Т.Твардовского.

Видеть, как лирика военных лет $отражала реальные картины и события, проходившие перед глазами поэта

16.04

86

Поэзия о войне Ю.В.Друниной и М.А. Дудина

Уметь сопоставлять стихи о войне, что их сближает и что отличает, уметь самостоятельно анализировать стихотворения.

$

19.04

87

А.А. Сурков, М.В. Исаковский, Б.Ш. Окуджава о ВОВ.

Уметь сопоставлять стихи о войне, что их сближает и что отличает, уметь самостоятельно анализировать стихотворения.

20.04

88

Е.М.Винокуров, В.С.Высоцкий и их строки о войне.

$

$

23.04

89

Вн.чт. Региональный компонент

П.Рюмин сб. «Грозовая высота», сб. «Память о войне», А.И.Недогонов, стихи.

26.04

90

Р.Р. Чтение стихотворений о войне наизусть

$

27.04

91

Л.М.Леонов. Тема Великой Отечественной войны в послевоенной драматургии

Познакомить учащихся с творчеством Л.Леонова; Провести обзор содержания рассказа; Определить «внутренний, скрытый рисунок жизни»;

Обучение учащихся аналитическому пересказу

30.04

92

Л.М.Леонов. «Золотая карета»

Видеть, что лежит в основе этого произведения, в $чем заключается конфликт пьесы, какие события собствуют его развитию, знать смысл названия пьесы.

пьеса

Диалогический

Исследовательский

Индивидуальная работа

3.05

93

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. В.Я. Брюсов.

Через стихотворения поэтов серебряного века увид$еть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

Изобразительные средства

Тропы

Звукопись

рифма

Чтение наизусть

Исследовательск$ий

4.05

94

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. З.Н.Гиппиус.

Через стихотворения поэтов серебряного века увидеть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

$

7.05

95

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века.Н.С.Гумилев.

Через стихотворения поэтов серебряного века увидеть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

10.05

96

Мотивы былого в лирике поэтов $20 века. М.А.Кузмин

Через стихотворения поэтов серебряного века увидеть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

11.05

97

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. М.И.Цветаева

$ Через стихотворения поэтов серебряного века увидеть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

14.05

98

Мотивы былого в лирике поэтов 20 века. Е.А.Евтушенко, В.С.Высоцкий

Через стихотворения поэтов серебряного века увидеть мотивы былого в лирике поэтов 20 века, уметь самостоятельно анализировать стихотворения, какие приемы $используют поэты, строфика, звукопись, видеть, каков масштаб осмысления прошлого поэтами 20 века.

17.05

99

$

Р.Р.Сочинение на тему «Мой любимый исторический герой»

Развивать связную речь учащихся;

Уметь выразить своё отношение к предложенным темам сочинения

18.05

100

Р.Р.Изображение истории на страницах художественных произведений и позиция автора

Развитие устной речи учащихся;

Формирование умений логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения;

21.05

101

Обобщение и повторение по теме «Литература 20 века»

Систематизировать и обобщить изученное по теме

$24.05

102

Итоговый урок

Завершить изучение литературы в 8 классе, где изучали произведения, которые помогали представить жизнь людей и прошедшие события на протяжении многих столетий, уметь объяснить важность понимания позиции автора, знать, чем отличается исторический труд и художественное произведение, посвященное историческим событиям, уметь писать отзыв.

$

индивидуальный

диалогический

самостоятельная работа

25.05

103

Что читать летом

Дать список литературы для чтения летом, провести обзор предлагаемой литературы

28.05

104

Резервный урок

$

30.05

105

Резервный урок

31.05


$Раздел V. Требования к уровню подготовки учеников 8 класса.

Ученик должен знать/понимать:

  • авторов и содержание изученных художественных произведений;

  • основные теоретические понятия, связанные с изучением исторических произведений (исторические жанры, особенности решения проблемы времени на страницах художественного произведения).

$

Ученик должен уметь:

  • определять связь литературного произведения со временем (соотношение времени изображенного, времени создания, времени прочтения);

  • использовать различные формы изучения произведений исторической тематики: исторический комментарий, исторический документ, сопоставление изображения одного события в произведениях разных жанров и писателей;

  • определять авторскую позицию писателя;

  • создавать творческие работы, связанные со стилизацией текстов конкретной эпохи;

  • пользоваться различными справочными материалами;

  • $ грамотно и осмысленно читать.

Раздел VI. Перечень учебно-методического обеспечения.

для учащихся: Базовый учебник. Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 кл. Учебник-хрестоматия

для учителя:

  • И.В. Золотарева П$оурочные разработки по литературе 8 кл

  • Б.И.Турьянская. Литература в 8 классе. Урок за уроком

  • Т.Ф.Курдюмова. Литература 8 кл. Методические рекомендации

Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный, изобразительный материал, тесты, тексты произведений)

10

Post Comment