Тема войны в школьной программе по литературе

С.П.Меделяева

1-Абрамовская СОШ

Таловского района

Тема войны в школьной программе по литерат$уре

Отражение в литературе темы памяти о событиях чумы 20 века - свидетельство глубочайшего уважения к ухо$дящему поколению фронтовиков, тружеников тыла, показавших всему человечеству пример героизма и верности родине.

Да, сегодня мы слышим, что доморощенные вандалы здесь и$ там разбили памятники павшим солдатам, что иные кладбищенские гиены роются среди останков, похищают и продают боевые ордена погибших.

Уместно ли об этом говорить? Наверное, стоит. Истина не принизит подлинного величия. Смена ценностей, насаждение чуждых нам представлений - это самое ужасное, что сейчас происход$ит. Бездуховность, ставшая в наше время массовым явлением, безразличие, беспамятство возникли не вдруг. Они только резче проявились и усилились в последние годы.

Один из истоков бездуховности, на мой взгляд, - неполноценное гуманитарное образование в школе. П$ри изучении литературы не используется её способность обогатить подрастающее поколение духовным опытом жизни нации. Ответственность за память о войне несём мы, живые. И роль учителя литературы в этом необычайно велика. Именно словесник должен приложить все свои силы, чтобы защитить эту память от клеветы и безумия тех, кто на наших глазах теряет право называться людьми. Литература должна оказывать серьёзное влияние на нравственное развитие учащихся, формировать и$сторическую память. Художественное наследие наше велико. Но культурная атмосфера в России поменялась. На смену классической литературы пришёл новый «ценностный ряд»- литература лёгкого чтения. Многие педагоги согласятся с тем, что современная программа по литературе не совершенна. Сегодня на уроках литературы штудируют Библию, что уместнее делать не светскому учителю, а духовному лицу и $в не обычной школе, но воскресной.

В 11 классе столько включили в программу имён и текстов, будто поставили перед собой задачу навсегда отбить желание к чтению художественной литературы. Сегодня на уроках литературы изучают мифологию всех времён и народов, забывая о произведениях военной тематики. Именно книгам о войне нужно отдать пальму первенства, ибо в них безграничнос$ть содержания и правда жизни. Литература о Великой Отечественной войне, несомненно, должна изучаться не обзорно, как это происходит в настоящее время, а необхо$димо детальное погружение в текст и глубокий анализ прочитанного. Обзорное изучение литературы военной поры ни к чему не обязывает ни учителей, ни учащихся. Талантливая подача словесником произведений данной темы способна оставить в душе школьника глубокий след. Учитель литературы имеет возможность показать эстетическую неисчерпаемость художественных созданий о войне.

$Весь свой талант, мастерство, опыт должен приложить филолог, чтобы убедить учащихся в том, что в моральном развитии человека книги о войне ничем не заменимы, что, проясняя, очищая чувства читателя, они пробуждают в человеке духовные силы. На уроках, посвящённых изучению произведений военной т$ематики, идёт поиск нравственной истины. А ведь хорошо известно: нравственные истины, добытые самостоятельно, остаются с человеком на всю жизнь. «Душа обязана трудиться», иначе не вырастет Человек. Добрые чувства есть в каждом человеке: доброта врождённа. Её нужно пробуждать. Самое ценное для меня на уроках изучения книг о войне состоит в том, что школьники учатся сопереживать героям, осознают, ч$то слишком дорогой ценой досталась нашей стране победа, преклоняются перед теми, кто боролся за св$ободу, за существование близких. Считаю, что именно литература призвана сформировать у школьников правильное отношение к завоеваниям миллионов людей, отдавших свои жизни за само право дышать и ходить по земле.

Хорошо известно ещё одно назначение книг о войне - воспитывать любовь и сострадание к людям. Мотив милосердия в военной прозе нужен нам для очеловечивания молодых. Не будет выпускник школы иметь полного и глубокого представления о русском характере, о русском человеке, если он не познакомится с книгами В. Кондратьева, К.Воробьёва, В.Быкова, В Курочкина и других. Повести данных автор$ов являются одними из самых любимых старшеклассниками произведений. Небольшие по объёму, психологические, читаются в один присест, волнуют, вызывают раздумья, потому что в них описаны тяготы военного времени, где извечно находятся рядом и постоян$но борются добро и зло. Чтобы разговор на уроках по изучению военной прозы получился и не ограничился только этической беседой, чтобы рассуждения не были голословными, учащиеся должны выписывать цитаты, делать закладки в книгах, по ходу чтения записывать свои первые впечатления, замечания, отклики на те или иные эпизоды. Такие уроки проходят напряжённо. Школьник$и спорят, делают открытия, пусть маленькие, но свои. Приходят к глубоким обобщениям. Их покоряют предельная искренность и богатство духовного мира героев. Именно военная проза приобщает читателя к труду: учит вдумываться, вглядываться, волноваться, недоумевать, находить, радоваться. И чем оригинальнее личность школьника, тем своеобразнее его трактовка событий пр$оизведения.

$Книги о войне – это лучшее в литературе. И оно должно быть обречено на вечность. Ситуация необращения , неизучения произведений о военном лихолетии, к сожалению, реальность. Без сомнения, уроки литературы призваны воспитывать уважительное отношение к исторической памяти народа, потому что подвиг и мужество людей, ковавших победу, забыть невозможно. Беспамятство – это значит предать тех, кто ценой своей$ жизни дал нам возможность жить. И, наверное, судить об обществе в целом можно по отношению молодого поколения к памяти о Великой Победе.

О войне написано много. Как современному читателю, в особенности молодому, разобраться в потоке военно-патриотической, мемуарно-публицистической, учебной литературы? Ученикам поможет в этом учитель литературы, который должен иметь идею. Понять для себя, что самое главное, а что второстепенное. И писатель, и учитель могут дать направление всей жизни или сбить с толку. За словеснико$м остаётся право на индивидуальный выбор произведений для обсуждения с учащимися, ведь немало замечательных рассказов, по$вестей, романов, достойных внимания читателя. Задача филолога – составить списки книг, необходимых для изучения на уроках внеклассного чтения, помочь ученику определиться с выбором.

Post Comment