Урок для 11 класса на тему «Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»

МОУ СОШ № 162 г. Омск

$Учитель старших классов Мочалина Светлана Леонидовна

Урок литературы в 11 классе

«Образ народа в романе А. Н.Толстого «Пётр первый»

Этапы урока:

$

I Вступление:

В центре романа А. Толстого, безусловно, образ исторического героя, именем которого и названо произведение. Но писатель не ограничивается изображением Петра, он создаёт в романе многоплановую композицию, которая даёт ему возможность показать жизнь самых различных слоёв населения России, жизнь народных масс.

Все классы, сословия и группы русского общества $конца 17-го века: крестьяне, дворяне, бояре, купцы, ремесленники, стрельцы, священники, беглые люди, солдаты - изображены в бурном потоке исторических событий, в столкновени$и общественных сил.

Все эти многочисленные персонажи романа важны писателю, без них рухнул бы весь замысел книги, её бы просто не было.

- Почему в романе о жизни русского царя и его окружения так важен и значим образ простого народа?

Ответ на этот вопрос – и есть цель нашей работы на уроке.

$

II Образ народа в романе «Петр первый»:

Широкая картина жизни допетровской России возникает уже в экспозиции романа. Появляется образ родины, чувством гордости полны авторские размышления о её просторах, богатстве – могучих полноводных реках, бескрайних лесах, плодородной земле. С болью говорится о том, что всё это не реализовано, не используется для развития страны.

1) Прочитаем рассуждения крестьянина Ивана Бровкина (кн.1 гл.1 подгл.2$)

- О чём они?

О том, что преобразования в стране назрели давно, они необходимы. Это понимает даже неграмотный мужик. «Что за Россия заклятая страна, когда же ты с места сдвинешься?» - эта фраза выражает горькие чувства людей разных сословий.

- Кто же $сдвинет страну с места?

Автор даёт понять, что таким человеком может стать только деятельный Пётр, но опираться он будет на народ России, поэтому судьбу его, нелёгкую жизнь, созидательный труд и героическую борьбу и изображает в романе Толстой.

$ 2) Массовые сцены романа.

а) Сцена казни немца Кульмана (к.1гл.5 подгл.9)

- Как построена сцена? Как изображается народ и какова народная точка зрения на происходящее?

Это массовая сцена, перед нами толпа, но изображается она Толстым не как безликая монолитная масса. Излюбленный приём автора – вы$делить в ней выпукло несколько фигур. Это делает сцену динамичной и выразительной. Ещё один приём – многоголосие (полифония). Несколько реплик безым$янных персонажей дают почувствовать живого человека с его судьбой, атмосферу времени.

В этой сцене народ плохо понимает происходящее, не знает его подоплёки. Князь- кесарь Ромодановский, яростный защитник старых порядков, и патриарх обвиняют немца в распространении ереси, жаждут крови ненавистного еретика с Кукуя. Петру жаль учёного немца, он вспоминает недавний свой разговор с Лефортом в немецкой слободе, «полные достоинства умные лица иностранцев», «вежливо$е презрение». «У вас боятся иностранцев, но для вас нет опаснее врагов, чем вы сами».

- Почему же царь не вступится за немца?

Пётр Алексеевич недавно начал правление, у него нет единомышленников, и в уг$оду кровожадному Ромодановскому, патриарху и собственной матери вынужден сдать умного немца, прекрасно понимая, что без помощи иноземцев ему не обойтись ни в торговле, ни в военном деле. Молодой царь слаб, и слабость эта в материальной зависимости от матери и бо$яр, держащих линию патриарха. Да, он мог бы накричать, заступиться за Кульмана, но тогда ему ни за что не получить денег на «военные да корабельные надобности». Пётр вынужден хитрить: Кивирин Кульман обречён.

В этой жестокой и унизительной сцене народ сочувствует несчастному - «…немец-то немец, а тоже – гореть заживо»- и осуждает власть ( «Людей жгут за веру…Эх, пастыри!») В народе видят стоящую поодаль коляску патриарха, его горящие ненавистью глаза и выносят нравственную оценку происходящему: «Не дело патриарху на казни ездить».

- Какие фигуры выделяются из толпы в сцене казни? Прочитайте, как $выглядят эти люди?

«Мужички эти, видимо, были пытанные, мученные. У одного, рябого, подвязана щека тряпкой,- прикрывал клеймо калёным железом. Звали его Иуда. Другой согнут в спине почти напополам, опирался на две короткие клюки, но ходил шибко, $выставляя бородку. Глаза весёлые. Поверх заплатанного армяка – рогожа. Зовут Овдоким. Очень понравился Цыгану».

Описание внешности двух воров и разбойник$ов – красноречивое свидетельство отчаянного положения народа, полной безысходности и предельной степени униженности. Стать душегубами для таких, как Овдоким, Цыган, Иуда, - это лучше, чем влачить ярмо презренного раба. Терпеть жизнь, на которую их обрекает власть, они не намерены, именно из уст этих людей, которым нечего терять, мы слышим гневное осуждение власти.

Вывод: люди обречены на низкую долю, но высшим критерием оценки деятельности власти является восприятие её политики народн$ой средой. Вот почему образ народа так значим в романе.

3) Сцена в кабаке на Варварке (кн.2 гл.1 подгл.2).

-Каким здесь вы увидели народ? Охарактеризуйте его оценку событий в стране.

Главный мотив сцены – это, конечно, мотив социального протеста. Кабак и становится своеобразной «протестной территорией», но и тут уже нужно держать ухо востро.

$ Люди совершенно бесправны, недовольны жестокостью царя. Устами подслеповатого мужика говорит всё многостр$адальное крестьянство: «Третью шкуру с народа дерут». Сцена свидетельствует о росте противоречий уже между Петром и народом, показывает его жестоким и безжалостным самодержцем, беспощадно подавляющим всякое сопротивление в народе. Железной рукой он осваивает новые формы бытия, поворачивает страну на новый путь и рас$правляется со всеми, кто ему в этом мешает. Толстой ничего не идеализирует, не закрывает глаза на то, какой жуткой ценой платит народ за преобразования, разрушающие патриархальную Русь: восемнадцать возов с повешенными царём стрельцами, жестокость к тем, кто отказывается их увозить, воющая Палехта, иконописцы которой не могут продать иконы дореформенного письма. У старой Руси есть свои защитники, что и демонстрирует сцена в кабаке. Люди не желают терпеть нововведения царя не только в политике, но и в быту – табак, кофе («У$ кого дым- то из пасти?»)

Отдельные представители народа.

  1. Образ кузнеца Кузьмы Жёмова (кн.1 гл.5 подгл.10,21, кн.2 гл.1 подгл.10)

-Сделайте свои выводы по характеру этого героя, воплотившего в себя лучш$ие национальные черты.

Это,безусловно, обобщённый образ пытливого и умелого мастерового человека, умеющего мыслить творче$ски. Он мечтал соорудить крылья и летать, как птица. Уговорил богатого купца дать ему на это деньги, тот поверил и дал. Но «полёт» у Кузьмы не получился, разозлившийся купец побил кузнеца и отнял у него кузнецу. Кузьма подался к разбойникам, но попался на воровстве и был брошен в тюрьму.

-Что делает участь талантливого человека столь незавид$ной?

Крепостное право.Именно оно обрекает человека на низкую долю-разбой, воровство.Наверное, Жёмов так и сгинул бы в Сибири, если бы не петровские преобразования страны.

-Как они отразились на судьбе Кузьмы?

Из острога он попадает на оружейный завод дяди Петра, Льва Кирилловича. Проявив себя в работе, которая была едва ли легче тягот заключения, Жёмов был взят на строительство кораблей для флота царя. Такие люди, как Кузьма, нужны Петру, как воздух, он приближает к себе умелых и толковых работников.

$Прочитаем в классе выразительную сцену отливки корабельного якоря.

Что она показала?

Царь не гнушается учиться мастерству у простого мужика, приближает к себе не по знатности и богатству, а исключительно по делов$ым качествам, он трудолюбив, упорен, демократичен и это, без сомнения, заслуга Петр Алексеевича. Мог ли мечтать о таком простой кузнец в иной исторической ситуа$ции? Значит преобразования царя прогрессивны и действительно России нужны, хотя мы видим, как противоречива его деятельность.

В Жёмове запечатлены лучшие черты национального характера: трудолюбие, талантливость, острый ум, упорство и пытливость.

Народ в батальных сценах романа.

1) Эпизод битвы за шведский город Юрьев ( кн. 3 гл. 6 подгл. 2 )

-Каким мы видим народ в военных сценах?

$ «Шесть дней длилась огненная потеха. Гренадёры Ивана Жидка по колена, по пояс в болоте гатили трясину, прикрывались от неприятельских бомб и пуль переносными фаши$нами – в виде корзин с землёй. Убитые тут же тонули, раненых вытаскивали на плечах. Шведы поняли грозную опасность, перетащили сюда часть пушек с других башен и с каждым днём усиливали огонь».

Народ предстаёт настоящим героем, и только благодаря его труду, борьбе в невероятно тяжких условиях Пётр осуществляет свои прогре$ссивные начинания, укрепляет российскую державу. Ребята осознают, что в таких сражениях крепла сила русского оружия, крепла сила духа царя (здесь он не слаб и беспомощен, как в сцене казни Кульмана), растёт его полководческий талант.

-Оцените сцену с царской трубкой.$

Тематически она напоминает сцену отливки якоря. Царь – патриот, он и трудится и сражается рядом со своим народом, не гнушается простых солдат, вместе с ними делает одно великое дело - добывает славу России, здесь и намёка нет на высокородную монаршью спесивость. Пётр ценит простого солдата, и, когда на приёме у русского царя шведский фельдмаршал Ольгиви разражается язвительной критикой в его адрес, государь гневно парирует :«…Русский мужик – умён, смышлён, смел… А с ружьём- страшен врагу… За всё сиё палкой не бьют! Порядка не зна$ет? Знает он порядок. А когда не знает – не он плох, офицер плох… А когда моего солдата надо палкой бить, - так бить его буду я, а не ты бить его будешь…»

Штурм Нарвы подтверждает справедливость слов царя.

Вывод: народ – главная, решающая сила во всех преобразованиях, благод$аря ему крепнет и развивается государство, он - выразитель нравственной оценки деятельности исторических личностей, близостью к нему государственные люди проверяются на человеческую состоятельность.

Post Comment