Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня». Связь рассказа с романом «Приглашение на казнь» 11 класс

$МБОУ «СОШ №8 города Петровска Саратовской области»

Конспект урока по литературе

в $11 классе

Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня».

Связь рассказа с романом «Приглашение на казнь»

$

Выполнила:

Наумова Татьяна Владимировна,

учитель русского языка и литературы

$МБОУ «СОШ №8 города Петровска

Саратовской области»

$

г. Петровск

2012

Конспект урока по литературе в 11 классе

$Урок – исследование по рассказу В.Набокова «Облако, озеро, башня».

Связ$ь рассказа с романом «Приглашение на казнь»

Если при изучении романа« Приглашения на казнь» значительная роль отводится слову учителя, то при анализе рассказа, являющегося спутником романа, следует опереться на самостоятельную работу учащихся с текстом. В качестве домашнего задания можно предложить вопросы, чтобы на уроке включить наблюдения учащихся над текстом в эвристическую беседу.

Цели:

-закрепление практических навыков, полученных в процессе работы над романом «Приглашение на казнь»,

-обучение приёмам исследовательской деятельности

Задачи:

-приобре$тения учащимися умения работать с текстом, формулировать мысли, проводить анализ и сравнение

Перу Набокова принадлежат не только романы, сборники стихотворений, но и более полусотни рассказов. Жанр рассказа был любим писателем, который считал его родственником роману. Можно сказать, что рассказ в творчестве Набокова — миниатюрное подобие романа. Считается, что крупные эпические произведения этого писателя окружены рассказами — спутниками. Один из них — «Облако, озеро, башня».

$Рассказ «Облако, озеро, башня» — спутник к роману «Приглашение на казнь». Знакомство с такими рассказами позволяет глубже понять и художественный мир писателя вообще, и содержание конкретного романа в частности, но рассказ может быть понят сам по себе, т.к. это самостоятельное произведение. Роман «Приглашение на казнь» и рассказ «Облако, озеро, башня» поясняют и дополняют друг друга, придавая всему творчеству писателя свойство метаконструкции (т.е. совокупности всех произведений, обладаю$щей качествами единого произведения).

Рассказ «Облако, озеро, башня»(1937г.) не случайно считают спутником романа «Приглашение на казнь»(1935-1936г. — отдельное издание1938г.). Сюжет, система персонажей и проблематика произведений во многом схожи.

-Ч$то вас поразило, вызвало недоумение? Какие вопросы возникли при чтении рассказа?

1.Система персонажей и предметный мир рассказа.

— Как на первых стран$ицах рассказа раскрывается абсурдность мира, в котором оказывается герой? В чём сходство центральных персонажей романа «Приглашение на казнь» и рассказа «Облако, озеро, башня»? Что общего между Цинциннатом и Василием Ивановичем? В чем сходство центральных персонажей романа «Приглашение на казнь» и рассказа Набокова?

Мир, окружающий героя рассказа, абсурден. Об этом свидетельствуют первые страницы рассказа, где говорится о попытках Василия Ивановича отказаться от выигранной им поездки. Как и в романе, герой, наделенный индивидуальным сознанием, оказывается в окружении пошлых людей, стремящихся заставить его стать таким же, как все. Как и в романе, отношение к л$ичности выдается за творимое для человека благо, а сам герой называет поездку приглашением на казнь.

Итак, читаем рассказ. Первое, что привлекает наше внимание — имя героя. Главный герой романа -Цинциннат. Это имя—политического деятеля Рима, он дважды избирался диктатором. В.Набоков имел в виду сына Цинцинната, славившегося красноречием.

$-Как называется этот литературный приём?

Аллюзия- намёк, напоминание об историческом или легендарном факте, литературном произведении.

— Что можем сказать об имени героя рассказа? Что подчеркнуто?

Обычное имя. Василий Иванович. Автор подчеркнул типичность, распространенность.$

— В чем особенность портретов, созданных Набоковым? Какие детали портретов запоминаются?

«долговязый блондин в тирольском костюме, загорелый до цвета петушиного гребня», «с огромными, золотисто-оранжевыми, волосатыми коленями», «лакированным носом», «рыжая несколько фарсового типа вдова».

Очевидно, что в отмеченных «интригах к портретам» много общего. Перед нами описание тела: герои эти физически здоровые, крепкие. Как правило, называются одна-две детали внешнего облика.

— Как называется портрет, в котором все внимание сосредоточено на одной — двух гиперболизированных деталях? (Карикатура).

$Карикатурность уже сама по себе можно говорит об отношении автора к героям. Чтобы понять, почему оно таково, нужно обратиться к портрету персонажа, стоящего в рассказе особняком.

2.Центральный герой в системе персонажей.

— Прочитайте портрет Василия Ивановича.

$ — Кто заметил контрастность описаний: долговязость попутчиков Василия Ивановича противопоставляется его « коротковатости»?

Проведём стилистический эксперимент со словом $«коротковатый».

— Найдите в I абзаце среди слов, характеризующих душевные качества героя, такое, которое перекликалось бы с выбранным для эксперимента эпитетом.

Это слово «кроткий»

— Нет ли между ними смысловой близости?

$Внешность Василия Ивановича не кричащая, неброская, она не заявляет о себе, этому соответствует и внутренние качества героя — скромность, деликатность. Но впервые мы можем видеть выражение лица, взгляд героя «умные и добрые глаза».

Таким образом, только у Василия Ивановича обнаруживается душа.

— Как раскрывается духовный мир персонажей, их представление о России?

«…там есть рижское взморье», «в Царицине… имеются три школы: немецкая, чешская и китайская…»

— Чем отношение попутчиков$ Василия Ивановича напоминает отношение персонажей романа « Приглашение на казнь» к Цинциннату?

Как используется в рассказе прием двойничества?

Герои рассказа собрались вместе ради увеселительной поездки. Пожалуй, именно в минуты отдыха, полной свободы от деловых обязанностей человек, расслабившись, раскрывается наи$более полно.

— Посмотрим, каков характер игр туристов?

Зачитать эпизод «Игра в скат».

— Дайте оценку этим забавам и играм?

( примитивная, грубая, пошлая, оскорбительная для человека).

$Словесная игра

Возьмём фразу из рассказа: «Перекидывались шутками четверо…» Поставим на место пропуска подходящий эпитет (Грубые, плоские, неуклюжие). Слово «пудовые» выразительнее: приземленность шуток, натужность усилий пытающихся веселиться. А теперь назовите существительные к эпитету «пудовые», которое первое приходит в голову. Гири! Где можете$ встретить пудовые гири? Ваши ассоциации! Силачи на цирковой арене! Образ цирка поддерживается деталями внешности персонажей. Цирк — массовое, доступное, простое, площадное искусство. А Василий Иванович наслаждается стихами Тютчева.

-Что за загаданная фраза?

Индивидуальное домашнее задание.

Василий Иванович в вагоне открывает томик Тютчева, «которого давно собирался перечесть». «Мы слизь. Реченная есть ложь» .Что за таинственное «Мы слиз$ь?» Может быть, смысл этой таинственной фразы станет понятен лишь в контексте всего произведения? А может, это каламбур тютчевской строки: «Мысль, изреченная есть ложь?» Или просто книга дрожит в руках героя, буквы прыгают перед глазами, и вырастает причудливое: «Мы (толчок) слизь (толчок). Реченная (толчок) есть(толчок)ложь (толчок). А может быть, сработала знаменитая система набоковских зеркал, и слово, отражаясь в них, заимствует «у своего соседа его блеск, жар, тень, само отражаясь в нём и его тоже обновляя этим отражением…»Но это уже из романа «Приглашение на казнь».

Это игра Василия Ивановича. Человек интеллектуальный, любящий уединение, радость сотворчества. Строк$а стала иметь манящий, новый смысл, не теряя окончательного смысла.$

Участники «увеспоездки» тоже не лишены «тяги к прекрасному», образчик их искусства представлен в рассказе.

-Прочитайте песню. Проверим наше словесное чутьё! Где каламбур?

«добрые люди»- с «большой дороги» с «толстой палкой» в руке «черт возьми»

— Какая любимая игра у Цинцинната в детстве?

(Нетки)

Зеркальная смена направления чтения слов даёт неожиданные результаты.

$Ц.

П.

МАТ

$ ТАМ

«Как — мат? Почему — мат?»

Палиндромы (т.е. слова-перевертыши) вообще относятся к числу любимых Набоковым прием$ов, но в «Приглашении на казнь» он использует их с максимальным эффектом.

МАРШ

ШРАМ

Главное отличие Василия Ивановича от других в ином видении мира. Понятна неизбежность конфликта.

— В каких $эпизодах прорывается напряжение, которое возникает между героями?

(садится один, поет, раскрывая рот, обделён при распределении еды).

-Назовите кульминацию конфликта?

(решение героя остаться)

— Что ждет герой от поездки? Прочитайте из текста.

— Как реализуются его ожидания? В чем открылось ему «счастье, о котором он как-то вполгрёзы подумал»?

— Чем притягивает героя пейзаж с «облаком, озером, башней», что необычного в его изображении?

Олицетворение. Одуше$вленность пейзажа. Озеро, с « выражением воды», «улыбка». Любовное влечение!

$Не случайно в тексте ощущается пульсация поэтического ритма:

— Какими средствами (поэтическими) подчеркнута гармоничность пейзажа, «формула» которого стала заглавием рассказа?

-Объясните фразу: «… высилась прямо из дактиля в дактиль старинная черная башня». Какой стихотворный размер называется дактилем?

Ударение на первом слоге, трёхстопный размер

Об-ла-ко /о-зе-ро/баш-ня/си-$ня-я/сы-ро-сть/ов/ра-га.

— Истолкуйте главный сюжетный парадокс рассказа: дом с видом на «облако, озеро, башню» оказывается сбывшейся мечтой героя, но он абсолютно невидим для немецких туристов, принимающих Василия Ивановича за пьяного или сумасшедшего.

Мотив сна. Путешествие Василия Ивановича — это путешествие в прос$транстве памяти, лирической поэзии, сна. Мотив сна — один из важнейших в рассказе. Сознание героя создает особый мир, зыбкий, мир полусна—полуяви.

Следовательно, неоднократно употребляется слово «будто». Те картины, которые видит Василий Иванович во время путешествия, наполняются для него личным содержанием. Поэтому луг- «воспоминание любви, переодетое лугом», в кучке детей « он старался высмотреть хоть одну замечательную судьбу», «компания деревенских школьников представляется старым фотоснимком из его детства».

— Почему настойчиво истолковывается цифра 3?

— Какова роль цифры «три» в рассказе?

трехчастная композиция пейзажа, трёх$частная заглавная строка-значение гармонии, треть стоимости билета, минуты на три, вагончик третьего класса, три яйца, три школы.

-Какова роль мотива зеркала в тексте?

-Что-то предвещает крушения идеала?

Концепция многослойности реальности.

-$Прочитайте описание интерьера.

Зеркало всегда обозначает у Набокова некую грань между различными образами реальности.

-В чем значение «энтомологической» подробности описания: «Ночная бабочка металась по потолку, чокаясь со своей тенью»?

-Почему аналогичная подробность использована Набоковым в «Приглашении на казнь»?

-«Да ведь это какое-то приглашение на казнь, — будто добавил он, когда его подхватили под $руки». Как приведенный фрагмент рассказа помогает понять смысл названия романа?

-Как называется этот литературный приём?

Реминисценция-воспоминание; черты, образы, навеянные воспоминаниями о каком-либо чужом произведении, либо творчестве.

Присутст$вие автора в тексте обозначено упоминанием о бабочке, которая является авторским знаком, автографом Набокова. Вспомним: в романе «Приглашение на казнь» Родион появляется в камере Цинцинната с бабочкой, предназначенной пауку. С бабочкой связана цифра 8 как знак бесконечности: 8лет, отделяют героя от встречи с возлюбленной, 8 участников путешествия. Восьмерку напоминают очки почтового чиновника, велосипед увиденный героем возле шлагбаума. Восьмеркой мож$но изобразить композицию сюжета рассказа: два круга путешествия (географического и лирического) соприкасаются в единой точке — в точке сознания героя.

3.Металитературность рассказа

— Какова роль рамочной композиции в рассказе? (текст в тексте)

— Рамочная композиция делает пространство рассказа еще более многослойным. В обрамлении рассказа появляется еще один герой, герой-повествователь. Кто он? Хозяин и служащий? Автор и его лирическое alter $ego , воплотившееся в герое, которого писатель отправляет в путешествие по созданному им тексту. Близость автора и Василия Ивановича подчеркнута в тех фрагментах, где Набоков переходит к повествованию от первого лица.

— Объясните неожиданный финал рассказа. От какой «дол$жности открывается Василий Иванович? Куда «отпускает» его рассказчик? По аналогии с интерпретациями романа «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».

Продолжим свое исследование. Романы и рассказы Набокова имеют чаще всего трагические концовки, но и много интерпретаций.

4.Интерпритация рассказа

-Какой эпизод помог вам увидеть бесчеловечность отношений между всеми участниками «отдыха»?

По аналогии с интерпретациями ром$ана «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».

«Было превесело» — кому? Весело на празднике. Избиение, как и казнь, превращается в праздник. Набоков утверждал, что рассказ этот достоверно воспроизводим атмосферу фашистских пикников, проводившихся под девизом «Сила через радость». Пожалуй, справедливо будет добавить, что и атмосферу советского коллективизма имел в виду автор рассказа. В основе — конфликт личности в любом тоталитарном государстве.

$Каким бы полотном банальным ни являлась

Советская сусальнейшая Русь,

какой бы жалостью душа ни наполнялась,

не поклонюсь, не примирюсь

$со всего мерзостью, жестокостью и скукой

$немого рабства — нет, о нет,

еще я духом жив, еще не сыт разлукой,

увольте, я еще поэт.

В.Набоков 1944 год.

Домашнее задание:

$ Подумайте дома и по аналогии с интерпретациями романа «Приглашение на казнь » предложите свою интерпретацию рассказа «Облако, озеро, башня».

Литература

1.Русская литература ХХ века.11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. В.В. Агеносов и др.М.:Дрофа,2002

2. Русская литература ХХ века.11 кл. Поурочные разработки под. редакцией В.В.Агеносова. М.: Дрофа, 2000

$

8

Post Comment