Урок литературы в 4-5 классах на тему «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Авторы: Лебедева О.А., Олистратенко О. В.

Место работы: _МОУ «ТСШ№3» Кемеровская область, п Тяжинский.

Должность: учитель русского языка и литературы, учитель начальных классов

Урок литературы в 4-5 классе

Тема: «И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

$Цели: познакомить учащихся с основными фактами из жизни И.А.Крылова, проанализировать басню, рассмотреть особенности её композиции, выделить мораль;

$развивать навыки анализа художественного произведения, мышление, речь учащихся;

воспитывать умение распознавать лесть и вырабатывать отрицательное отношение к ней.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Работа по группам:

1 группа -$ рассказ об авторе басни с использованием дополнительной литературы; материалов, найденных дома (приложение № 1)

2 группа — подготовка ответов на вопросы об особенностях жанра басни:

-Какое художественное произведение называется басней?

Басня — стихотворное или прозаиче$ское литературное произведение нравоучительного, сатирического характера.

-Кто является её действующими лицами?

Действующими лицами обычно выступают животные, растения, вещи. В басне высмеиваются пороки людей.

-Что такое мораль басни?

В конце басни содержится краткое нравоучительное заключение — так называемая мораль.

3 группа – найти значение непонятных слов (используются толковые словари):

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление.

Льстить – хвалить из корыстных побуждений.

Льстец – льстивый человек.

Взгр$омоздясь – взобраться с усилием, тяжело на что-то высокое

4 группа – подготовить выставку рисунков по материалам прочитанных басен (приложение № 2)

Викторина по материалу прочитанных басен (приложение №3)

$1.Кому из героев басен И. А. Крылова принадлежат данные вещи:

Очки, зеркало, ноты. («Мартышка и очки», «Квартет»)

2. -Кого «по улицам водили, как будто напоказ»? (Слона)

-Куда попал волк «ночью, думая залезть в овчарню»? (на псарню)

-Кто «слушает да ест»? (Васька)

3.-Найди свою пару. Прослушав начало крылатого выражения, учащиеся должны быстро отыскать продолжение.

$-Оглянуться не успела — Как зима катит в глаза

-Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье—А вы, друзья, как не садитесь, всё в музыканты не годитесь

-За что же, не боясь греха, Кукушка хвалит Петуха—За то, что хвалит он кукушку. (Записать на доске)

III. Основная часть.

$1.Прослушивание записи басни (использование фонохрестоматии)

2. Уточнение структуры и композиции басни.

На доске

Завязка

Развитие действия

$Кульминация

Развязка

— На сколько частей можно разделить данную басню?

Учащиеся делят басню, обосновывая деление. (Три части)

Работа по группам.

4.Анализ содержания басни.

— Какой момент вы считаете началом описанного случая, то есть завязкой действия? Прочитайте.

— Когда действие достигло наивысшего момента своего развития? Докажите текстом.

-Прочитайте развязку действия.

$-Что же является основным стержнем в развитии действия? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)

-Докажите, что лесть Лисицы всё больше и больше возрастала, а Ворона всё больше и больше поддавалась льстивой похвале.

— Почему Лисица так хвалит Ворону?

-Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такова?

-Прочитайте строчки и выделите с$лова, наиболее ярко передающие это несоответствие. (На ель Ворона взгромоздясь и т.п.)

— Какой вы представляете себе Лисицу, читая эту басню?

-Какова Ворона? (Глупа, доверчива, любит лесть.)

— Поч$ему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона любила лесть. Лисица умела льстить.)

— Какова основная мысль басни? (Того, кто любит лесть, легко обмануть лестью)

— Кого осуждает И.А. Крылова в своей басне? (И того, кто льстит, и того, кто любит лесть.)

-Прочитайте первые четыре строчки басни. Как понимаете смысл первой строчки: «Уж сколько раз твердили миру? (Много раз повторяли людям одно и то же)

-Замените другими словами выражение лесть гнусна. (незаслуженная похвала$ отвратительна)

— «Но только всё не впрок». А как можно сказать иначе? (всё не на пользу)

-Что значат слова: «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»? (Льстивый человек сумеет привлечь другого человека на свою сторону.)

-Передайте смысл первых четырёх строк своими словами.

-А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена чётко, образно. В первых четырёх строках автор выразил самое главное.)

— Прочитаем всю басню в лицах.

$— Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

$IV. Итог урока.

Какова же мораль данной басни?

Рассматривание иллюстраций.(приложение № 4)

V.Домашнее задание. Выучить басню наизусть или составить рассказ из жизни, напоминающий сюжет басни.

Post Comment