Урок литературы в 6-м классе "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

Урок литературы в 6-м классе

Тема: "Анализ рассказа А.П. Чехова "Толстый и тонкий"

$Цель урока: развитие у обучающихся следующих универсальных учебных действий через систему продуктивных заданий для исследования художественного текста :

Познавательных

-анализа эпического произведения (обобщать, доказывать, делать выводы, строить логически обоснованные суждения),

-смыслового чтения текста (с выделением фактуальной, смысловой, подтекстовой информации)

$ -представлять учебную информацию в разных формах (таблицы, тезисы, синквейны, творческие письменные высказывания)

Коммуникативных

$-излагать своё мнение в учебном монологе, диалоге, полилоге , аргументируя его, подтверждая текстовыми фактами

-осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей

$Личностных

-аргументированно оценивать поступки литературных героев, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности

-осознавать свои черты характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор в соотношении с поступками литературных героев

$Учащиеся получат возможность научиться основам исследования художественного текста

Технологии: технология развития критического мышления

Ход урока

1. Вступительное слово учителя и постановка цели урока.

А.П.Чехов – великий мастер художественного слова .Именно мастер,потому что словом, деталью, репликой, штрихом может многое сказать. Он заставляет нас смеяться и грустить одновременно. Смех Чехова, добрый и в$еселый, подчас становится ироничным, грустным. Анализируя рассказ «Толстый и тонкий», мы сделаем вывод, над чем заставляет смеяться и грустить А.П.Чехов, выявим способы создания комической ситуации, исследуем художественное слово писателя, составим психологический портрет наших героев.

Чеховские рассказы! Две$-три страницы, и перед тобой целый мир с такими знакомыми героями. Нужно обладать особым даром, чтобы уметь в такой краткой форме рассказать так много. Этим даром и обладал Антон Павлович Чехов. Рассказ «Толстый и тонкий» — юмористический, но он вызывает у меня не смех, а грусть. Почему? Может быть потому, что когда я пытаюсь мысленно представить себе встречу с кем-нибудь из одноклассников лет через двадцать, то очень боюсь, как бы она не была похожа на встречу чеховских героев.

Два бывших одноклассника встретились на вокзале Николаевской железной дороги. Я уверена, что А. П. Чехов подсмотрел эту сценку в жизни.Встреча одноклассников-обычное явление.. И оттого, что подобное часто происходит в реальной жизни, становится очень грустно.Рассказ А.П.Чехова написан в 19 веке, но содержание его вечно.Почему? К этому м ы должны с вами придти, познакомившись с содержанием рассказа.

2. Знакомств$о с содержанием произведения «Толстый и тонкий» (чтение рассказа учителем).

Какое настроение возникло после прослушивания? (грусти, печали, жалости, сожаления)$

Стадия «Вызов»

Работа в парах.

Составление «толстых и тонких» вопросов, обсуждение их.

Какие вопросы вызвали восхищение, затруднение?

$Примеры «толстых и тонких» вопросов:

«Толстые» вопросы, придуманные детьми

«Тонкие» во$просы, придуманные детьми

Предположите, почему тонкий навьючен чемоданами?

Почему изменилось поведение тонкого?

Как вы считаете, над чем смеется А.П.Чехов?

Где встретились два приятеля?

Как звали жену и сы$на тонкого?

До какого звания дослужился толстый?

Стадия «Осмысление»

Работа над содержанием произведения и составление таблицы.

- Толстый и То$нкий. Найдём синонимы этому противопоставлению. (Бедный и Богатый) 

Можно ли было рассказ назвать «Бедный и богатый»? Почему название, подобранное А.П.Чеховым,-лучшее?


 Физминутка 1). Представьте себя героями рассказа,  1 вар. –это «тонкие», а 2 вар – это «толстые». Мимикой  и жестами попробуйте изобразить радость вашей встречи.

2) 1 вар произносит восклицание толстого: «Порфирий, ты ли это?»

   2 вар. смеется, как тонкий в первой части: «Хо-хо-хо»

- Допустим, вы ставите спектакль или кинофильм по данному рассказу, подбираете актёров на роли главных героев. Какие вы поставите перед собой задачи в поиске актеров$,какие будете давать им установки? Чтобы стать режиссёром,вы должны представить актёрам своё видение героем, уметь составить психологический портрет.


- Как вы понимаете выражение «психологический портрет»?

- Что еще, кроме описания внешности лит. героя, он может включать в себя?

 

Психологический портрет литературного героя

$Внешность манера голос, речь

(черты лица, поведения (интонация, сила голоса, лексика)

взгляд, фигура,

поза, мимика,

жесты, одежда)

А теперь мы должны выявить, как, какими средствами создается психологический портрет в рассказе Чехова $«Толстый и тонкий». Для этого побываем в мастерской художника слова, попытаемся постичь стилевые особенности рассказа.

$Психологический портрет героев (примерная таблица, которая будет составлена после анализа содержания по вопросам)

Толстый

$Тонкий

1. Пахло хересом, губы лоснились, как вишни

Богатый

2. Довольный жизнью, самостоятельный, уверенный

3. Говорит мало, уверенно.

1. «Навьючен»

Бедный

2. Неу$веренный в себе, суетливый.

3. Многословен, речь бедная, разговаривает сначала на равных, а потом меняет тон речи, повторяемость речи.

$

Вывод:

 Черты тонкого:

По отношению к толстому$: приниженность, почтительность, угодничество, готовность унижаться, самоуничижение, чинопочитание, пресмыкание, заискивание, страх перед силой. Раболепство.$

По отношению к себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Вопросы и задания для исследования текста:

  •  Можно ли сказать, что произведение строится на противопоставлении?

  • Как описывает Чехов толстого? О чем говорят детали описания? (самостоятельный, богатый, довольный жизнью)$.

  • Какие детали наиболее значительны в описании тонкого? Работа со словом «навьючен». О чем говорят детали описания? (бедный, не уверенный в себе человек)

  • Какие чувства испытывают герои при встрече?$

  • Чем отличается речь тонкого?

  • Определите кульминацию произведения.

  • Что значит слово «окаменел»? Какие изобразительные средства использует Чехов для создания этой ситуации? (метафора)

  • Почему толстый ничего не возразил и ушел?

  • Какие человеческие качества Чехов высмеивает в рассказе? (глупость, тр$усость, неискренность, чинопочитание и т.д.)

  • Какова идея произведения? (разоблачение подхалимства, угодничества, чинопочитания)

  • $

 

- Давайте вновь подслушаем разговор наших героев (анализ эпизода).

( «Ну как живёшь, друг?.......Две звезды имею»)

- Итак, тонкий узнал, что его друг дослужился до тайного советника.

Обратите внимание на «Табель о рангах», существовавший в царской России. Толстый дослужился до тайного советника, что означает в военном звании генерал; тонкий – VIII чин в Табеле, что означает в воинском звании майор.

Всего несколько строчек разделяет бывших одноклассников.

- Найдите глаголы, которые передают внутреннее состояние героев.

- С помощью каких$ глаголов автор передаёт мимику, жесты, позу?

- Что передают эти глаголы? Не много ли их? Зачем они потребовались писателю?

Почему чемоданы, узлы и картонки тоже «съёжились и поморщились»?

(Тонкий теряет дар речи, униженно, подобстрастно хихикает, в его речи появляется раболепно – почтительное –С)

- А вы не задумывались, почему Чехов почти не использует эпитеты, красивые сравнения?

( Уж очень неприглядно выглядит то, о чём он пишет…Тут не до красивостей, поэтому он выбирает обыденные слова, простые предложения)

- Но всё – таки об одном эпитете хотелось бы сказать. О каком? Вы не обратили внимание? (почтительной кислоты) 

- Как в$ы понимаете это словосочетание?

- Ребята, посмотрите, какие знаки препинания ставятся в конце слов толстого?

- А какие в конце слов тонкого? Почему?

(Негодование, брезгливость у толстого; растерянность, униженность – у тонкого)

- Как обращаются друг к другу герои?

- Что  особенно изумляет в составленной вами таблице?


Линии сравнения

$
«Толстый» во 2-ой части рассказа


«Тонкий» во 2-ой части рассказа


1.Глаголы внутреннего состояния героев


«Хотел возразить…стошнило»

$


«Захихикал», «приятно ошеломлён»


2. Мимика, жесты, поза.


«поморщился»


«Побледнел, окаменел…лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…от лица и глаз посыпались искры».

«Сам он съёжился, сгорбился, сузился».

«…на лице $тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты»


3. Знаки препинания в конце предложений

$


Восклицательный знак


Многоточие


4. Обращение героев друг к другу.


«Мы с тобой друзья»


«..ваше превосходительство…Что вы- с Вельможи-с»

$
- Грубит ли толстый?

- Так почему же тонкий сгибается перед ним в три погибели?

(Такова сила привычки, выработанная годами,- угодливо держаться перед вышестоящим начальником)

- Какое же человеческое качество высмеивает Чехов в рассказе? (чинопочитание, подхалимство)

- Одинаково ли вы расстались с толстым и тонким?

- Какие чувства вызвал у вас каждый из них?
$
-А какие приёмы создания комического использует А.П.Чехов?

Способы юмористического повествования:

1) неожиданность;

2) несоответствие;

3) гипербола, литота.

— Попробуем найти в тексте чеховского рассказа неожиданность, несоответствие, гиперболу и литоту.

(Неожиданно само развитие ситуации: встреча двух школьных приятелей, противопоставленных друг другу по размерам, один из котор$ых, узнав о чине товарища, мгновенно преображается)

Несоответствия: речь тонкого никак не соответствует ситуации. Он зачем-то несколько раз повторяет, что его жена — лютеранка, начинает рассказывать, почем продает портсигары. Восторг друзей от встречи не соответствует воспоминаниям детства, о которых рассказывает Порфирий.
Великолепный пример несоответствия мы видим, возвращаясь к абзацу, описывающему превращение тонкого: «...лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры». Лицо кривится от чего-то кислого (позже читаем о «почтительной кислоте»), когда мы говорим о широчайшей улыбке, то обычно это звучит так: «...лицо его $расплылось в улыбке». Искры обычно сыплются от удара лбом обо что-то, и это бывает больно. Лицо искривилось в улыбке — исключительная по точности характеристика не столько мимики тонкого, сколько его двоедушия, двуличия.

Гиперболы: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез», «спросил толстый, восторженно глядя на друга», «Длинный подбородок жены стал еще длиннее...», «Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи».

В ремарках автора, посвященных поведению Нафанаила, мы видим гиперболическое несоответствие.

Литота: «Сам он съежился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились...»

Итак, $мы с вами побывали в мастерской Чехова. Если вы были внимательны к слову великого писателя, то легко выполните следующее задание.

3.Подведение итогов. Этап рефлексии. Составление синквейна.

1 вариант – Толстый

2 вариант – Тонкий

 1 строка (тема) – имя существительное (или слово в роли имени существительного)

$2 строка (описание темы в двух словах) – имена прилагательные.

3 строка (описание действия в рамках этой темы тремя словами) –  глаголы.

4 строка (отношение автора синквейна  к данной теме) – фраза из четырёх слов.

5 строка (синоним к первому существительному) – одно слово, на философско-обобщённом или эмоционально-образном уровне, повторяющее суть темы.

Домашнее задание.

$1) Написать рассказ от 1 лица о встрече с бывшим одноклассником, рассказанный толстым.

2) Изобразить героев рассказа в виде фруктов, овощей или каких – либо предметов, или животных, отражая не только внешность, но и внутреннее состояние.

Выставление отметок.

Post Comment