Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Урок по литературному чтению во 2 классе Л.Н.Толстой «Старый дед и внучек»

Цель:

-познакомить учащихся с биографией Л.Н.Толстого, его рассказом «Старый дед и внучек»;

-учить находить главную мысль в тексте, подтверждать свои суждения цитатами из текста;

-воспитывать уважение и сострадание к старым людям, родителям.

Планируемые результаты:

$

-учащиеся должны на слух воспринимать художественные произведения;

-соотносить смысл пословицы и прозаического произведения;

-пересказывать текст подробно, выборочно;

-характеризовать героев рассказа на основе анализа их поступков, авторское отношение к ним.

Оборудование: мультимедийный проект, карточки с пословицами, учебник по литературному чтению (автор: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий )

Х$од урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение басни И.А.Крылова «Стрекоза и муравей».

(приготовленные рисунки к басни вывешиваются на доску)

  1. $Постановка целей урока.

-Сегодня мы познакомимся с биографией и творчеством великого писателя, нашего земляка. Откройте учебники на с.108, прочитайте его имя.

-Мы поговорим о том, какими должны быть отношения к семье, как следует относиться к старшим.

В конце урока я попрошу вас ответить на вопросы, поэтому на уроке необходимо внимательно слушать.

IV. Работа по теме урока.

-Сейчас я расскажу вам о жи$зни писателя. Слушайте внимательно, будьте готовы отвечать на вопросы.

1. Знакомство с биографией.

Лев Николаевич Толстой (1828 – 1910) – великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой изучал историю, музыку, рисование, медицину. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится $музей, который посещают люди всего мира.

Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В соседней деревне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам написал. Но много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Он писал специально для школьников.

В своих небольших рассказах для детей он пишет о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости.

$2.Проверка восприятия материала.

1.Где жил Л.Н.Толстой?

2. Каким он был человеком?

3.Как Толстой помогал бедным детям?

4.О чем он писал в своих рассказах?

-Молодцы, вы были внимательны, правильно ответили на все мои вопросы.

3.Работа с иллюстрацией.

-Рассмотрите иллюстрацию на с.108. Расскажи её по рисункам.$

- Кроме этого, он написал огромное количество произведений. Посмотрите внимательно, с какими произведениями вы уже знакомы?

V. Физкультминутка.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

$Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

VI. Продолжение работы по теме.

1.Подготовка к чтению рассказа.

-Прочитайте название рассказа, который мы будем изучать.

$ - Как вы думаете, о чем это произведение? (предположения детей)

2.Словарная работа.

-Басня «Старый дед и внучек» рассказывает об истории, которая произошла очень давно в одной семье. На доске написаны слова, которые встречаются в тексте и уже не употребляются в нашей жизни.

Лоханка - круглая или продолговатая посуда для стирки белья, мытья посуды, сливания жидкости.

$ Слаживает – сладить – 1.Хорошо устроить, упорядочить.

2.Справиться, привести кого-нибудь к соглашению, послушанию.

3.Первичное восприятие текста.

$-Послушайте басню Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек». Я попрошу внимательно слушать каждое слово и размышлять над каждым предложением.

- Какие впечатление возникли у вас после прочтения басни?

-Какие чувства вы испытали?

4. Выборочное чтение.

- На сколько частей можно поделить текст? (на 2 части)

- О чём говорится в первой части, во второй части? (В первой говорится о том, как обижали деда, во второй – о том, как сын проучил родителей)

-Прочитайте строчки, в которых объясняется, почему дедушку не $сажали за стол.

- Почему было принято решение давать ему еду в лоханку?

-Прочитай, что сделала невестка, когда дед разбил чешку с едой?

$-Правильно поступила невестка?

Что делал Миша из дощечек? (лохань)

-Как отреагировали родители на это занятие сына родители?

-Как после этой истории стали относиться к дедушке?

5.Обобщающая беседа.

-Чему учит этот рассказ?

-Можно ли назвать эту басню поучительной? (Басня учит нас с уважением относиться к пожилым людям, быть внимател$ьными и заботливыми, отношению к родителям).

-Какова идея произведения? (Как ты будешь любить и уважать своих родителей, так и твои дети будут уважать тебя).

6.Актуальность произведения.

-Это произведение было написано очень давно. Скажите, а может ли произойти такая история в наше времени?

-Как нужн$о относиться к пожилым людям?

7. Работа с пословицами.

-Собери пословицы, объясните их смысл. Какая из них больше всего подходит к басне Л.Н.Толстого «Старый дед и внучек»?

В недружной семье и сердце на месте.

В семье разлад, добра не бывает.

Когда семья вместе, так и дело идёт прекрасно.

В семье согласно, так и дому не рад.

Не будет добра, коли в семье вражда.$

(В недружной семье добра не бывает. В семье разлад, так и дому не рад. Когда семья вместе, и се$рдце на месте. В семье согласно, так и дело идет прекрасно. Не будет добра, коли в семье вражда.)

VII. Рефлексия.

-Выберите и продолжите любое произведение.

*На сегодняшнем уроке я узнал…

*На этом уроке я похвалил бы себя за…

*После урока мне захотелось…

*Сегодня я сумел…

$ VIII. Подведение итогов урока.

- С каким произведением мы познакомились?

- Кто автор?

-Что нового вы узнали?

-Какова главная мысль басни Л.Н.Толстого?$

IX. Домашнее задание.

-Прочитать сведения о Л.Н.Толстого на стр.108 и составить три вопроса к тексту.

-Составить рассказ о своей семье?

Post Comment