Урок пресс-конференция "Поэзия подвига"

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Кировский лицей»

$

Урок Пресс-конференция

Поэзия подвига

(Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени). (2 часа).

$

$

Подготовила учитель русского языка

и литературы

МКОУ «Кировский лицей»

Лавреникова Нина Алексеевна

$

Урок Пресс-конференция

Поэзия подвига

(Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени). (2 часа).

Оформление урока: выставка книг и сборников о Великой Отечественной войне;$ записи песен о войне; монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лети поэтов- современников, пишущих о войне; газета со стихотворениями и фрагментами сочинений учащихся на военную тему.

В предварительной подготовке к уроку с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, по$свящёнными Великой Отечественной войне, знакомы ребята. Объяснить цели и задачи урока, как он будет проходить, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, познакомиться с творчеством поэтов–земляков, участников Великой Отечественной войны, выучить наизусть одно полюбившееся стихотворение, ответить$ на вопросы: «Чем волнуют стихи о Великой Отечественной войне современную молодёжь?» « Какое стихотворение вызвало особенный интерес?»

Учащиеся класса распределяются на несколько творческих групп и заранее готовятся к уроку.

$ 1-я группа « специалисты-исследователи» изучают поэзию военного и послевоенного времени, готовят краткое сообщение о Константине Симонове, Александре Твардовском, Алексее Суркове, Ольге Бергольц.

2-я группа «исследователи» знакомится с творчеством молодых литераторов, отдавших свои жизни за Родину (Мусса Джалиль, Павел Когон, Михаил Кульчи$цкий, Николай Майоров).

3-я группа «исследователи» изучает творчество Юлии Друниной, Эдуарда Асадова, Владимира Высоцкого, Роберта Рождественского.

4-я группа «краеведы-любители» изучает творчество поэтов-земляков: Алексея Радченко, Владлена Ивчина, Анатолия Кузьмичевского.

Оформление пресс – конференции осуществляю три ученика. Они выпускают газету, подбирают записи песен о войне, делают фотомонтаж из портретов и фотографий поэтов – фронтовиков.

« Журналисты» - два ученика освещают ход пресс-конфере$нции: пишут небольшие статьи, которые в конце пресс-конференции зачитываются.

« Библиотекари»- два ученика готовят обзор книг о Великой Отечественной войне$.

Контроль за пресс –конференцией осуществляет один ученик. В конце урока он рецензирует и оценивает работу каждого ученика.

В центре класса за столом – ведущий (учитель) и несколько учащихся, которые подготовили интересные вопросы по теме «Поэзия подвига».

Вопросы «корреспондентов» заранее просматриваются учителем, даются рекомендации. Вопросы адресуются разным группам учащихся $в зависимости от содержания.

Эпиграф на слайде:

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди никогда об этом не забудем!

А.Т.Твардовский.

Проведение пресс-конференции:

Учитель: Мы проводим пресс- конференцию на тему «Поэзия подвига».на которой присутствуют корреспонденты(имена), а также гости. На вопросы, интересующие корреспондентов, ответят спе$циалисты – исследователи поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени. Они сидят за столиком №1.

Разрешите представить сидящих за столиком №2 исследователей творчества молодых поэтов, погибших во время войны.

Стол №3. Поклонники и исследователи творчества Ю. Друниной, Э.Асадова, В.Высоцкого, Р.Рождественского.

Стол №4. Краеведы – любители.

$

Стол №5. Художники и оформители сегодняшней пресс-конференции.

Стол №6. Журналисты, освещающие ход пресс-конференции.

Стол №7. Контроль за пресс –конференцией осуществляет(имя).

$

Цели и задачи:

Присутствующие на пресс-конференции узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны, познакомятся с творчеством поэтов-фронтовиков, услышат их страстные. Полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи; выяснят в чём причина постоянного внимания современных поэтов к событиями Великой Отечественной войны.

$ Тихо звучит песня на слова В. Лебедева-Кумача « Священная война», затем громче. После припева музыка смолкает. Говорит ведущий.

$ Ведущий:

Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днём все долгие годы войны.

Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит. Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших честь и неза$висимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, поэзия – это «голос героической души русского народа».

Время войны – время, спрессованное по преимуществу. Год его приравнивался к десятилетию мирной жизни. Закономерно, что и поэзия, глубоко выразившая то время, - $это поэзия особой насыщенности, особой раздумий и переживаний.

Продолжает звучать песня на слова В. Лебедева-Кумача «Священная война».

Эта песня заставляет вспомнить, что война –это страшное горе, испытание для всего народа, испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.

Вопросы, сидящих $рядом с ведущим «корреспондентов», на которые отвечают учащиеся 1-й и 2 –ой группы.

Сколько писателей и поэтов было на фронте? Назовите их имена. ( отвечают «исследователи»1- группы).

- Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней.

- Они создавали стихи и песни, которые подним$али боевой дух солдат.

- Более300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты - Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. «Они ушли, не докурив, последней папиросы».

Какую роль играла в те годы поэзия?

$- Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

$- Стихи А. Твардовского, А Суркова, О. Бергольц, Н. Тихонова, А.Ахматовой были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о Родине, о прошлом, настоящем и будущем её.

- Поэзия не льстила современнику. Она говорила о нём правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной, где была скорбь.

- Поэзия в годы войны заняла огромное место в духо$вной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала перенести испытания. Она помогала людям жить!

- Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!

Расскажите о К.Симонове, А Суркове, А.Твардовском, О.Бергольц….

$Какие стихи о войне взволновали вас? Прочтите их.

( Вопросы адресуются учащимся 1-й группы, они рассказывают о поэтах, читают наизусть стихи К.Симонова «Жди меня», «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины», отрывки из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин»,А.Суркова «Шестой», «Наедине с собой», «Присягаем победой», О. Бергольц «Я говорю с тобой под свист снарядов»… ). На фоне слайдов.

Какая тема поэзии военных лет стала центральной? Кто главный герой этой поэзии? ( отвечают «исследователи», сидящие за столиком№2).

- Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к Родине, призыв к её защите.$

- Герои поэзии военных лет – это и русские воины – освободители. И простые труженики тыла, это и дети, это все люди, кто боролся с фашизмом!

$- А главное – это люди разных национальностей, разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжёлые испытания, выпавшие на их долю.

Ведущий:

Хочу отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей Толстой, Илья Эренбург, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашизма.

$( Песня из кинофильма «Белорусский вокзал» звучит в исполнении учащихся на фоне слайдов из фильма).

Хочется узнать о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых всё ещё было впереди…

(Сообщения учащихся о поэтах: П. Когане, М. Кульчицком, Н. Майорове, молодых, сильных, мечтавших о т$ворческом труде, горячей и чистой любви, счастливой жизни на земле. Без колебаний они вступили в борьбу с фашизмом).

Звучат стихи П. Когана, М. Кульчицкого и других погибших поэтов. ( Материал можно взять из книги «Строка, оборванная пулей». Изд-во «Московский рабочий», 1985г.)

-Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя кот$орого Мусса Джалиль, о его «Моабитских тетрадях» - цикле стихов, написанных в фашистском застенке Моабитской тюрьмы в Берлине.

Мусса Джалиль был казнён в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны облетела вестьо его двух маленьких записных книжечках, исписанных мелким почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении, Мусса Джалиль мечтал их напечатать. Поэзия Муссы Джалиля- это поэзия глубокой мысли, страстных чувств, неукротимой воли. Одним и$з самых сильных является стихотворение «Мои песни». Это как бы ключ ко всем другим стихам моабитских тетрадей, их обобщение. ( чтение стихотворения).

$Стихи Муссы Джалиля принадлежат к тем творениям литературы, которые с годами волнуют всё сильнее. (чтение стихотворений «Прости, Родина», «Варварство»).

Ведущий:

Сталинград был центром ожесточённых боёв. Дни и ночи гремели взрывы. На берегах Волги решался исход войны. В Сталинградском сражении приняли участие около двухсот поэтов и писателей. Они $создали свыше пяти тысяч литературных произведений. В нашей литературе существует целый пласт «сталинградской поэзии».

Давайте послушаем стихи поэтов Сталинграда.

( Материал о Сталинградской поэзии в трёхтомнике «Память Сталинграда», Волгоград,1992г).

- Какой заряд эмоциональности живёт в этих произведениях? Главное, чем волн$уют эти стихотворения, - правда, редкая, почти рискованная простота рассказа, однако, выливается в интонацию, которая добирается до самой души.

Ведущий:

Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес к данной теме? ( На данный вопрос отвечают «исследователи» современной поэзии о войне).

Звучат произведения Ю. Друниной, Э.Асадова, Р.Рождественского и других поэт$ов на военную тематику. Песни В. Высоцкого прослушиваются в записи на фоне слайдов.

$Ведущий:

Стихи и песни укрепляли мужество, вселяли веру , надежду, помогали переносить испытания и землякам поэтам - фронтовикам. Это яркая, сильная, многоплановая поэзия, героями которой стали воины-освободители. Давайте перелистаем страницы книг А.Радченко, В Ивчина, А. Кузьмичевского.( чтение стихотворений местных поэтов –фронтовиков, прошедших дорогами мужества).

$

Ведущий. Выводы:

Мы убедились. Что тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе. Но поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем

$ Обзор литературы по данной теме делают «библиотекари»

Слово «журналистам», освещавшим ход пресс-конференции. (Читаются небольшие заметки-статьи, написанные учащимися-«журналистами.)

Слово представителю, осуществляющему контроль за проведением пресс-конференции. (Он рецензирует и оценивает каждого участника. Ведущий (учитель) дополняет или исправляет. Выставл$яет оценки.)

Литература:

  1. А.Бауэр. Над Болвой. Киров 2002.

  2. Джалиль М. Костёр над обрывом:Ст$ихи.Письма.М.:Правда, 1987г.

  3. Память Сталинграда: В 3 т.Волгоград, 1992г.

  4. Поэзия: Сб./Под ред. Л.П.Кременцова. ЛЛ.:Просвещение,1988г.

  5. Строка, оборванная пулей: Сб.М: Московский рабочий,2000г.

Post Comment